Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизатрия.

Задачи:

Дать определение понятия дизартрия.

Изучить нарушения звукопроизношения: причины и характеристику.

Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.

Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.

Сформулировать выводы по теме исследования.

Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия 6
1.1.Понятие «дизартрии» 6
1.2.Нарушение звукопроизношения: причины и характеристика проявлений дизартрии 8
1.3 Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии. 13
Глава 2.Коррекционно-педагогическая работа при нарушении произносительной стороны речи 16
2.1.Система коррекционно-педагогической работы 16
2.2.Рекомендации родителям и педагогам ДОУ 25
Глава 3. Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи 27
3.1.Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой 27
3.2.Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки 32
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Помощь дошкольниккам при нарушении звукопроизношения.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     12. «Скакалка».Пальцы обеих рук сжать в кулаки. Большие пальцы поднять вверх и описывать ими ритмичные, с большой амплитудой круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

     Я скачу, я верчу

     Новую скакалку,

     Захочу  — обскачу Галю и Наталку.

     Ну-ка раз, ну-ка два,

     Посреди дорожки,

     Да  бегом, с ветерком,

     Да  на правой ножке.

     Я скачу, я верчу

     Новую скакалку.

     Я скачу, я учу Галю и Наталку.

     Ну-ка раз, ну-ка два,

     Учатся  сестрички.

     За  спиной день-деньской

     Прыгают косички.

     13. «Кошки-мышки».

     Кошка мышку цап-царап

     (пальцы  обеих рук сжимаются  в кулаки),

     Подержала, подержала, отпустила

     (кулаки  одновременно разжимаются),

     Мышка побежала, побежала

     (одновременно  двигаются по плоскости  стола пальцы обеих  рук),

     Хвостиком завиляла, завиляла

     (указательные  пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону).

     До  свидания, мышка, до свидания

     (одновременные  наклоны кистей  рук вперед и  вниз)[7].

 

Заключение

     Наше  исследование было посвящено изучению специфических нарушений звукопроизношения  и дошкольников с синдромом дизартрия. Мы изучили и проанализировали что такое дизартрия. ( Дизартрия это - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

     1. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 80% . При наиболее тяжёлых формах церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребёнок практически остаётся обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдается практически у всех детей. Эмоционально- волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Чаще всего стёртая дизартрия диагностируется после пяти лет.

     2. Патогенез дизартрии определяется органическими поражениями центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже- нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.                        

     Нарушения звукопроизношения при дизартрии  возникают в результате поражения  различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.  Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушением речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Звукопроизношение при стёртой дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, т.е. те же варианты что и при дислалии (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата).

     3. Обследование строится на системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста. Особую сложность представляет диагностика минимальных или «стертых» проявлений дизартрии. Исходя из результатов обследования, строится                        коррекционная работа.

     4. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

     Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной  и просодической сторон речи, обусловленное  органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Чаще всего стёртая дизартрия диагностируется после пяти лет).

       Выявили причины и характеристику  нарушений звукопроизношений, (важное  значение имеют асфиксия и  родовая травма, поражение нервной  системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже- нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врождённая аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной нервно- мышечной систем.                         Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.  Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушением речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Звукопроизношение при стёртой дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, т.е. те же варианты что и при дислалии (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата).

       Изучили методы диагностики нарушений  звукопроизношений при дизартрии;  проанализировали систему коррекционно- педагогической работы с  дошкольниками с синдромом дизартрия; сформулировали выводы по теме исследования; разработали рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.

     Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме.  Наши предположения что, нарушения звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия при своевременной диагностике и организационной логопедической работы поддаётся коррекции подтвердились.

 

Список  литературы

     1. Власова Т.А. , Певзнер М.С.  О детях с отклонениями в развитии.  М., 1973г.

     2.Волкова Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи   II часть    Ринолалия. Дизартрия.  М., 2008г.

     3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н.  Логопедия учебник для вузов . М., 1999г.

     4. Капитанова Н.К. Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга.  М., 1989г.                         

     5. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими  расстройствами   учебное пособие . Издательство  союз СПб., 2005г.

     6.Лопатина Л.В.  Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000г.                      

     7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников  коррекция стертой дизартрии: учебное пособие. СПб., 2000г.

     8.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.  Основы логопедии. М., «Просвещение» 1989г.

     9.www.dp.17ya.ru  Дизартрия Детская психология

     10.www. infomama.ru  Дизартрия

     11.www.logoped-kh.comua/dizartriya сайт Натальи Александровны

     12.www.Logopedplus.ru логопед для детей. Дизартрия. Логопед плюс- речевой центр в

     13.www.Logopedspb.ru   Дизартрия

     14.www. medkrug.ru   Дизартрия

     15.www.ndemshenko.ucoz.ru персональный сайт   Дизартрия

     16.www.Solnet.ee/parents/log_60.ru   Дизартрия за советом к логопеду. Солнышко. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи