Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа
Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизатрия.
Задачи:
Дать определение понятия дизартрия.
Изучить нарушения звукопроизношения: причины и характеристику.
Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.
Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.
Сформулировать выводы по теме исследования.
Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия 6
1.1.Понятие «дизартрии» 6
1.2.Нарушение звукопроизношения: причины и характеристика проявлений дизартрии 8
1.3 Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии. 13
Глава 2.Коррекционно-педагогическая работа при нарушении произносительной стороны речи 16
2.1.Система коррекционно-педагогической работы 16
2.2.Рекомендации родителям и педагогам ДОУ 25
Глава 3. Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи 27
3.1.Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой 27
3.2.Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки 32
Заключение 43
Список литературы 45
12. «Скакалка».Пальцы обеих рук сжать в кулаки. Большие пальцы поднять вверх и описывать ими ритмичные, с большой амплитудой круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку,
Захочу — обскачу Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Я скачу, я учу Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
Учатся сестрички.
За спиной день-деньской
Прыгают косички.
13. «Кошки-мышки».
Кошка мышку цап-царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки),
Подержала, подержала, отпустила
(кулаки одновременно разжимаются),
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук),
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону).
До свидания, мышка, до свидания
(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)[7].
Наше
исследование было посвящено изучению
специфических нарушений
1. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 80% . При наиболее тяжёлых формах церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребёнок практически остаётся обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдается практически у всех детей. Эмоционально- волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Чаще всего стёртая дизартрия диагностируется после пяти лет.
2.
Патогенез дизартрии определяется органическими
поражениями центральной и периферической
нервной системы под влиянием различных
неблагоприятных внешних (экзогенных)
факторов, воздействующих во внутриутробном
периоде развития, в момент родов и после
рождения. Важное значение имеют асфиксия
и родовая травма, поражение нервной системы
при гемолитической болезни, инфекционные
заболевания нервной системы, черепно-мозговые
травмы, реже- нарушения мозгового кровообращения,
опухоли головного мозга, пороки развития
нервной системы, например врождённая
аплазия ядер черепно-мозговых нервов
(синдром Мебиуса), а также наследственные
болезни нервной нервно- мышечной систем.
Нарушения
звукопроизношения при
3.
Обследование строится на системном
подходе с учетом специфики речевых и
неречевых нарушений, общего психоневрологического
состояния и возраста. Особую сложность
представляет диагностика минимальных
или «стертых» проявлений дизартрии. Исходя
из результатов обследования, строится
4. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Структура
дефекта при дизартрии включает
нарушение
Выявили причины и
Изучили методы диагностики
Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме. Наши предположения что, нарушения звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия при своевременной диагностике и организационной логопедической работы поддаётся коррекции подтвердились.
1. Власова Т.А. , Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973г.
2.Волкова Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи II часть Ринолалия. Дизартрия. М., 2008г.
3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия учебник для вузов . М., 1999г.
4.
Капитанова Н.К. Роль и значение логопедического
обследования и коррекции в диагностике
и лечении органического поражения головного
мозга. М., 1989г.
5. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами учебное пособие . Издательство союз СПб., 2005г.
6.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. СПб., 2000г.
7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников коррекция стертой дизартрии: учебное пособие. СПб., 2000г.
8.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение» 1989г.
9.www.dp.17ya.ru Дизартрия Детская психология
10.www. infomama.ru Дизартрия
11.www.logoped-kh.comua/
12.www.Logopedplus.ru логопед для детей. Дизартрия. Логопед плюс- речевой центр в
13.www.Logopedspb.ru Дизартрия
14.www. medkrug.ru Дизартрия
15.www.ndemshenko.ucoz.ru персональный сайт Дизартрия
16.www.Solnet.ee/parents/
Информация о работе Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи