Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:41, реферат
Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества, которая относится к числу историко-теоретических дисциплин. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Цель данной работы изучить мысли Античного общества и сравнить взгляды великих деятелей Древней Греции и Древнего Рима. Задача — на конкретном историческом периоде показать закономерности развития политико-правовой идеологии, т.к. каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий.
Государственность и политико-правовые учения впервые зародились в эпоху древнего мира — в обществах Востока и античности (Древней Греции и Рима).
На Востоке наиболее заметный вклад в политико-правовую мысль внесли мыслители Индии и Китая. Здесь типичной государственной формой была «восточная деспотия». Широкое распространение получили патерналистские представления о власти; в соответствии с ними считалось, что монарх в своих действиях связан исключительно обычаем и традициями. Цель государства — общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве: установленный порядок незыблем и может быть нарушен лишь в случае несоблюдения божественных предначертаний.
Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементов его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.
Особое место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция. Здесь формой политической организации служил полис, или город-государство. Формы правления были разнообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску «идеальной государственной системы», наилучшей формы правления, что было невозможно в рамках древневосточных цивилизаций.
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.
Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона¹ и Клисфена² в VI в. до н.э. Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение, и даже почтение, как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.
В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.
Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира
____________________________________________________________________
1. Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
2. Клисфен (Kleisthénes), в Афинах (Древняя Греция) законодатель 6 в. до н. э. Из рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате которого в 510 из Афин был изгнан тиран Гиппий
правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право - это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представ
Введение………………………………………………………..3
Политические идеи Древней Греции……………………….6
Политические идеи Древнего Рима………………………..12
Законы ХII таблиц……………………………………………16
Заключение…………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………24
Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.
Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.
Далеко за пределы античности вышло влияние политико-правовых идей Аристотеля. Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради общего блага.
В политическую идеологию Средневековья и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве.
Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его.
Римское право в свою очередь является уникальным творением человеческого гения и одним из высших достижений цивилизации. Система римского права базировалась на идеях естественного права, на принципах порядочности, справедливости и добропорядочности, что обусловило ее совершенство. Многократные попытки возродить дух римского права, использовать его удачные решения и находки подтверждают его огромный потенциал. Право Римской империи стало "материнским" для всех правовых систем Европы.
Конечно, в древних цивилизациях существовали свои правовые системы. Римское право заимствовало от них определенное количество идей, принципов и правовых норм. Но именно античная цивилизация Рима превратила право в самостоятельный предмет, который и сейчас не утратил своей актуальности.
Еще
за пятьсот лет до н.э. правовые нормы
организации гражданского общества
были изложены в законах XII таблиц. Они
развивались в течение
Выдающийся римский юрист Ульпиан отмечал, что изучение права делится на две части: публичное и частное право. Он различал частное и публичное право в зависимости от того, чьей пользы оно прежде всего касается: общественной (государственной) или частной (отдельных лиц): «Публичное право - это то, что касается положения римского государства, частное - это то, что касается пользы отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении » (Дигесты Юстиниана. 1.1.2).
Однако, кроме того, римское право имеет свою внутреннюю структуру, обусловленную логикой взаимосвязи отдельных его норм, институтов и т.д. При этом исходим из сентенции другого выдающегося римского правоведа - Гая: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к правовым действиям» (Институции Гая. 1.81).
Греческие мудрецы и римские юристы утверждали, что первоосновой порядка в обществе должны быть не насилие и жестокость, не варварские издевательства над людьми, а справедливое законодательство. А это привело к оформлению сути понятий «гражданин» и «гражданство», а вместе с ними и представлений о правах человека. Осознание своих прав, умение отстаивать их считалось неотъемлемым признаком каждого гражданина
Цивилизационное значение римского права состоит в том, что оно, воздействуя в течение длительного времени на формирование и развитие всех европейских правовых систем, стало важной составляющей мировой цивилизации.
.
Список
используемой литературы
Информация о работе Античное познание правовых явлений и его характерная методология