Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизатрия.

Задачи:

Дать определение понятия дизартрия.

Изучить нарушения звукопроизношения: причины и характеристику.

Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.

Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.

Сформулировать выводы по теме исследования.

Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия 6
1.1.Понятие «дизартрии» 6
1.2.Нарушение звукопроизношения: причины и характеристика проявлений дизартрии 8
1.3 Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии. 13
Глава 2.Коррекционно-педагогическая работа при нарушении произносительной стороны речи 16
2.1.Система коррекционно-педагогической работы 16
2.2.Рекомендации родителям и педагогам ДОУ 25
Глава 3. Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи 27
3.1.Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой 27
3.2.Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки 32
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Помощь дошкольниккам при нарушении звукопроизношения.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     - Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на  живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

     - Произведите короткий, спокойный  вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем  произведите протяжный, плавный  выдох через рот.

     - Сделайте короткий вдох при  открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

     - Произнесите плавно на одном  выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу.

     - Произведите счет на одном  выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь  постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

     - Попросите ребенка повторить  за вами пословицы, поговорки,  скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку,  данную в первом упражнении.

     Капля и камень долбит.

     Правой  рукой строят - левой ломают.

     Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

     На  скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

     Не  плюй в колодец - пригодится воды напиться.

     На  дворе трава, на траве дрова: раз  дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

     Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

     - Прочитайте русскую народную  сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

     Репка. 
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

     Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

     Позвал  дед бабку. Бабка за дедку, дедка  за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

     Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка  за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

     Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

     Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка  за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

     Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка  за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

     Отработанные  умения можно и  нужно закреплять и всесторонне  применять на практике.

     * «Чей пароход лучше гудит?»

     Возьмите  стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или  любой другой подходящий предмет. Поднесите  его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

       «Капитаны». 
Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

     Также способствуют развитию речевого дыхания  свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков  и резиновых игрушек.  
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - на словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

     В каждом упражнении внимание ребенка  направляется на спокойный, ненапряженный  выдох, на длительность и громкость  произносимых звуков [15].

3.2.Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки

     1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать;  большой палец поднять вверх.

     2. Опустить кисть правой руки  вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть  влево.

     3. Опустить вниз кисть левой  руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть  вправо.

     4. Сжать кисти обеих рук в  кулаки, вытянув при этом большие  пальцы вверх.

     5. Кисть правой (левой) руки сжать  в кулак, на нее сверху положить  ладонь левой (правой) руки.

     6. Кисть правой (левой) руки сжать  в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально.

     7. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив  между пальцами и ладонью небольшое  отверстие.

     8. Соединить наклонно («домиком») пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.

     9. Кисти рук в том же положении,  что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы правой  и левой рук отведены от  кистей и располагаются горизонтально.

     10. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

     11. Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный  палец и мизинец, остальные  пальцы сжать.

     12. Вытянуть большой палец и мизинец  правой (левой) руки, остальные пальцы  сжать.

     13. Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

     14. Вытянуть указательный и средний  пальцы правой (левой) руки, остальные  пальцы сжать.

     15. Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

     16. Образовать пальцами правой (левой)  руки в кольцо. (Это упражнение  вариативно: кольцо можно получить  при соединении большого пальца  с любым другим, остальные пальцы  при этом вытянуты.)

     17. Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).

     18. Положить перед собой на стол  сжатую в кулак правую (левую)  руку, поднять указательный и  средний пальцы, расставив их.

     19. «Лошадка».Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).

     20. «Лягушка».Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.

     21. «Крокодил».Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

     22. «Курочка».Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

     23. «Петушок».Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок). Гребешок может двигаться при движениях петушка.

     24. «Птичка пьет водичку».Левую руку неплотно сжать в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки соединить в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак (птичка). Соединенные вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой.

     25. «Мостик».Средние и безымянные пальцы правой и левой рук расположить горизонтально так, чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх. Большие пальцы прижать к кистям.

     26. «Слон».Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот.

     27. «Сова».Большой палец и мизинец отвести в стороны (крылья совы), они могут двигаться при «полете». Остальные три пальца согнуть, прижав подушечки к основанию пальцев (голова).

     28. «Приветствие».Кисть правой (левой) руки расположить вертикально. Указательным и большим пальцами образовать полукольцо.

     29. «Очки».Кисти обеих рук располагаются вертикально. Указательные и большие пальцы образуют кольца, касаясь кончиками друг друга.

     30. «Ворота».Сведенные пальцы рук кончиками прижать друг к другу; руки повернуть ладонями к себе, большие пальцы поднять вверх.

     31. «Крыша».Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.

     32. «Прилавок».Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней. Указательные пальцы расположить горизонтально, большие — прижать к ним.

     33. «Дом».Разведенные книзу полусогнутые пальцы опираются на стол.

     34. «Дом закрыт».Правую (левую) руку сжать в кулак, при этом прижав большой палец остальными четырьмя пальцами.

     35. «Цветок».Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.

     36. «Корень растения».Соединив кисти рук тыльной стороной, пальцы свободно опустить вниз.

     37. «Растение проросло».Пальцы обеих рук сжать в кулаки, плотно прижать друг к другу. Большие пальцы поднять вверх. Затем все остальные пальцы медленно поднять вверх, как бы образуя бутон цветка.

     38. «Лошадка».Все пальцы правой руки, кроме указательного, полусогнуты и опираются на стол. Указательный палец вытянут горизонтально.

     39. «Всадник на лошади».Правая рука в том же положении, как и в предыдущем задании. Указательный и средний пальцы левой руки широко развести и «посадить» на указательный палец правой руки.

     40. «Кошка».Средний и безымянный пальцы прижать согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный — вытянуть вверх.

     41. «Человек в доме».Большой палец правой (левой) руки поднять вверх и плотно обхватить пальцами другой руки.

     42. «Кораблик».Кисти рук расположить горизонтально, ладони плотно прижать друг к другу, пальцы слегка развести.

     43. «Солнечные лучи».Кисти обеих рук поднять вверх, скрестить, пальцы развести.

     44. «Елка».Кисти обеих рук повернуть ладонями к себе, пальцы переплести.

     45. «Пассажиры в автобусе».Сцепить пальцы рук. Тыльные стороны кистей развернуть наружу, большие пальцы поднять вверх.

     46. «Улитка».Правую (левую) руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательный и средний пальцы, расставив их. Левую (правую) руку положить сверху (раковина улитки).

     47. Воспроизвести предложенную логопедом  графическую схему с закрытыми  глазами.

Упражнения  по развитию кинетической основы движений руки

     Развитие  динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений

     1. Поочередно прикоснуться большим  пальцем правой руки ко второму,  третьему, четвертому и пятому  пальцам в обычном и максимальном  темпе.

     2. Выполнить аналогичное задание  пальцами левой руки.

     3. Выполнить аналогичное задание  одновременно пальцами обеих  рук в обычном и максимальном  темпе.

Информация о работе Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи