Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.
Предмет исследования – формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.
2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
3) Выявить основные пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса
1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли
1.2 Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
1.4 Единство семейного и школьного воспитания

Глава II
Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе
2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста


Заключение


Библиография


Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

Из века в век философы, социалисты-утописты пишут произведения учения о новом обществе. Эстафету от предыдущих социалистов-утопистов принял французский социалист-утопист Шарль-Фурье. Первое произведение Фурье «Всеобщая гармония», раскрывающее смысл его учения о новом обществе, написано почти одновременно с «Женевскими письмами» Сен-Симона в 1808 г. В последующих работах: «История о четырех движениях и человеческих судьбах» (1808 г.); «Теория всемирного единства» и «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829 г.) — Фурье всесторонне развил свое учение о «Строе гармонии». Он проповедует новый общественный строй, основанный на всеобщей гармонии интересов и страстей, на действительном равенстве и свободе всех граждан «социетарного» общества.

Основной ячейкой этого общества является фаланга, в которой труд, основанный на творческом соревновании, является потребностью, предметом наслаждения для человека. Здесь отсутствует калечащий человека узкий профессионализм, каждый может свободно переходить от одного вида труда к другому, удовлетворяя свои стремления к разнообразию и творчеству. Творческий характер и высокая производительность труда обеспечат обилие материальных благ, распределение которых будет производиться в основном по труду и таланту.

Фурье была выдвинута оригинальная система воспитания. Он подверг резкой критике воспитание, которое калечит человека, подавляет способности, чувства, мысли и желания детей. В противовес буржуазной воспитательной системе он намечает новую систему воспитания. По его мнению, воспитание должно быть всеобщим и бесплатным. Он осуждал пренебрежительное отношение к физическому воспитанию детей. Основной целью жизни он считал участие в производительном труде и полагал, что всестороннее развитие ребенка достижимо только в процессе трудовой деятельности.

Основой педагогических воззрений Фурье является мысль о том, что задача воспитания – «привести к полному развитию материальных и интеллектуальных способностей, к применению всех их в интересах производительного труда».

Идентичные педагогические идеи  высказывал и выдающийся английский социалист утопист XIX века Роберт Оуэн. Педагогические идеи Оуэна, его система обучения и воспитания представляют драгоценное наследие, получившее дальнейшее развитие в педагогике.

Особая заслуга Оуэна заключается  в том, что он положил в основу своей педагогической системы соединение обучения и воспитания с общественным трудом, с трудом физическим, который осуществляется как в школе, так и на фабрике. Он считал, что ребенок должен получить в школе, наряду с общим образованием, трудовые навыки. Им трудовое воспитание рассматривалось как необходимое условие для всестороннего развития человека, его физического и умственного развития.

Он был творцом идеи соединения обучения с индустриальным производительным трудом и активно боролся за претворение ее в жизнь.

 Стремление установить связь  между трудовой деятельностью  и развитием личности человека  привело французского философа-просветителя  Ж. Ж. Руссо к идее обязательного  занятия ребенка ремесленным  трудом. Придавая чрезвычайно большое значение облагораживающему влиянию труда на детей в возрасте 12-15 лет, Руссо испытывал лишь сомнение в том, какой вид ремесленного труда лучше избрать для обязательных занятий. Выбор свой он остановил на столярном ремесле. Он полагал, что овладение с детских лет одним ремеслом позволит глубже ознакомиться и с другими ремеслами. Правда, в те времена, в середине XVIII в., ремесел во Франции было не так уж много. Однако сама мысль, что нужно знакомить воспитанника с элементарными приемами трудовых операций была прогрессивна.

Руссо выдвинул идеал воспитания ребенка, выраженный весьма кратко и убедительно: руки воспитанника должны работать, как руки ремесленника, а голова в это время - мыслить, как голова философа.

