Методология научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание»

Содержание

Методология научного познания.
Введение………………………………………………………………...............................2
1.Научное познание…………………………………………………………………………………………3
1.1. Понятие научного познания…………………………………………………………………..3
1.2. Уровни научного познания…………………………………………………………………….5
2.Методология научного познания………………………………………………………………….6
2.1.Понятие метода. Метод и методология…………………………………………………6
3.Виды методов. Общенаучные методы как всеобще философские методы.11
4. Заключение……………………………………………………………………………………………………18
5. Библиографический список………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Методология научного познания.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

Методология научного познания.

 Введение………………………………………………………………...............................2

 1.Научное познание…………………………………………………………………………………………3

  1.1. Понятие научного познания…………………………………………………………………..3

  1.2. Уровни научного познания…………………………………………………………………….5

2.Методология научного познания………………………………………………………………….6

    2.1.Понятие метода. Метод и методология…………………………………………………6

3.Виды методов. Общенаучные методы  как всеобще философские методы.11

4. Заключение……………………………………………………………………………………………………18

5. Библиографический список………………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание». Знание - есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе. По генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственные языки. Данное обобщение обеспечивает конкретизацию понятия «наука». Наука - это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной связности, предсказательной силе и практической эффективности. Указанные критерии (нормы, идеалы) характерны для всех паук, всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественнонаучных, технических и гуманитарных наук. Наука - особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире - возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса позиция. Кроме научного познания, существуют также вне научные способы постижения действительности. Важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание.

1.Научное  познание.

1.1. Понятие научного познания.

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

Знание является продуктом общественной деятельности людей, направленной на преобразование действительности. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научном деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. Человек познает законы природы, чтобы овладеть силами природы и поставить их себе на службу; он познает законы общества, чтобы в соответствии с ними воздействовать на ход исторических событий.

Познание  вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности — такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности. Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мысли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять ее развитие.

В процессе практической деятельности человек разрешает противоречие между наличным положением вещей и потребностями общества. Результатом этой деятельности является  удовлетворение общественных потребностей. Указанное противоречие является источником развития познания и, естественно, находит отражение в его диалектике.

Диалектика  процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнении, позволяющей путем логических доказательств и практической проверки устанавливать истину.

Истинные  знания существуют в виде законов  теоретических положении и выводов, учений, подтвержденных практикой и  существующих объективно, независимо от трудов и открытии ученых. Поэтому  и научное знание объективно. Вместе с тем научное знание может  быть относительным и абсолютным. Относительное знание— это знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой полнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание—это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлении об объекте, обеспечив абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено в будущем.

Следует отметить, что непрерывное развитие практически  исключает возможность превращения  знания в абсолютное, по абсолютности практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.

1.2. Уровни научного познания.

  Выделяют  два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное  значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых  и экспериментальных данных, их систематизация.

Теоретический уровень познания характеризуется  преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение  будущего.

     При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

 

2.Методология  научного познания.

2.1.Понятие  метода. Метод и методология.

Деятельность  людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (греч. — способ познания) — в самом широком смысле слова — "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

1) система  определенных способов, приемов  и операций, применяемых в той  или иной сфере деятельности (в  науке, политике, искусстве и т.  п.);

2) учение  об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует  структуру и развитие научного  знания, средства и методы научного  исследования, способы обоснования  его результатов, механизмы и  формы реализации знания в  практике. Однако неверно сводить  полностью методологическое к  рациональному. «Все сущее не  делится на разум без остатка», так как существуют и внерациональные  средства, и приемы познания.

Итак, метод  (в той или иной своей форме) — это совокупность определённых правил, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности.

 

Любой метод  разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает  его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлены  содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется  в систему, т. е. используется для  дальнейшего углубления и развертывания  знания, его материализации в практике.

Метод существует, развивается только в сложной  диалектике субъективного и объективного, при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как совокупность умозрительных приемов, правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.

Проблемы  метода и методологии занимают важное место в современной западной философии — особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и в других.

Каждый метод  безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:

а) недооценивать  метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, "отвлекающим" от настоящей работы, подлинной науки и т. п. ("методологический негативизм");

б) преувеличивать значение метода, считая его более важным  чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую "универсальную отмычку" ко всему и вся, в простой и доступный "инструмент" научного открытия ("методологическая эйфория"). Дело в том, что "... ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования".

Каждый метод  окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как "руководящей нитью" в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов.

Главное предназначение любого метода — на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное 'функционирование и развитие тех или иных объектов.

Следует иметь  в виду, что вопросы метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны ставиться в широком социокультурном контексте.

Это значит, что необходимо учитывать связь  науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, "личностные особенности" субъекта деятельности и мно¬гие другие социальные факторы.

Применение  методов может быть стихийным и сознательным. Ясно, что только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных условиях, более рациональной и эффективной.

Методология как общая теория метода формировалась  в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод

Сократа и  Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому методология (и по сей день) тесно связана с философией — особенно с такими ее разделами (философскими дисциплинами) как гносеология (теория познания) и диалектика.

Методология в определенном смысле "шире" диалектики, так как она изучает не только всеобщий (как последняя), но и другие уровни методологического знания, а также их взаимосвязь, модификации и т. п.

Тесная связь  методологии с диалектикой не означает тождественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская методология науки. Материалистическая диалектика — одна из форм диалектики, а последняя — один из элементов (уровней) философской методологии, наряду с метафизикой, феноменологией, герменевтикой и др.

Методология в определенном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности и т. д. С другой стороны, методология "шире" гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, но и всех других форм человеческой деятельности.

Из нефилософских  дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, "ставшего" знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Информация о работе Методология научного познания