Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:41, курсовая работа
Основной целью моей работы является: выявление возможных путей реализации проблемного подхода в обучении географии, для ее достижения была спроектирована система следующих задач:
установить значение проблемного обучения в изучении географии;
выяснить содержание проблем;
показать взаимосвязь процесса обучения и развития творческого мышления с помощью проблемного обучения;
формировать знания, умения и навыки с помощью проблемного обучения как методики активизирующей мыслительную деятельность учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2
1. ПРОБЛЕМЫ КУРСА ГЕОГРАФИИ ………………………………………4
2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ……………………………………………………………………5
2.1.Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе…….6
2.2. Сушность проблемного обучения……………………………………..7
2.3. Типы и способы создания проблемной ситуации…………………….9
2.4. Условия и способы реализации проблемного обучения…………….10
3.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ……………….11
4.ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИИ ПО ГЕОГРАФИИ…………………...13
5. УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА………..15
1.Урок по теме: «Озера России»……………………………………………16
2.Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки»…………………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..19
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2
1. ПРОБЛЕМЫ КУРСА ГЕОГРАФИИ ………………………………………4
2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ……
2.1.Проблемное обучение
в психолого-педагогической
2.2. Сушность проблемного обучения……………………………………..7
2.3. Типы и способы
создания проблемной ситуации……
2.4. Условия и способы
реализации проблемного
3.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ……………….11
4.ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИИ ПО ГЕОГРАФИИ…………………...13
5. УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
1.Урок по теме: «Озера России»……………………………………………16
2.Урок-практикум на
тему: «Характеристика климатических
поясов Африки»…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..19
Введение
Великий педагог Адольф Дистервег писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Эти слова как никакие другие подчеркивают основную цель использования мною методики проблемного обучения в школе.
Проблема развития мышления в
процессе обучения занимает
Основной целью моей работы является: выявление возможных путей реализации проблемного подхода в обучении географии, для ее достижения была спроектирована система следующих задач:
Особое внимание
при этом уделено созданию системы
проблемных заданий по теме, способам
включения их в урок, организации
познавательной деятельности учащихся
на их основе. Для их выполнения привлекаются
различные источники
Гипотеза работы: повысится ли эффективность обучения при использовании на уроках географии проблемных вопросов и заданий.
Особое внимание в работе уделено созданию системы проблемных вопросов и заданий по различным темам, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности на их основе. Для их составления привлекаются разнообразные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно – популярная литература, статьи из текущей периодической печати.
Выбранное мною направление работы очень актуально, поскольку в настоящее время ни для кого не секрет все заметнее спад интереса учащихся к школе. Это и понятно: ведь учитель перестал быть единственным источником знаний. С экранов телевизоров, компьютеров, со страниц книг, журналов и газет на них обрушивается поток самой разнообразной информации яркой, запоминающейся, интересной. Для учителя географии ситуация осложняется еще и тем, что на фоне других предметов география нередко проигрывает за счет того, что школьники особенно старшеклассники изменяют свое отношение к изучаемым в школе предметам.
Повышается
их активность на уроках по профилирующим
предметам тех учебных
Таким
образом, основной задачей
Благоприятные условия для его реализации в географии, на мой взгляд, создает современная программа, содержание которой способствует формированию у школьников различных приемов умственной деятельности, необходимого условия для развития у учащихся самостоятельности в учении. Кроме того, в некоторых курсах географии изданы учебники, построенные на данной методике, но они мало используются в школах. Также создана целая образовательная система, структура которой полностью строится на проблемном подходе – «Школа 2100».
Главный
ориентир современной школы –
воспитание полноценной личности –
активной, здоровой нравственно и
физически, способной к творческой
деятельности. Этого высокого уровня
можно добиться за счет внедрения
новых технологий в учебный процесс.
Одной из трудностей их внедрения, является
то, что нет подробных разработок
их применения. Очень трудно построить
обучение так, чтобы в нем были
применены: проблемное обучение, дифференцированный
и личностный подходы, учет возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся,
поэтапное изучение материала, методы
развивающего обучения, разнообразные
формы организации учебной
Я считаю, что моя работа, имеет большое значение в преподавании предмета географии. Оно довольно интересно не только для учеников, но и для учителя, так как внедрение творческих методов, в том числе проблемного обучения представляет новые и весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Потому, что учитель при этом должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам и систему доказательств этих точек зрения, должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания в географии.
Выбор и
создание проблемной ситуации на уроках
географии зависит от конкретных
целей урока, уровня знаний и умений
учащихся. Но самое трудное создать
проблемную ситуацию, что бы она
действительно стала
1.ПРОБЛЕМЫ КУРСА ГЕОГРАФИИ
Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.
1. Изменившееся качество жизни
требует от выпускника не
Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.
2. Снижение интереса к предмету.
Обилие информации, в которой
пребывает сейчас школьник, отнюдь
не воспитывает в нем
География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:
Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.
2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В
По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся острые споры и дискуссии: одни авторы рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения , другие – как метод обучения , третьи относят проблемное обучение к категории принципа.
Несмотря на
разные точки зрения на
М.И.Махмутов проблемную ситуацию понимает как «психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми способами и должен найти новый способ действия».
Таким образом,
главный элемент проблемной
Но не всякая
проблемная ситуация неизбежно
побуждает мышление. Мышление не
возникает, если у субъекта
нет потребности в разрешении
проблемной ситуации, а также
отсутствуют исходные знания, необходимые
для начала поиска. Для возникновения
этого начала надо
Проблему можно
рассматривать, как логическую, психологическую
и дидактическую категории.
«Проблема, как
подчёркивает Оконь В. (1968) – это
трудность, требующая
Несмотря на различия
в приведённых примерах
В учебном процессе
проблема может быть выражена
в форме проблемного вопроса
или задания. И проблемное
Соподчинённость основных
понятий проблемного обучения
можно представить в виде
Информация о работе Значение и роль проблемного подхода в обучении географии