Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Проблема заключается в том, возможно ли при своевременной диагностике и коррекции компенсировать нарушение звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизатрия.

Задачи:

Дать определение понятия дизартрия.

Изучить нарушения звукопроизношения: причины и характеристику.

Изучить методы диагностики нарушений звукопроизношений при дизартрии.

Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с синдромом дизартрия.

Сформулировать выводы по теме исследования.

Разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия 6
1.1.Понятие «дизартрии» 6
1.2.Нарушение звукопроизношения: причины и характеристика проявлений дизартрии 8
1.3 Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии. 13
Глава 2.Коррекционно-педагогическая работа при нарушении произносительной стороны речи 16
2.1.Система коррекционно-педагогической работы 16
2.2.Рекомендации родителям и педагогам ДОУ 25
Глава 3. Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи 27
3.1.Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой 27
3.2.Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки 32
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Помощь дошкольниккам при нарушении звукопроизношения.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

      Система логопедического воздействия при  дизартрии имеет комплексный  характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а  в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозными лечением.

      Первоначальная  задача коррекции произношения детей- дизартриков — добиться дифференцированного  произношения. Влияние семейного  окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Очень важно суметь убедить ребенка в значимости подобных упражнений, стимулировать его успехи, отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, повышение точности движений.

2.2.Рекомендации родителям и педагогам ДОУ

     Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент

     закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности

     играет  речь. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок  учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

       Родители детей с дизартрией  должны учитывать, что интенсивность  речевого развития ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей его общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Воспитатели и родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание.

     Если  у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам

     сверстников, обидным замечаниям, в концертах  и детских праздниках не

     участвует. Ребенок обижен, он не чувствует  себя равным среди других детей.

     Постепенно  такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он

     старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

     Задача  логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что  речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно  заинтересовать ребенка так, чтобы  ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. 

     Логопедическая  работа при стёртой дизартрии  предусматривает обязательное включение  родителей в коррекционную работу с ребёнком.

     На  начальных  этапах предусматривается  работа по нормализации моторики артикуляторного  аппарата- логопедический массаж, логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук.

     Большинство специальных проб, выявляющих уровень  звукового анализа, детям- дизартрикам  недоступно. Они не могут правильно  отобрать картинки, названия которых  начинаются на заданный звук, придумать  слово, содержащее определённый звук, проанализировать звуковой состав слова. Дизартрия чаще всего не является самостоятельным заболеванием, а входит в комплекс нарушений широкой двигательной сферы. Лечение её требует применения комплексного метода. Логопедическая работа должна проводиться обязательно на фоне медикаментозного воздействия, физиотерапии, иглотерапии, лечебной физкультуры и массажа. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов.

     Во  всех видах лечения ребёнка- дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.

     Целью работы является достижение понятной окружающим речи. 
 
 
 
 
 

Глава 3. Задания и упражнения для детей с  нарушениями произносительной стороны речи

3.1.Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

     В логопедической работе над речевым  дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов XX века как способ восстановления певческого голоса, потому что А. Н. Стрельникова была певицей и его потеряла.

     Эта гимнастика - единственная в мире, в  которой короткий и резкий вдох носом  делается на движениях, сжимающих грудную  клетку.

     Упражнения  активно включают в работу все  части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

     Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

     В гимнастике основное внимание уделяется  вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. 
При обучении гимнастике А. Н. Стрельникова советует выполнять четыре основных правила.

     Правило 1. «Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

     Правило 2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

     Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.

     Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент. Весь комплекс состоит из 8 упражнений. Сначала - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага «сотню» вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда?» Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

     Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном  темпе. Можно, стоя на месте, можно при  ходьбе по комнате, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий, как укол, и шумный.

     Освоив  движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и  вдохи шли одновременно. Не мешайте  и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

     Движения  головы.

     - Повороты. Поворачивайте голову  вправо-влево, резко, в темпе  шагов. И одновременно с каждым  поворотом - вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?». Нюхайте воздух... 
- «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!». Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох. 
- «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?».

     Главные движения.

     - «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

     - «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.

     - «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

     - «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос»-»обними плечи», «насос»-»обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

     - «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

     Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок». С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «полуприседы». Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, «восьмеркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

     Упражнения  для развития речевого дыхания

     В логопедической практике рекомендуются  следующие упражнения.

Информация о работе Задания и упражнения для детей с нарушениями произносительной стороны речи