Античный полис как уникальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:35, доклад

Описание работы

Античная цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира – самостоятельного города-государства. Эта исходная общественная форма обозначалась в греческом языке словом «полис» (переводится как «город»), а в латинском – словом «цивитас» («гражданская община»). Оба слова обозначают по сути одно и то же, особую форму государственного устройства – город-государство, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности.

Работа содержит 1 файл

Античная цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира.docx

— 16.45 Кб (Скачать)

Античная цивилизация  строится вокруг основной и исходной точки античного мира – самостоятельного города-государства. Эта исходная общественная форма обозначалась в греческом  языке словом «полис» (переводится  как «город»), а в латинском  – словом «цивитас» («гражданская община»). Оба слова обозначают по сути одно и то же, особую форму государственного устройства – город-государство, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу (как, например, Юпитер – Риму, Афина Паллада – Афинам), где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от произвола. Поэтому нет ничего страшнее, чем изгнание из родного города, чем то, что римляне называли «лишением огня и воды», т.е. отнятие гражданских прав. Цицерон в своем сочинении «О государстве» утверждал, что «уничтожение, распад и смерть гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания».

Полис как общественная форма  наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической  основой полиса была античная двуединая  форма собственности: с одной  стороны, это собственность гражданской  общины на всю территорию и богатства  полиса, а с другой – индивидуальная собственность каждого гражданина. В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий  права гражданства и владеющий  частным хозяйством – «ойкосом» (домом). «Он одновременно выступает и как хозяин дома, организатор – «ойконом» и как гражданин – «политес»... Перед лицом закона граждане полиса выступают полноценными собственниками – ойкономами... Хороший хозяин ойкоса считался и хорошим гражданином, и наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политесом». Способности управлять домом и участвовать в общественных делах рассматривались как равноценные [1, с. 8].

В античном демократическом  полисе высшая власть принадлежала народному  собранию всех граждан с правом издания  законов, выбора высших должностных  лиц. К несомненным достижениям  античной демократии следует отнести  равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение  землей, запрет порабощения собственных  граждан.

Формирование античной демократии и так называемого гражданского общества проходило в острой политической борьбе народа (демоса) с родовой  аристократией. В тех городах-государствах, где победу одерживал демос, устанавливалась  демократия (власть народа), но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в форме аристократической  или олигархической республики, но не монархии.

Большую роль в утверждении  демократических ценностей сыграли  великие законодатели и реформаторы  античности. Среди них особое место  занимают имена двух выдающихся афинских реформаторов – Солона и Клисфена, а также спартанского – Ликурга. Наиболее важной среди реформ Солона (VI в. до н.э.) была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным названием встряхивание бремени» (сейсахтейя). Солон объявил все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретил сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла значительную часть греческих граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в Афинах (V в. до н.э.).

Афинские граждане по праву  гордились своей принадлежностью  к самому демократическому государству  в Греции. Государство защищало не только жизнь и имущество своих  граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить  в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.

Вместе с тем афинская политическая система была демократией  для меньшинства населения. Из нее  были исключены не только рабы, не имевшие  элементарных гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах переселенцы, чужеземцы). Метеки не имели  права владеть имуществом – землей и домами, они работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а  жили в наемных помещениях.

Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики было таковым, что в повседневной жизни, бесспорно, существовали и развивались социальный антагонизм верхов и низов, подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился  своими подвигами и самоотверженным  служением полису. Так, знаменитый философ  Сократ, обвиненный в антидемократизме, принял яд; Перикл провел последние  годы жизни под следствием; величайший скульптор античной эпохи Фидий  кончил свою жизнь в тюрьме.

Не только греческий полис, но и Римская республика нередко  становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути аристократической, и  только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные  должности (магистратуры) и места  в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался новый  правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать). Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких  прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным  цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных  диктатур подорвала республиканские  основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась между императорами и сенатской  оппозицией.

Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного  устройства и реальной жизнью приводило  к тому, что человек начинал  чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской  солидарности – последнее для  античного человека было очень важно. Античного человека, как грека, так  и римлянина, делала гражданином  лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.

Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла  возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества. Как отмечает Г.С. Кнабе, «…в Греции и в Риме микромножества играли роль продуктивной модели, порождались обществом на всем протяжении его развития…» [10, с. 216].

Эволюция античного полиса, социально-политических отношений  в республиканском и императорском  Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества.


Информация о работе Античный полис как уникальное явление