Значение и роль проблемного подхода в обучении географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью моей работы является: выявление возможных путей реализации проблемного подхода в обучении географии, для ее достижения была спроектирована система следующих задач:
установить значение проблемного обучения в изучении географии;
выяснить содержание проблем;
показать взаимосвязь процесса обучения и развития творческого мышления с помощью проблемного обучения;
формировать знания, умения и навыки с помощью проблемного обучения как методики активизирующей мыслительную деятельность учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2

1. ПРОБЛЕМЫ КУРСА ГЕОГРАФИИ ………………………………………4

2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ……………………………………………………………………5

2.1.Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе…….6
2.2. Сушность проблемного обучения……………………………………..7
2.3. Типы и способы создания проблемной ситуации…………………….9
2.4. Условия и способы реализации проблемного обучения…………….10

3.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ……………….11

4.ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИИ ПО ГЕОГРАФИИ…………………...13

5. УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА………..15

1.Урок по теме: «Озера России»……………………………………………16
2.Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки»…………………………………………………………………………17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..19

Работа содержит 1 файл

Проблемный подход в обучении географии и его реализация на уроках.docx

— 44.48 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2

 

 1. ПРОБЛЕМЫ КУРСА ГЕОГРАФИИ ………………………………………4

 

2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО  ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ……………………………………………………………………5

 

     2.1.Проблемное обучение  в психолого-педагогической литературе…….6

     2.2. Сушность проблемного обучения……………………………………..7

     2.3. Типы и способы  создания проблемной ситуации…………………….9

     2.4. Условия и способы  реализации проблемного обучения…………….10

 

3.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ……………….11

 

4.ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИИ ПО ГЕОГРАФИИ…………………...13

 

5. УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО  ПОДХОДА………..15

   

    1.Урок по теме: «Озера России»……………………………………………16

     2.Урок-практикум на  тему: «Характеристика климатических  поясов Африки»…………………………………………………………………………17

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Великий педагог Адольф Дистервег писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Эти слова как никакие другие подчеркивают основную цель использования мною методики проблемного обучения в школе.

        Проблема развития мышления в  процессе обучения занимает видное  место в исследованиях педагогов  и психологов. На основе этих  исследований были сделаны выводы  о взаимосвязи процесса обучения  и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления  школьников возможно только с  помощью проблемного обучения.

 

Основной целью моей работы является: выявление возможных путей реализации проблемного подхода в обучении географии, для ее достижения была спроектирована система следующих задач:

    1. установить значение проблемного обучения в изучении географии;
    2. выяснить содержание проблем;
    3. показать взаимосвязь процесса обучения и развития творческого мышления с помощью проблемного обучения;
    4. формировать знания, умения и навыки с помощью проблемного обучения как методики активизирующей мыслительную деятельность учащихся.

Особое внимание при этом уделено созданию системы  проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации  познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

 

Гипотеза работы: повысится ли эффективность обучения при использовании на уроках географии проблемных вопросов и заданий.

Особое  внимание в работе уделено созданию системы проблемных вопросов и заданий  по различным темам, способам включения  их в урок, организации познавательной деятельности на их основе. Для их составления  привлекаются разнообразные источники  географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно –  популярная литература, статьи из текущей  периодической печати.

Выбранное мною направление работы очень актуально, поскольку в настоящее время  ни для кого не секрет все заметнее спад интереса учащихся к школе. Это  и понятно: ведь учитель перестал быть единственным источником знаний. С экранов телевизоров, компьютеров, со страниц книг, журналов и газет  на них обрушивается поток самой  разнообразной информации яркой, запоминающейся, интересной. Для учителя географии  ситуация осложняется еще и тем, что на фоне других предметов география  нередко проигрывает за счет того, что школьники особенно старшеклассники  изменяют свое отношение к изучаемым  в школе предметам.

Повышается  их активность на уроках по профилирующим  предметам тех учебных заведений, куда они решили поступать, и усиливается  пассивность и безразличие к  другим. Нередко к этим «другим» относиться и география

 Таким  образом, основной задачей становиться  актуализация познавательного интереса  учащихся, что возможно при использовании  на уроках проблемного подхода. 

Благоприятные условия для его реализации в  географии, на мой взгляд, создает  современная программа, содержание которой способствует формированию у школьников различных приемов  умственной деятельности, необходимого условия для развития у учащихся самостоятельности  в учении. Кроме  того, в некоторых курсах географии  изданы учебники, построенные на данной методике, но они мало используются в школах. Также создана целая  образовательная система, структура  которой полностью строится на проблемном подходе – «Школа 2100».

Главный ориентир современной школы –  воспитание полноценной личности –  активной, здоровой нравственно и  физически, способной к творческой деятельности. Этого высокого уровня можно добиться за счет внедрения  новых технологий в учебный процесс. Одной из трудностей их внедрения, является то, что нет подробных разработок их применения. Очень трудно построить  обучение так, чтобы в нем были применены: проблемное обучение, дифференцированный и личностный подходы, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтапное изучение материала, методы развивающего обучения, разнообразные  формы организации учебной деятельности учащихся на уроке и работа над  усвоением содержания образования, включающая в себя:

    • знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении;
    • умение пользоваться этими знаниями как способами деятельности;
    • опыт творческой деятельности;
    • опыт эмоционально - ценностного отношения к миру.