В начале XIX в. педагогическая мысль была обращена к идеям швейцарского педагога-демократа И. Г. Песталоцци. Песталоцци предпринял попытку соединить обучение детей с ремесленным трудом: на занятиях дети слушали чтение «образовательных» рассказов, выполняли операции устного счета и одновременно трудились. (Этот труд им был жизненно необходим - дети были сиротами, а их приют имел весьма ограниченные государственные субсидии.) Песталоцци жил и трудился вместе со своими воспитанниками и мог видеть те радостные эмоции, которые возникали у детей в совместной деятельности, объединяя их атмосферой сплоченной, почти семейной жизни. Он считал необходимым включать детей в ежедневный труд по уходу за растениями, птицей, животными. ««Я неоднократно убеждался в том, - писал он, - что дети, чахнувшие в нищете и безделии, крепли и значительно прибавляли в росте при регулярной работе по прядению; само собой разумеется, что я при этом считаю нужным поддерживать их силы укрепляющими физическими упражнениями, предоставлять им возможность после выполнения их обязанностей наслаждаться оздоровляющими играми, поскольку условия учреждения позволяют, я считал бы также желательным присоединить к нему небольшое полевое и огородное хозяйство, что вполне возможно. Если предприниматель находится в сельской местности, если он организует разведение всего необходимого для потребностей его дома – картофеля, свеклы, фасоли и т. д. и т. д., на своих поместьях, поблизости от фабричного дома, как легко и естественно он сумеет обучить своих детей разным добавочным полевым работам, и какое существенное значение это будет иметь для нашего учреждения».[38, 55-58]

По идее Песталоцци, дети должны были зарабатывать в школе, так  же как и в условиях семьи, прядением  и ткачеством. Одновременно с трудовыми  занятиями дети обучались грамоте, счету и пр. В трудовом воспитании и обучении детей Песталоцци преследовал цели, далеко опережающие его время: он поставил проблему соединения обучения с производительным трудом и стремился к тому, чтобы профессиональное и умственное развитие были взаимообусловленными процессами.

Идеи Ж.Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци на протяжении почти 150 лет были широко распространены среди прогрессивно мыслящих педагогов Западной Европы и России. Труд в его педагогическом и воспитательном значении оценивался многими педагогами и общественными деятелями России.

Александр Николаевич Радищев  – основоположник революционной  литературы, крупнейший представитель  педагогической мысли в России в  последней четверти XVIII века внес большой  вклад в развитие передовой русской  и мировой педагогической науки. Он выдвигал обширную программу обучения и воспитания, ставя на первом плане гуманитарные, естественные и математические науки. Он дает ряд конкретных указаний по физическому воспитанию, воспитанию гражданина-борца, умеющего преодолевать препятствия. Он советует с малых лет учить ребенка «...водил, соху, вспахивать гряду», чтобы он умел работать «...косою и топором, стругом и долотом...» Труд, как писал Радищев, должен выступать в качестве лучшей приправы в обед воспитанника.

Радищев отмечал, что  умственное развитие человека следует  за его физическим развитием. Постоянное «употребление сил» укрепляет тело, а с ним развиваются и умственные способности. Трудовое воспитание он тесно связывал с нравственным воспитанием и указывал, что воспитание в труде закаляет и морально очищает человека.

Николай Гаврилович Чернышевский – великий русский революционный  демократ, ученый, мыслитель, писатель и критик, также уделял вопросам воспитания не мало внимания.  Цель воспитания Чернышевский видел в подготовке нового человек – активного общественного деятеля, защитника интересов народа, борца за свободу. Общеобразовательной школе он отводил главное место в системе образования и ставил перед ней задачи всемерно содействовать укреплению и развитию физических сил и здоровья учащихся и сделать их образованными людьми. В этой связи он высоко оценивал труд как средство физического и нравственного воспитания. В труде он видел основы человеческого общежития, считал необходимым воспитывать в молодом поколении любовь к труду и ненависть к тунеядству, способность сочетать слово с делом, желание трудиться на общее благо.

