Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 07:42, реферат
Античная философия представляет собой совокупность учений развивающихся в Древней Греции и Древнем Риме с VIв. до н.э. по VIв .н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса ,перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского(625-547гг. до н.э.) , конец-с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах(529г.н.э)
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала-5
2. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка--------7
3. Проблема нравственных оснований человеческого бытия: софисты и Сократ-------------------------------------------------------------------------------------10
4. Общая философская позиция Платона---------------------------------------------13
5. Общественно-политические воззрения: учение о государстве Платона, человек как «политическое животное» у Аристотеля--------------------------15
Заключение---------------------------------------------------------------------------------19
Список используемой литературы----------------------------------------------------20
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский
государственный технический
Институт
интенсивного образования
Реферат по дисциплине «Философия»
Тема « Античная философия: общая характеристика »
Работу выполнил: _________ Е.И.Демиденко
Студент гр. Зр- СР –12 подпись, и.о. фамилия
Работу проверил:
Преподаватель
Заринск 2011
План
Введение----------------------
1. Натурфилософский
период античной философии.
2. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка--------7
3. Проблема нравственных
оснований человеческого бытия: софисты
и Сократ------------------------
4. Общая философская
позиция Платона-----------------------
5. Общественно-политические
воззрения: учение о
Заключение--------------------
Список
используемой литературы--------------------
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 3
Задание №1 Гегель характеризовал смерть Сократа как трагедию, в которой гибнет индивид, но не духовный принцип, им утверждаемый.
Дайте развёрнутую характеристику основных принципов жизненной философии Сократа.
Задание №2 Укажите 4 признака, характеризующие идеальное государство по Платону:
1) равенство;
2) свобода;
3) справедливость;
4) участие всех граждан в управлении;
5) контроль государства в сфере духовной жизни;
6) устранение
семьи и государственное
7) единомыслие всех членов общества;
8) наличие частной собственности.
Введение
Античная философия представляет собой совокупность учений развивающихся в Древней Греции и Древнем Риме с VIв. до н.э. по VIв .н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса ,перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского(625-547гг. до н.э.) , конец-с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах(529г.н.э)
Это тысячелетнее развитие философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, богов и человека. Во многом это объясняется языческими (политеистическими) корнями античной философии, и в то же время свидетельствуют об особом, присущем данной эпохе теорийном настрое ,созерцательности, стремление одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом.
Основное содержание античной философии составляет философия древних греков , собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции Риме с IIIв.до н.э. Для греков природа выступает единственным абсолютом , она не сотворена богами, а сами боги составляют её неотъемлемую часть и олицетворяет основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой , но живёт не только “по природе” ,но и “по установлению”,на основе разумного обоснования.
Сама картина мироздания , характерная для возникающей философии, представляет собой данный в наглядно-образной форме на вопросы полисной жизни. Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего грека: человек, бог и государство. Философия приходит на смену пред философским описаниям ,содержащимися уже в поэмах Гомера и Гесиода, и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции, которая у первых философов и отождествлялась чаще всего с той или иной природной стихией. Соответственно природа занимает центральное место в философских размышлениях, что позволяет характеризовать первых философов как “физиков”,”фисиологов” в терминологии Аристотеля.
Первый период греческой философии -это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. Второй период-период классической философии который обычно начинают философией софистов и Сократа. Третий период эллинистически-римская философия, развивавшаяся в Древней Греции в Древне Риме, представлена такими течениями, как эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.
Актуальность
настоящего реферата обусловлена тем,
что мысли мудрых людей даже глубокого
прошлого нам нужны и теперь. Кто
не знает истории философии, в
том числе и античной, тот не
может по-настоящему знать и ее
современного состояния. Изучение истории
философии говорит о
1. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала
Натурфилософия является попыткой рационального объяснения действительности и считается исторически первой формой философии. Она может быть определена как умозрительное истолкование природы .
Натурфилософия возникает в период кризиса сознания ,пытаясь преодолеть метафоричность мифологического восприятия мира, натурфилософия начинает оперировать понятиями-абстракциями, в которых отражаются явления природы, а так же связи, возникающие между этими явлениями. В этом смысле ранняя философия нацелена на поиск рационального, или представляющегося таковым ,истолкования происхождения и сущности природы.
Стихийно-
В частности ,подобным примером может послужить постановка проблемы о первоначале сущего. Первенство в этом вопросе принадлежит одному из легендарных семи мудрецов Фалесу ( ок.625-ок.547 до н.э.) который оказался основоположником демифологического истолкования мира. По его представлению природа управляется не антропоморфными небожителями (богами),а развивается из единого начала, внутренне присущего миру. Таким первоначалом он называет воду. И природные образования, и живые существа рождаются и гибнут, но вода остаётся вечно.
За
первоначало мира философы природы принимали
и другие формы материального мира. Например,
Анаксимен(2-я пол YI в до н.э.) утверждал,
что все вещи возникают из воздуха и являются
его модификациями(порождениями).
Другим примером натурфилософских исканий является учение пифагорейцев о числе, согласно которому вещи и числа неотделимы друг от друга. Главная особенность этого учения состоит в утверждении принципиальной несводимости всего существующего в мире к материальной стихии. Число считалось здесь не только своеобразным образом предмета, но и его сущностью. Поздний пифагореизм с числовым выражением отождествлял также понятия как благо, добро, справедливость, добродетель и т.п.
У
поздних натурфилософов -Эмпедокла,
Анаксагора, Демокрита - проблема первоначала
выводится на новый уровень. Так,
Эмпедокл (ок490-ок. 430до н.э.) предпринимает
попытку синтезировать
Натурфилософское учение Анаксагора(ок 500-428 до н.э.) интересно тем, что он разрабатывал идею внешней силы, с помощью которой бесформенная и статичная материя приобретает способность к движению. Анаксагор называет подобную силу нусом- т.е умом и придаёт ей характер источника возникновения мира.
Таким образом, в натурфилософском миропонимании прослеживается попытка вывести теоретически обобщённое, абстрагированное от природного
начала. И в этом плане значение “любомудрия” первых философов природы для всей последующей античной мысли трудно переоценить.
2. Проблема бытия: материалистическая и идеалистическая трактовка
Материалистисескому
учению Демокрита о бытии
Эти
поры соответствуют величине и форме
проникающих через них образов
вещей, то эти образы в ощущении соответствуют
самим вещам. Они и составляют
основу знания. Однако познание не может
быть сведено целиком к ощущению.
Ощущения- необходимый источник познания,
но не достаточный. Существуют предметы,
которые ввиду своей малой
величины недоступны чувствам. Такие
свойства вещей постигаются только
умом, и это познание также может
быть достоверным. Так, мы не видим,
не слышим и не осязаем непосредственно
ни пустоты, ни атомов, из которых состоят
все тела. Однако мы убеждаемся в
их достоверном существовании
До конца Vв. до н. э. основным и преобладающим типом древнегреческих философских учений был материализм. Идеалистические тенденции, выявлявшиеся в некоторых из этих учений, ещё не сложились в осознанную систему.
В лице Платона(427-347 до н. э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противопоставляет себя материализму. С этого времени материализм идеализм образуют уже вполне оформившуюся противоположность двух основных направлений в развитии древнегреческой и всей последующей философии.
По
учению Платона, мир чувственных
вещей не есть мир истинно сущего:
чувственные вещи непрерывно возникают
и погибают, изменяются и движутся,
в них нет ничего прочного и
истинного. Подлинная сущность чувственных
вещей, их причины- бестелесные нечувственные
формы, постигаемые умом. Эти причины,
или формы, Платон называет видами(“эйдосами”)
и, гораздо реже, идеями. Каждому
классу чувственных предметов