Я считаю, что моя работа, имеет большое  значение в преподавании предмета географии.  Оно довольно интересно не только для учеников, но и для учителя, так как внедрение творческих методов, в том числе проблемного  обучения представляет новые и весьма высокие требования к профессиональному  уровню учителя географии. Потому, что  учитель при этом должен знать  не только утвердившиеся в науке  идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам и систему  доказательств этих точек зрения, должен быть глубоко осведомлен в  вопросах методологии научного познания в географии.

Выбор и  создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать  проблемную ситуацию, что бы она  действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них  возникла  потребность в ее решении.

1.ПРОБЛЕМЫ КУРСА ГЕОГРАФИИ

   Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни  требует от выпускника не столько  умений выполнять указания, сколько  решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверен в себе и автономен;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

   Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой  пребывает сейчас школьник, отнюдь  не воспитывает в нем потребности  к расширению и углублению  своих знаний: надо – услышу  по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще  принимает роль пассивного слушателя.  Современная система образования  предоставляет учителю возможность  выбрать среди множества инновационных  методик “свою”, по-новому взглянуть  на привычные вещи, на собственный  опыт, на возможность нести ученику  информационную культуру действенных  знаний. Карл Роджерс, американский  психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.

   География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

 

  • наблюдения (в том числе и летнее),
  • практических работ , 
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
  • сообщения учащихся,
  • рефераты,
  • участие в научно-исследовательской работе,
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии,  литературы.

Большей эффективности в решении  учебных задач с использованием перечисленных методов можно  добиться, используя проблемное обучение.

2. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ  ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ  ГЕОГРАФИИ

    1. Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе

 

         По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся острые споры и дискуссии: одни авторы  рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения , другие – как метод обучения , третьи относят проблемное обучение к категории принципа.

       Несмотря на  разные точки зрения на проблемное  обучения, общими для всех исследователей  является следующее: основными  элементами проблемного обучения  дидакты,  как и  психологи,  считают создание проблемных  ситуаций и  решение проблем.  Психологами доказано, что мышление  возникает в проблемной ситуации  и направлено на её разрешение.  Проблемная ситуация означает, что  в процессе деятельности человек  натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Проблемная  ситуация  в дидактике  определяется  почти так же, как и в психологии. По И.Я. Лернеру «проблемная  ситуация представляет собой  явно или смутно осознанное  субъектом затруднение, пути преодоления   которого требуют поиска  новых  знаний, новых способов действия». (Душина И.В., Понурова Г.А., 1986).

        М.И.Махмутов проблемную ситуацию понимает как  «психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы  не  может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или  выполнить известное действие  прежними  знакомыми способами  и должен найти новый способ действия».

 

       Таким  образом,  главный элемент проблемной ситуации  – неизвестное, новое, то, что  должно быть открыто  для  правильного выполнения  нужного  действия. А.М. Матюшкин (1972) пишет,  что « для того, чтобы создать  проблемную ситуацию  в обучении, нужно поставить учащегося   перед необходимостью выполнить  такое практическое  или теоретическое  задание,  при котором  подлежащее усвоению знание будет  занимать место  неизвестного».

 

      Но не всякая  проблемная  ситуация неизбежно  побуждает мышление. Мышление не  возникает, если у субъекта  нет потребности в разрешении  проблемной ситуации, а также  отсутствуют исходные знания, необходимые  для начала поиска. Для возникновения  этого начала надо проанализировать  проблемную ситуацию..

 

        Проблему можно  рассматривать, как логическую, психологическую  и дидактическую категории. Как  дидактичекую категорию разные  авторы определяют её по-разному.  «Проблема – возникший или  поставленный перед субъектом  вопрос, ответ на который,  заранее  не известен и подлежит творческому  поиску, для осуществления которого  у человека имеются некоторые  исходные средства, пригодные для  поиска» (И.Я.Лернер).

 

      «Проблема, как  подчёркивает Оконь В. (1968) – это  трудность, требующая исследовательской  активности, приводящей к решению». 

 

     Несмотря на различия  в приведённых примерах определений,  все они в той или иной  степени подчёркивают важную  особенность: проблема представляет  собой трудность для человеческого  познания. Однако, некоторые, философы, психологи, педагоги считают,  что не трудность как таковая  есть проблема, а то, что в этой  трудности должен быть обнаружен  источник проблемы. Таковым, по  мнению многих исследователей, является  противоречие. По М.И.Махмутову, это  « диалектическое противоречие  между прежними знаниями  ученика  и новыми фактами,  явлениями,  для объяснения которых прежних  знаний недостаточно, нужны новые».  (Махмутов М.И.,1977)

 

      В учебном процессе  проблема  может быть выражена  в форме проблемного вопроса  или задания. И проблемное задание,  и проблемный вопрос имеют  одно общее: в их содержании  заложены  потенциальные возможности  для решения, возникновения проблемных  ситуаций в процессе их выполнения.

 

     Соподчинённость основных  понятий проблемного обучения  можно представить в виде простейшей  структурной схемы, из которой  видно, что сущность проблемного  обучения составляют два понятия:  «проблемная ситуация» и «проблема».Как  уже было сказано, проблемное  обучение понимается в  данной  работе как дидактический подход, основой которого является создание  на уроках различных проблемных  ситуаций, организация учащихся  на их анализ, обучение учащихся  решению проблем, формирование  у школьников умения видеть  и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода являетcя самостоятельная познавательная деятельность учащихся. (Панчешникова Л.М.,1983)

Информация о работе Значение и роль проблемного подхода в обучении географии