Значение и роль проблемного подхода в обучении географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью моей работы является: выявление возможных путей реализации проблемного подхода в обучении географии, для ее достижения была спроектирована система следующих задач:
установить значение проблемного обучения в изучении географии;
выяснить содержание проблем;
показать взаимосвязь процесса обучения и развития творческого мышления с помощью проблемного обучения;
формировать знания, умения и навыки с помощью проблемного обучения как методики активизирующей мыслительную деятельность учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2

1. ПРОБЛЕМЫ КУРСА ГЕОГРАФИИ ………………………………………4

2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ……………………………………………………………………5

2.1.Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе…….6
2.2. Сушность проблемного обучения……………………………………..7
2.3. Типы и способы создания проблемной ситуации…………………….9
2.4. Условия и способы реализации проблемного обучения…………….10

3.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ……………….11

4.ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИИ ПО ГЕОГРАФИИ…………………...13

5. УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА………..15

1.Урок по теме: «Озера России»……………………………………………16
2.Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки»…………………………………………………………………………17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..19

Работа содержит 1 файл

Проблемный подход в обучении географии и его реализация на уроках.docx

— 44.48 Кб (Скачать)

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание , воля, творческое воображение.

 

4.ВИДЫ  ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИИ ПО ГЕОГРАФИИ

  

  В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что  количество солнечного тепла зависит  от широты: чем широта ниже, тем тепла  больше, и наоборот. В следующем  курсе при изучении Африки они  узнают,

что в тропическом  поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С).

Этот факт вступает в противоречие с ранее  усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного  задания: «Работая с атласом, сопоставьте  летние и зимние температуры в  тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе  температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены  комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий  наиболее широко распространен в  обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить  по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных  предметов, задание приобретает  проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе  в средней полосе России после  рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической  державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных  суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает  большая территория на экономику  страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП  влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий  состоит в том, что они требуют  рассуждения по принципу «и то и  другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать  школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная  гипотеза, например о происхождении  вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту  гипотезу , прошу у учащихся высказать  свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

            Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»

 

 

 

 

 

 

5. УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА

 

1.Урок по теме: «Озера  России».

 

Цель  урока: Сформировать представление о многообразии озер нашей страны,       происхождении, особенностях размещения и значении.

 

Задачи: 1. Образовательные:

Активизировать  деятельность учащихся на разрешении проблемного     вопроса с  помощью интенсификации обучения на основе схем, карт, карточек-заданий.

                2. Развивающие:

                    Продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карты,

                    схемы, рисунки с целью получения  новых знаний.

                3. Воспитательные:

                    Формирование убежденности в  необходимости сохранения чистоты,

                    богатства флоры и фауны озер. Экологическое воспитание.

 

Оборудование: 1. Физическая карта России;

                           2. Учебник И.И.Бариновой «География. Природа России» 8 класс;

                           3. Схемы;

                           4. Карточки-задания;

                           5. Географические атласы;

                           6. Картины, фотографии озер.

 

Ход урока:

1. Вступительная речь учителя. Ознакомление с целями урока, постановка проблемного    

    вопроса: (Почему в озерах  России разное количество рыбы?)

Домашнее  задание: § 13 с. 80-81;  В контурных  картах подписать крупнейшие озера         России, выделить цветом бессточные озера.

 

Π. Изучение нового материала.

   

   1. Происхождение озерных котловин.

    1.1 Рассказ учителя с  элементами вопрос-ответ.

    1.2 Самостоятельная работа  учащихся по карточкам №2 и  №3.

    1.3 Фронтальная работа  по карточке №4.

 

 

 

 

2. Виды озер.

     2.1 По расходу и  приходу воды (работа со схемой  №1, практическая работа учащихся

         по карточке  №5).

     2.2 По солености (работа  со схемой №2).

 

   3. Условия образования озер и причины, влияющие на размещение озер.

   4. Решение практической задачи. Разрешение проблемного вопроса. (карточка №6).

   5. Значение и жизнь озер.

     5.1 Составление схемы  №3 «Значение озер».

     5.2 Анализ схемы №4  «Жизнь озера».

     5.3 Путешествие на  озеро Байкал (реферат).

 

Ш. Обобщение и закрепление пройденного материала в форме фронтального опроса

       и игры «Угадайка». (карточка №7).

1У. Подведение итогов.

2.Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических  поясов Африки».

 

Подобные  уроки возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они  отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют  целью не только приобретение новых  умений. Но и формирование новых  знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим  образом. Класс делят на число  групп равное числу климатических  поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой  ставится задача объяснить особенности  климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата  предлагается:

 

- определить  какая климатограмма в учебнике  соответствует вашему климатическому  поясу.

- заполнить  в тетради таблицу:

 

Элементы климата

Климатический пояс

Э

С/Э

Т

С/Т

Средние температуры января

Средние температуры июля

Господствующие  ветра

Годовое количество осадков, мм

Режим осадков

       

Выяснить:

- Почему  экваториальный пояс на востоке  не доходит до побережья Индийского  океана? (вопрос 1 группе)

- Почему  полуостров Сомали – одна из  самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)

- Почему  в пустыне Намиб, находящейся  на побережье Атлантического  океана, выпадает меньше осадков,  чем в самых сухих местах  Сахары? (вопрос 3 группе)

группа сильных  учеников готовит ответы на следующие  вопросы:

- Почему  на экваторе всегда жарко и  много осадков?

- Почему  в субэкваториальном поясе выделяют  сухой и влажный сезоны?

- Почему  в северной части Африки климат  сухой, чем в южной?

Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают  все группы. После отчетов формулируют  общий вывод: климатические пояса  Африки отличаются между собой значением  температур, количеством осадков  и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой  и углом падения солнечных  лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

            Исследовательские элементы на  этом уроке составляют:

Соединение  информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее  важна и групповая работа (исследовательская  группа – пятая) – конструирование  ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего  обучения в системе урока.

Функция учителя  при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании  и постановке перед учащимися  проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит  в восприятии, осмыслении и решении  проблемы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

География  содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако  для  активизации познавательной деятельности школьников не только географическая информация должна быть интересной, но и сам процесс её получения. Поэтому  возникает необходимость широко применять проблемный подход в обучении географии.

     

        В заключении хочу отметить, что курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Брушлинский А.В. Психология  мышления и проблемное обучение. М., 1983

 

2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991

 

3. Паншечникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.

 

4. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования  творческого мышления студентов. А.-А., 1991

 

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Значение и роль проблемного подхода в обучении географии