Античная филосоия. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:42, реферат

Описание работы

Античная философия представляет собой совокупность учений развивающихся в Древней Греции и Древнем Риме с VIв. до н.э. по VIв .н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса ,перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского(625-547гг. до н.э.) , конец-с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах(529г.н.э)

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала-5
2. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка--------7
3. Проблема нравственных оснований человеческого бытия: софисты и Сократ-------------------------------------------------------------------------------------10
4. Общая философская позиция Платона---------------------------------------------13
5. Общественно-политические воззрения: учение о государстве Платона, человек как «политическое животное» у Аристотеля--------------------------15
Заключение---------------------------------------------------------------------------------19
Список используемой литературы----------------------------------------------------20

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 46.56 Кб (Скачать)

     В  то время как атомисты считали  телесными атомы, а не бытие приравнивали к пустоте, у Платона небытие  есть “материя”, а бытие- бестелесные  виды. Таким образом, учение Платона  есть объективный идеализм, так как  материя рассматривается как  производное от нематериальных, предшествующих материи ”видов”,или “идей”, существующих вне и независимо от сознания людей. Это понимание бытия и небытия  лежит в основе учения Платона  о чувственно воспринимаемом мире, который, по Платону, есть нечто среднее  между царством бестелесных” видов” (“идей”)  и царством “небытия”, или “материей”.Все, что есть в  чувственных вещах от бытия, дают “виды”как их причины и образцы. Но так как чувственные вещи преходящи, то это свидетельствует об их связи с небытием, “материей”.

     Различию  этих областей бытия соответствует, по Платону, различие родов знания. Знания есть припоминание. До своего вселения в телесную оболочку в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала  там истинно сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывают то, что знала до своего падения на Землю. Однако и теперь она хранит в своей глубине память о том, что она когда –то созерцала. Восприятия материальных предметов  напоминают душе позабытые ею знания, “идеи”.

     В учении об “идеях” Платон, следуя элеатам, определяет истинное бытие как тождественное  и неизменное, он приходит к выводу, что высшие роды сущего- бытие, движение, покой, тождество и изменение- могут  мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен себе самому и не равен, и тождествен себе и переходит  в свое “иное”.

     В центре космологии Платона стоит  мистическое учение о мировой  душе и о перевоплощении отдельных  душ. Человеческая душа, согласно Платону, независима от тела и бессмертна. Чем  дольше она пребывает  в царстве  идей, тем больше знает данный индивид, в тело которого она вселилась. Душа состоит из трёх частей; из разумной части, которая создаётся непосредственно  самим демиургом, из аффективной  и вожделеющей, которые создаются  низшими богами. Победа разумной части  души над страстями и чувственными вожделениями возможна только при надлежащем воспитании.  

     Учение  Платона оказало огромное влияние  на все последующее развитие философской, в особенности идеалистической  мысли. В.И.Ленин подчеркивал, что  последующие, более развитые формы  идеализма, в сущности, в своих  исходных принципах тождественны с  учением Платона. 

3. Проблема нравственных  оснований человеческого бытия: софисты и Сократ

     Начало  в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480-410гг. до н.э),Георгий(480-380гг. до н.э) и другие. Софисты (от греч. – знаток, мудрец) – древнегреческие философы V-IV веках до нашей эры. В учении софистов главное место отводилось искусству красноречия. Общим для софистов является коренная переориентация от натур-философской проблематики к этико-политической и гносиологической проблемам. Софисты впервые поместили человека в центр внимания философии, осуществили анализ его познавательных способностей, содействовали развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков.

     Сократ - великий античный мудрец,- стоит  у истоков рационалистических и  просветительских традиций европейской  мысли. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно- научного знания и безбожия.

     В философии софистов и Сократа  человек становится единственным бытием. Имея в виду предшествующую философию, искавщую бытие вне человека софист Георгий доказывает, что если бы оно существовало, мы не могли бы иметь о нём никакого знания, а  если бы имели таковое, то не могли  бы его выразить. Эта идея очень четко была сформулирована другим известным софистом Протагором :”Человек есть мера всех вещей существующих, и не существующих, что они не существуют”.С этого времени на передний план выходит проблема отношения человека  к миру. Как видно из приведённого выше высказывания Протагора, уже софисты подчёркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и

с Сократа, философия  впервые формулирует основной мировоззренческий  вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию.

     Учеником  софистов  в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ(470-399гг.до н.э.)Прогрессивное  значение софистики заключается  в том, что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании; всё, что ценное для личности, должно быть оправдано бать оправдано перед её сознанием. Однако, это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против релятивизма софистов. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят своё выражение общие законы. Сократ выступал с требованием  выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. И так, основополагающая способность человека, по Сократу,- это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа- майевтика-(повивальное искусство). Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, употребляется”бабке-повитухе”.

     Сократ  учил, что философия-любовь к мудрости, любовь к знанию- может рассматриваться  как нравственная деятельность в  том случае, если знание само по себе есть добро. Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Тремя основными добродетелями Сократ считал: умеренность (знание, как обуздывать страсть). храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих) .Таким образом, Сократ попытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности  и всей общественной жизни, в том числе и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинён в том, что развращает своими рассуждениями молодёжь, не признаёт богов и священных обычаев, и потому был арестован. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Общая философская  позиция Платона

     Философия Платона(427-347 до н.э.) по праву считается  одним из самых серьёзных достижений античной мысли. Платоном в истории  философии, объясняется тем, что  он первым заявил о себе как о  профессиональном мыслителе. Продолжая  традиции своего учителя Сократа, Платон излагал свои идеи в диалогичной  форме, стремясь побуждать читателя к поискам истины.

     Заимствовав у Сократа понимание актов  философствования как отыскания  истинных понятий, в первую очередь  прочных нравственных принципов, Платон развивает такое понимание предназначения философии. Для него диалектика является универсальным способом отыскания  и гипотетического исследования понятий. При этом объектом исследования, выступает реальность, прямо противоположная чувственно воспринимаемому миру. Такая реальность называется Платоном эйдосом, то есть идеей или видом. Высшей идеей, венчающей пирамиду бытия, является благо. Идеи реально существуют, но познавать их человек может только с помощью ума. Материальный же мир представляет как воплощение в телесной форме уже существующего идеального ”проекта”.

     Таким образом, Платон четко различает  существование мира имматериального, невидимого и бестелесного, и мира материального, воспринимаемого ощущениями и окружающего человека в его повседневности. Поэтому в историю античной и мировой философии Платон вошёл как мыслитель, последовательно отстаивающий принципы объективного идеализма.

     В области гносеологии Платон разработал детальную классификацию видов  познания. Основное деление у него сводится к разведению знания на два  основных вида- интеллектуальное и  чувственное. В свою очередь интеллектуальное знание делится на мышление и рассудок .Чувственное знание разделяется  на веру и подобие.

     Используя своё эйдетическое учение, Платон впервые в философии постарался осмыслить проблему соответствия индивидуальной добродетели- общественной справедливости. Это учение получило название”идеального государства”.Кризис афинской демократии заставляет мыслителя по-иному взглянуть на устройство и функционирование государственного механизма. Платон полагает, что три основных добродетели- мудрость, мужество и умеренность- должны быть иерархически выстроены в идеальном государстве, чтобы в форме справедливости в нём могло восторжествовать благо. Поэтому он и убеждён, что самой верной земной копией идеального общежития будет сосредоточение государственной власти в руках философов. Цель военного сословия, “стражей”- обеспечение внутренней безопасности государства, а задача крестьян и ремесленников- производство материальной продукции для удовлетворения потребностей своих сограждан.

     Идеальному  государству по Платону противостоят четыре основных типа отрицательной  организации государственной власти. Это- тимократия (власть, основанная на господстве в обществе честолюбцев), олигархия(господство богатого меньшинства  над бедным большинством), демократия(власть правление большинства над меньшиством ), тирания(во власть одного тирана над  всем обществом).Главным стимулом поведения  людей в подобных формах власти являются материальные потребности и соответствующие  им заботы. Поэтому все они выступают  как извращение идеальной формы  власти. 
 
 
 
 

           

5.Общественно-политические  воззрения: учение  о государстве  Платона, человек  как «политическое животное» у Аристотеля

     В своих воззрениях на государство  Платон исходил из того ,что существует идеальное государство, идеальный  образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.

     Рассуждения Платона о государстве тесно  связаны с его рассуждениями  о нравственности вообще. Четыре добродетели Платона непосредственно связаны с общественной жизнью человека. Это мудрость, мужество, благоразумие и справедливость.

     Своё  учение об идеальном государственном  устройстве Платон излагает в трёх диалогах: “Политик”, “Государство”, “Законы”.

     “Политик” посвящён истории общества. Для описания истории государства Платон ссылается  на мифологическое прошлое. Бог непосредственно управлял людьми, разделив их по родам и дав каждому роду своего доброго гения. Не было ни государства, ни собственности, ни необходимости трудиться, поскольку люди могли питаться плодами земли. Второй этап истории государства уже не связан с мифологическими представлениями. По мнению Платона, на этом этапе космос отделяется от Бога и берёт функцию управления на себя. Но космос справляется с этими обязанностями куда хуже, чем Бог.

     По  мнению Платона, существует три “хороших”  формы правления, основанные на законах, и три “плохих”, основанные на беззакониях. Три “хороших” формы правления  в порядке их ухудшения - это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления - это тирания, олигархия  и ещё одна форма правления, которой  Платон не даёт специального названия, обычно её называют тимократией. Аристократия - это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества , Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, “самодостаточного “ государства .

     Следующий вид государственного устройства - олигархия - появляется в результате скопления богатства у частных лиц . Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении.

     Следующей формой государственного правления, является демократия, которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие  и безналичие.

     В “Государстве” Платон предлагает новую модель управления. По мнению Платона, государство возникает  потому, что люди не в состоянии  удовлетворить свои потребности  и вынуждены обращаться к помощи других. По существу, здесь у Платона  возникает идея разделения труда, которое  должно контролировать государство. Итак, первая функция государства - контроль экономической жизни общества; вторая функция государства - защита страны от внешних и внутренних врагов; третья функция - поддержка идеалов  справедливости и добра. Платон предлагает структурировать идеальное государство на классы. Причём классы у Платона зависят не от экономического благосостояния людей или их происхождения, а от того, какая добродетель преобладает в их душе. Трём началам человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствуют три класса в государстве: ремесленники, воины, стражи, а каждому типу души - своя добродетель: воздержанность, мужество, мудрость.

Информация о работе Античная филосоия. Общая характеристика