Картина социалистического  общества нарисована Чернышевским в  романе «Что делать?», в котором он призывал молодежь бороться за осуществление социалистической жизни. Огромное внимание автор уделял труду, особенно труду в коллективе, и предсказывал, что в новом обществе труд из необходимости превратится в первую потребность человека и в источник наслаждения. Только в труде, по его мнению, человек развивает свои человеческие качества; вне труда и без труда вырастают тунеядцы и паразиты, образуется гниль и плесень.[ 4, 92-93]

Революционно-демократические  педагогические идеи Чернышевского  нашли широкое отражение в трудах Н. Л. Добролюбова, Н. В. Шелгунова, Д.И. Писарева и др.

Особое внимание проблеме трудового воспитания детей уделяли Л.Н.Толстой и К. Д. Ушинский. Л. Н. Толстой всей своей жизнью доказывал необходимость систематических занятий трудом каждым человеком. В его «Азбуке», «Книге для чтения» детям раскрывались нравственная ценность трудовой деятельности, влияние труда на совершенствование физических сил человека и, главное, на преобразование всей его сущности.

Воодушевленный  идеей всестороннего развития человека, К.Д.Ушинский в своей педагогической теории и практике отводил трудовому воспитанию большое и заслуженное место. Он показал, что воспитательное значение труда обусловлено его социальным значением. Труд не бывает легким, это не забава и не игра. Только полное сознание необходимости достичь поставленной цели может заставить человека сознательно взять на себя предстоящий тяжелый, порой изматывающий его силы труд: «Если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу, - пишет Ушинский, - и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или. дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд - личный, свободный труд - и есть жизнь...». [52, 340]

К. Д. Ушинский попытался  показать ту естественную связь, которая  существует между физическим и умственным трудом, тот вред, который приносит односторонность развития. Он утверждал, что самое высокое искусство - поэзия, музыка, живопись, ваяние - имеет свою развивающую для человека силу, если отвечает двум обязательным условиям: или служит отдохновением от труда, или находится в живой связи с трудом человека.

Труд, считал К. Д. Ушинский, обогащает душу, освежает чувства, дарит  человеку высокие минуты наслаждения. По его мнению, существует психологический  закон, суть которого состоит в том, что наслаждения должны уравновешиваться трудом. Функции воспитания и заключаются в том, чтобы подготовить человека к труду в жизни. А для этого необходимо развить в человеке привычку трудиться. Школа должна помочь человеку познать себя, показать, что в нем самом есть драгоценное.

В период становления  советской школы выдающиеся советские  педагоги Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко1 и другие рассматривали вопросы трудового воспитания в тесной связи с теми преобразованиями, которые происходили в общественной жизни страны.

Взгляды прославленного педагога К. Д. Ушинского были восприняты и по-своему реализованы в советское время А. Н. Крупской и А.С.Макаренко, которые считали трудовое воспитание обязательной первоначальной формой нравственного воспитания.

Н. К. Крупская связывала трудовую деятельность с ростом политического самосознания школьников, с выработкой патриотических чувств и осмыслением своего общественного долга. А. С. Макаренко указывал на то, что каждый воспитанник готовится стать членом советского трудового коллектива. Его значение и ценность в обществе как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит материальное благосостояние человека. Именно имея это в виду, К. Д. Ушинский подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». [52, 348]

Существенная  функция труда, которую отмечали И. К. Крупская, А. С. Макаренко, состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. А. С. Макаренко писал: «Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». [30, 397]

А. С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, – писал он, – что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости». [30, 397]

В наше время проблема трудового воспитания, одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных педагогов и психологов. Различные аспекты трудового воспитания исследованы Н. И. Болдыревым, Н. К. Гончаровым, К. А. Ивановичем, Б. Т. Лихачевым, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинским, А. А. Шибановым, Ахияровым и другими советскими педагогами3.

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста