Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа
Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизатрия.
Задачи:
Дать определение понятия дизартрия.
Изучить нарушения звукопроизношения: причины и характеристику.
Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.
Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.
Сформулировать выводы по теме исследования.
Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия 6
1.1.Понятие «дизартрии» 6
1.2.Нарушение звукопроизношения: причины и характеристика проявлений дизартрии 8
1.3 Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии. 13
Глава 2.Коррекционно-педагогическая работа при нарушении произносительной стороны речи 16
2.1.Система коррекционно-педагогической работы 16
2.2.Рекомендации родителям и педагогам ДОУ 25
Глава 3. Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи 27
3.1.Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой 27
3.2.Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки 32
Заключение 43
Список литературы 45
Обследование
строится на системном подходе с
учетом специфики речевых и неречевых
нарушений, общего психоневрологического
состояния и возраста. Особую сложность
представляет диагностика минимальных
или «стертых» проявлений дизартрии.
Основные критерии
диагностики:
Для
диагностики «стертых» форм дизартрии
используются функциональные пробы, позволяющие
отдифференцировать дизартрию от сложной
полиморфной дислалии. На основе анамнеза,
собранного врачом и логопедического
обследования выставляется диагноз. Таким
образом, логопедическое обследование
помогает выявить структуру и тяжесть
поражения.
Исходя из результатов обследования, строится
коррекционная работа, которая проводится
поэтапно и на фоне медикаментозного лечения.
Успех ее зависит от раннего начала и систематичности
проведения. Тесная взаимосвязь развития
речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта
определяет необходимость коррекционной
работы в сочетании со стимуляцией развития
всехсторон речи. Спецификой работы при
дизартрии является:
1. логопедический точечный массаж, который
проводится в зависимости от нарушения:
при спастичной форме - расслабление мышц
артикуляционного аппарата, при вялой
- их укрепление;
2.массаж зондами:
а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка,
б) зондом «лопаточка» - вибрация щек, губ, языка,
в) зонд «салазки» - поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз,
г) «рубящий» зонд - постукивающие движения,
д) зонд «толкач» - разминание;
3.
обязательно проводится работа
по активизации мимических
4.
развитие дыхания и коррекция
голоса. Логопедическое обследование
уточняет степень тяжести
Для ранней коррекции дизартрии имеют большое значение профилактические осмотры, позволяющие выявить патологию со стороны нервной системы без признаков поражения головного мозга или выявить органические знаки при нарушениях психических функцией
Таким
образом, обследование строится на
системном подходе с учетом специфики
речевых и неречевых нарушений,
общего психоневрологического
Исходя из результатов обследования, строится коррекционная работа.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием и со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Система
логопедического воздействия
Логопедическая работа с детьми- дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учёте личностных особенностей детей.
Особое внимание уделяется состоянию речевого развития детей в сфере лексики и грамматического строя, а также особенностям коммуникативной функции речи.
В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляется постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи.
Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными. Преодоление отклонений в мелкой моторики.
Дети дошкольного возраста с дизартрией, не имеющие грубых отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, владеющие навыками самообслуживания и имеющие нормальный слух и полноценный интеллект, обучаются в специальных детских садах для детей с нарушениями речи. Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям [4].
Работа над звукопроизношением строится с учётом следующих положений:
1).
Зависимость от формы
2).
Развитие речевой коммуникации.
Формирование
3).развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
4).
Развитие дифференцированного
5). Уселение перцепции атрикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
6).
Поэтапность. Начинают с тех
звуков, артикуляция которых у
ребёнка более сохранная.
7).при тяжёлых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребёнка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуаций.
8). У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической логопедической работы в доречевой период.
Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией:
Первоначальная задача коррекции произношения детей- дизартриков — добиться дифференцированного произношения. Поскольку главной причиной недостатков произношения является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце. Применяют также поглаживающие движения кожного покрова лица (щекочущие движения). Кроме того, проводят систематический массаж губ, поглаживающие движения по губам, легкое пощипывание сомкнутых губ, механическое сближение губ в горизонтальном и вертикальном направлении: круговые поглаживающие движения в углах рта [3].
Массируется мягкое нёбо ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад. Продолжительность массажа не более 2 мин. Имеющиеся у ребенка непроизвольные движения необходимо закреплять путем систематического повторения. Ребенок наблюдает движения органов артикуляции у себя (в зеркале) и у логопеда, слушает звук стона (для звука м), звук кашля (для звука к). Движения производятся сначала совместно с логопедом, затем после показа отраженно. Этим обеспечивается постепенный переход к самостоятельному выполнению. Ребенок с помощью взрослого или с механической помощью воспроизводит нужный уклад органов артикуляции и тем самым более четко ощущает движения языка, губ и пр. Постепенно создается возможность для выполнения активных самостоятельных движений.
Применяется механическая помощь (рука логопеда, специальные зонды и шпатели) при пассивной гимнастике органов артикуляции. Можно производить упражнения рукой ребенка (с контролем перед зеркалом). Движения следует выполнять медленно, плавно, ритмично, с постепенным увеличением амплитуды. Например, ребенок шире открывает рот, для этого большой палец правой руки, тщательно вымытый, кладется на нижние зубы, а четыре пальца — под подбородок. Или дальше высовывается язык, для этого кончик языка охватывается марлевой салфеткой, и ребенок рукой выдвигает его вперед. По мере того как пассивные движения делаются менее затрудненными, можно уменьшать механическую помощь и переходить к удержанию достигнутого положения. Также в этот период начинают устранять слюнотечение. Ребенка просят производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой.
Следующий этап — активная гимнастика артикуляционного аппарата. Примерные виды упражнений:
1. Для нижней челюсти — открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами). Удержание рта открытым (под счет). В процессе этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы закрывание рта происходило по средней линии. Можно применять механическую помощь — легкое надавливание рукой на темя и под челюсть. Прибегают также к выдергиванию рукой прикушенной зубами марлевой салфетки или резинового жгута. Кроме контроля с помощью зеркала, ребенок должен ощупывать руками движение головки нижней челюсти в суставе.
2. Для выработки движений губ:
а) оскал зубов, вытягивание губ хоботком (поочередно). Для вытягивания губ хоботком используют причмокивание. Вводится палец или леденец, затем выдергивается. При наличии достаточно плотного охвата губами и всасывающих движений щек возникает щелкающий звук. Уменьшением размера леденца создается большее напряжение мышц губ. Подобные упражнения повторяют многократно;
б) после этих упражнений можно переходить к удерживанию губами трубочек различного диаметра или зонда (логопед пытается выдернуть трубочку, а ребенок удерживает ее). Для выработки этого движения применяют надавливание пальцами уголков губ;
в) вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение;
г) вытягивание губ — растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;
д) вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу);
Информация о работе Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи