Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа
Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.
Предмет исследования – формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.
2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
3) Выявить основные пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
Введение
3
Глава I
Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса
1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли
1.2 Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
1.4 Единство семейного и школьного воспитания
Глава II
Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе
2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста
Заключение
Библиография
Приложение
Любовь родителей к детям, без которой немыслимо их нормальное развитие, – самый надежный и верный проводник любого воспитательного воздействия. На ней основано влияние примера старших, их оценочных суждений по поводу происходящего. Однажды услышанная от отца или матери оценка жизненного события нередко становится той нормой, которой ребенок придерживается затем на протяжении всей жизни. Учителю иногда приходится затратить годы, чтобы у школьника сложилось правильное понимание той или иной нравственной нормы, родителям же подчас достаточно одного слова.
Исключительно большое значение примера родителей в воспитании детей отмечал А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что родители воспитывают детей в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда отсутствуют дома. «Как вы одеваетесь, как вы говорите с другими людьми и о других людях, – писал он, обращаясь к родителям, – как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, все это имеет для ребенка большое значение». [30, 347]
Большая значимость семейной среды в становлении человека заключается и в том, что в семье он получает первые знания об окружающем, первый социальный опыт. В процессе общения с родителями, братьями и с сестрами к 5-6 годам у него закладываются основы внутренней позиции, то есть системы потребностей, которые проявляются в его деятельности. Внутренним позиция характеризуется большой устойчивостью к внешним воспитательным воздействиям. Нередко, сформировавшись в ранние годы, она остается неизменной на протяжении почти всей жизни человека. Именно эту особенность внутренней позиции имел в виду - А. С. Макаренко, когда писал, что «воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать». [30, 342]
В системе потребностей ребенка в зависимости от особенностей их формирования заложено или отсутствует начало потребности трудиться, начало его трудолюбия. Начало, потому что у младшего школьника нет, и не может быть устойчивой трудовой потребности. В трудовом воспитании младшего школьника всегда нужно опираться на такую особенность возраста, как желание и готовность работать вместе со старшими.
На воспитание ребенка, формирование его внутренней позиции влияют все обстоятельства семейной жизни, и в первую очередь такие, как отношение родителей к жизни страны, к требованиям государства и обществам, к своей работе, людям, школе и учителями; отношение е взрослых к труду, к материальным и духовным ценностям общества; участие родителей в учебных и школьных делах детей; взаимоотношения между отцом и матерью, между родителями и детьми; такт, стиль и тон семейной жизни.
Большую роль в становлении личности ребенка играют душевные качества родителей: отзывчивы они к горю и счастью людей или черствы; предупредительный или безразличны; добры или недоброжелательны; жизнерадостны и деятельны или брюзгливы и пассивны.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно [56, 45]:
– Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовные в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия семьи к проблемам ребенка являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, к труду.
В семьях, где родители честны и добросовестны в труде, живут высокими общественными интересами, дети растут не только трудолюбивыми, но и нравственно здоровыми. Им не приходится наблюдать ни пренебрежительного отношения к труду, ни стремления удовлетворить, во что бы то ни стало свои непомерные материальные потребности, ни желчного брюзжания по поводу временных недостатков. Дети участвуют в интересных и оптимистичных разговорах с родителями об успехах в стране и событиях за рубежом. Быт, повседневные заботы не заслоняют высоких стремлений, разносторонних интересов, глубоких чувств.
Дети из таких семей отличаются трудовой и общественной активностью, коллективизмом, готовностью помочь товарищу. Любые поручения они выполняют без расчета на похвалу или вознаграждение, одобрение воспринимают спокойно и скромно.
У детей, родители которых рассматривают труд как средство личной наживы, если и формируется трудолюбие, то подверженное узколичным, корыстным интересам. Такие дети – постоянные свидетели разговоров о том, где что купить, как «достать» что-либо повыгоднее. Здесь довольно часто смакуются обывательские слухи о событиях в стране, акцентируется внимание на отрицательных явлениях в жизни наших людей.
Такие родители становятся невольными врагами детей, заражают их ядом сомнения в ценности нравственных и социальных идеалов, предрасполагают к индивидуализму, к отрыву от общих дел и интересов.
В формировании в личности ребенка имеют значение все обстоятельства его жизни. Если одно из них влияет отрицательно, то и остальные не к могут в полной мере возместить ущерб воспитанию, наносимый им.
Например, родители постоянно спорят между собой, кому из них следует выполнять ту или иную домашнюю работу, стараются переложить ее друг на друга. В этом случае никакие воспитательные беседы с сыном о том, что надо трудиться, что только трудовой человек достоин уважения, не найдут отклика в душе ребенка. Скорее всего, у него возникнет недоверчивое отношение к людям, к их словам и поступкам.
Характер взаимоотношений в семье накладывает: своеобразный отпечаток на формирование у детей трудолюбия.
В семье существует три вида межличностных взаимоотношений: взаимоотношения между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми. Решающая роль в установлении определенного стиля и тона семейной жизни принадлежит взаимоотношениям между родителями.
Если родители добры, предупредительны, уступчивы, дружны, то любая домашняя работа ладится сама собой. И взрослые: и дети знают свои обязанности по дому и выполняют их спокойно, без пререканий. Инициатива ребенка, его успех всегда бывают замечены и получают правильную оценку старших. Отец и мать охотно приходят на помощь ребенку, когда он оказывается в каком-либо затруднении. Не случайно дети в этих семьях послушны, вежливы, доброжелательны, о таких детях говорят, что их не надо воспитывать.
Совершенно противоположное наблюдается в семьях, где взаимоотношения между родителями строятся на взаимных упреках, окриках, угрозах, оскорблениях и недопустимой грубости. Берется за работу мать и упрекает отца в безделье. Начинает что-нибудь делать по дому отец и обвиняет мать в том, что это не его работа.
Старательности детей здесь не заметят, а за неудачу отругают, доведут до слез. В такой обстановке у ребенка не может сформироваться желание трудиться, понимание необходимости труда, тем более любовь ж нему. А это чревато серьезными последствиями. А. С. Макаренко писал: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений». [30, 398]
В последнее десятилетие увеличилось число неполных семей, где, чаще всего, мать одна воспитывает детей. В таких семьях отсутствие отца отрицательно сказывается на воспитании детей, особенно мальчиков, так как нет примера для подражания в области мужского труда.
Потребность трудиться формируется у ребенка в семье целенаправленной организацией труда в сочетании с благоприятными условиями для него. Важным и ценным фактором трудового воспитания ребенка является чувство удовлетворения, которое он переживает от успешно выполненной работы. Оно способствует росту его самооценки, он чувствует себя старше, сильнее. Это не только активизирует его труд, но и повышает ответственность. Он ожидает, что результаты его труда оценят так же, как и результаты труда взрослого, а поэтому стремится оправдать это ожидание.
На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение родителей к труду. Какие бы умные, правильные слова ни говорили они о роли и значении труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознании детей. Более того, у них может возникнуть предоставление о необязательности соответствия слов делам: можно говоришь одно, а делать другое, можно пообещать и забыть выполнить. Так поступают самые близкие люди рассуждает ребенок, – значит, это в порядке вещей. Неудивительно, что у таких детей формируется двуличие и в отношении к труду.
В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квартире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помотают им, стараются не сорить, ставить вещи на свои места. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. В общественных местах они не только поддерживают порядок, но и способны создавать его при необходимости. Там, где нет порядка, у ребенка исчезает положительный психологический настрой, появляется раздражительность или демонстративное безразличие. Его эмоциональная сфера и эстетический вкус, сформировавшиеся в условиях уюта, требуют гармонии и красоты.
Не остается незамеченным для детей и отношение родителей к результатами человеческого труда. Бережное отношение отца и матери к предметам быта, общественной собственности формирует у ребенка ценные качества маленького хозяина. Став школьником, такой ребенок не только содержит в чистоте свою парту, но и нетерпимо относится к тем, кто портит школьное имущество.
Например, «…У второклассника Бори на парте всегда порядок. Его книги и тетради аккуратно обернуты, с закладками. У него нет привычки заламывать листы и делать в учебниках пометки, рисовать на парте. Все свои принадлежности он размещает так, чтобы они смотрелись красиво, и чтобы их удобно было взять при необходимости. Боря возмущается тем, что его с сосед по парте Саша разбрасывает книги, тетради, ручки и карандаши, а затем с шумом ищет их во время урока. Портфель его постоянно валяется под партой. Саша к замечаниям Бори относится равнодушно: «Обойдется. Подумаешь, не на место положил».
Боря и Саша с первого дня учебы занимаются у одной учительницы. И от одного и от другого она требует бережливости и порядка. Но дело в том, что каждый ребенок приходит в школу со своими внутренними потребностями, со своим опытом.
Потребности Бори совпадают с требованиями школы. Сашиным потребностям противоречат требования учительницы, уклад школьной жизни. Иногда в хорошем настроении от удачного ответа или похвалы учительницы он без напоминаний наводит порядок на своем месте за партой. Но проходит день, другой – и все его вещи опять разбросаны, где попало. Проявляется сила внутренней позиции, заложенная в семье и поддерживаемая укладом ее жизни.
Учительница
знала причину разного отношени
Саша рос и воспитывался в другой обстановке. Дома можно было оставить тарелку с недоеденной пищей на письменном столе, ходить в грязной обуви, бросить портфель на обеденный стол, а одежду – на кровать. Можно было на страницах книги делать пометки не только карандашом, но и чернилами. Вещи часто меняли свои места, и каждое утро в квартире переворачивалось все вверх дном, когда взрослые собирались на работу, а дети – в школу.
Обстановка, в которой рос Боря, благотворно влияла на него. Нравственные нормы он усваивал естественно, без усилий. То, что видел и слышал мальчик в школе, соответствовало тому, что он наблюдал дома.
У Саши еще до школы сформировалось неправильное отношение к ценностям, создаваемым человеком. И в первые годы учебы оно сохранялось не только потому, что изменение любого качества личности требует немалого времени, но и потому, что процессу его изменения противодействовала семья. Уклад ее жизни, традиции разрушали начала новых представлений, которые закладывались в школе. И хотя родители, следуя советам учительницы, говорили сыну о необходимости бережно обращаться с вещами, заметных изменений в поведении мальчика не замечалось». [47, 10-12]
Таким образом, участие родителей в семейном труде детей способствует пониманию его жизненной необходимости для человека, а также формированию устойчивого желания заниматься им.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
Начальная ступень общеобразовательной
школы является одним из первых звеньев
становления человека. С первых лет
обучения в школе ведется