Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа
Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.
Предмет исследования – формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.
2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
3) Выявить основные пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
Введение
3
Глава I
Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса
1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли
1.2 Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
1.4 Единство семейного и школьного воспитания
Глава II
Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе
2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста
Заключение
Библиография
Приложение
В использованной литературе
имеется множество различных по
Впервые исходные положения о содержании, методике и организации трудового воспитания младших школьников были сформулированы Н.К.Крупской. Эти положения явились принципиальной основой программ и методических пособий по трудовому обучению и полностью оправдали себя в практике школ.
Во многих работах Н.К. Крупской подчеркнуто, что трудовое воспитание необходимо начинать с младших классов и даже еще раньше, в дошкольном возрасте.
Сущность трудовой подготовки состоит в том, чтобы учить детей «путем труда наблюдать, самостоятельно мыслить и действовать».[27, 337-338]
В своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская показала внутреннюю связь между политехнизацией школы и включением детей в умственный и физический труд в их органическом единстве. Она обращала внимание на то, что лишь «сочетание разнообразных видов деятельности даст возможность воспитания действительно всесторонне развитых людей», а задачи воспитания видела в том, чтобы сформировать абсолютную пригодность человека к различным требованиям в труде. Для этого она считала необходимым вести учет способностей школьников и их гармонического развития, принимать меры к ликвидации односторонности интересов, учитывать специальную одаренность, решать проблему удовлетворения вытекающих из этой одаренности потребностей.
Новый смысл воспитания
трудолюбия она видела в том, чтобы
учить детей сознательному
Результаты педагогических и психологических исследований подтверждали приведенные выше позиции Н.К. Крупской по этому вопросу и явились принципиальной основой содержания и методики трудового обучения, воспитания, первоначальной политехнической подготовки учащихся начальных классов. В настоящее время экспериментально доказано, что именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте трудовая деятельность впервые становится совершенно особой стадией или этапом в развитии мышления ребенка.
Это происходит потому, что у детей чувственно-предметная трудовая деятельность, являясь продуктивной, совершающаяся внешне ради получения «продукта труда», одновременно становится познавательной, т. е. понятийной. Иными словами, именно в младшем школьном возрасте труд детей по целенаправленному преобразованию природных или искусственных бесформенных материалов, объектов труда становится формой мышления, причем «в самой полной и чистой его форме теоретического мышления». [19, 251-252]
Этот вывод В. В. Давыдова опирается на исследования А. Н. Леонтьева, ранее доказавшего, что понятийная деятельность возникает у детей не потому, что дети овладевают понятиями. «Ребенок овладевает понятиями потому, что сама его практика становится понятийной». [19, 295] Этот вывод опирается также на работы П. Я. Гальперина, проследившего; как предметные действия преобразуются в мысль, предметные явления превращаются у детей в явления психологические. [14, 249]
Так в современных условиях наполняется конкретным содержанием и получает все более глубокое подтверждение положение Н. К. Крупской о необходимости первоначальной политехнической подготовки младших школьников. Поэтому важно как можно раньше включать младших школьников в хорошо методически организованную коллективную трудовую деятельность, имеющую общественно полезное значение. Привыкнув к общению в труде, дети легко проводят аналогию с общественными отношениями старших.
Глубоко изучив подростка,
известный советский педагог
и психолог П. П. Блонский дал обстоятельную характеристику
возрастным особенностям школьника. Он
обратил внимание на связь между здоровьем
и «школьной успешностью», манерой работать
и успеваемостью, успеваемостью и умственным
развитием.
П. П. Блонский показал, в чем своеобразие труда в раннем школьном возрасте, каковы особенности рабочей руки у ребенка и подростка, в чем особенности развития их трудовых умений. Особое внимание уделял П. П. Блонский вхождению подростка в профессиональную жизнь. Он заметил, что ребенок с раннего возраста начинает интересоваться техникой, подростка привлекает машинный труд, как труд, дающий «пищу уму и изобретательству». Но физические силы его еще невелики, он не умеет рассчитывать их, часто переутомляется. «Он, - пишет П. П. Блонский, - увлекается интересным трудом, но небрежничает при неинтересном».[12, 234]
Интерес к технической работе играет большую роль в учебных занятиях подростка и младшего школьника.
П. П. Блонский показал, что взгляд подростка на производственную работу, как на общественную, складывается постепенно, по мере ознакомления с производством. О нем школьник узнает на уроках, во время экскурсий на завод, фабрику. Постепенно он в своем сознании начинает связывать конкретное предприятие с промышленной отраслью, с другими сферами производства. У школьника составляется целостное представление о технике и людях, владеющих ею. Технико-экономические представления дополняются знаниями о производстве, его организации и управлении им.
П. П. Блонский проанализировал отношение подростков к производственному труду. Он установил, что для лучших производственников-подростков характерны воспитанность, организованность, владение общими умениями трудиться, в частности умение воспринимать инструкции, предварительно ориентироваться в задании в целом - самоконтроль, сознание цели данной работы и др. Таким образом, П. П. Блонский убедительно показал то большое значение, которое имеет труд в воспитание подростка.
Известный советский педагог С. Т. Шацкий рассматривал труд как важнейшее средство воспитания нового человека - гражданина, коллективиста, организатора, мастера своего дела, отдающегося своему призванию.
С. Т. Шацкий считал необходимым изучение учителями опыта трудовой деятельности детей: в каких видах бытового и производительного труда участвуют они? Какие трудовые дела выполняют в семье? Сколько времени на это затрачивают, испытывают ли при этом удовлетворение или нет? Собранный С. Т. Шацким материал тщательно анализировался, на основе анализа определялись содержание и формы трудового воспитания.
Под руководством учителей
и педагогов-агрономов в
По мысли С. Т. Шацкого, в школе дети должны не только обучаться чтению, письму, счету, не только усваивать знания живой и неживой природе, о труде людей и жизни общества, но учиться жить и работать сообща, коллективно.
Труд как одно из самых основных средств воспитания рассматривал А. С. Макаренко. Он утверждал, что труд, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, - маловлиятельный фактор. Такой труд вызывает некую полезную усталость и дает ощущение заработанного отдыха, но не порождает новых целей, не вызывает более высоких мотивов.
А. С. Макаренко дал ответ на вопрос, почему так ничтожно воспитательное значение труда по самообслуживанию, ремесленного труда в мастерских. Ответ его был однозначен: мотивационное значение этого труда крайне незначительно. Так, для труда по самообслуживанию характерно слабое интеллектуальное содержание. Труд этот сопровождался сильной утомляемостью воспитанников. Ремесленный труд был связан с большей ответственностью, порождал новые мотивации к поведению, но, по глубокому наблюдению А. С. Макаренко, ремесленный труд ориентировал воспитанников на тип личности, который не отвечал задачам воспитания.
Макаренко пришел к выводу, что труд, бедный по своему социальному содержанию, не обеспечивает решения задач воспитания. Обогащение же социального содержания труда, возможно, было только за счет его коллективной организации. Он считал, что объектом воспитания может быть только целый коллектив, ибо только в коллективе рождаются новые мотивационные установки. Эти и другие принципы были нацелены на то, чтобы воспитать у подростков потребность в трудовой деятельности.
Труд как основу гармоничного развития личности при соответствующей гражданской направленности трудовой деятельности человека применительно к условиям современной школы рассматривал В. А. Сухомлинский. Именно гражданская направленность труда позволяет рассматривать труд не как средство добычи хлеба насущного, но как путь преобразования собственной личности. «Чувство гражданской значимости труда - это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, труд только тогда воспитывает, когда он нелегок».
Один из секретов воспитания В. А. Сухомлинский видел в том, чтобы одухотворить труд, открыть его гражданское назначение. Он убедительно доказал, что не всякий труд воспитывает: «Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, эстетического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую им хочется побыстрее отбыть».
Труд - деятельность, преобразовательная по своей сущности. Логику приобщения ребенка к труду, развития гражданских свойств его личности В. А. Сухомлинский видел в следующих связях: труд по самообслуживанию (для себя) - труд для близких людей (родных, друзей) - труд на пользу коллектива класса, школы - труд на благо Родины, всего общества.
В. А. Сухомлинский придавал большое значение формам организации трудовой деятельности, создающим настрой на общественную отдачу своих сил и способностей.
...У каждого класса есть уголок красоты, в котором цветут прекрасные, выведенные детьми сорта роз, постепенно уголки красоты сливаются в общешкольный сад роз - детище всего школьного коллектива: сюда все приходят любоваться природой и трудиться - создавать красоту для людей.
...Традиционный праздник первого хлеба - результат кропотливого коллективного труда: вместе рыхлили землю, сажали озимые, убирали колосья, смололи зерно, испекли душистый каравай - теплым хлебом угощали на празднике родителей и гостей, старейших жителей села. Не было громких слов о пользе труда и призывов беречь хлеб. Было совместно пережитое чувство гордости.
...В школе созданы кружки радиотехники, электроники, биохимии и почвоведения. Здесь тонкая работа с микроскопом, со сложными приборами чередовалась с обычной, однообразной физической работой молотком, зубилом, пилой, лопатой...
В этом чередовании, - считал В. А. Сухомлинский, - и заключается один из «секретов» гармонического слияния ума и рук: когда напряжение физических сил (нелегкое для подростка, нередко и отвращающее его от труда) переживается не как конечная цель, а как средство достижения цели.
В разработанных педагогических идеях Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, С Т Шацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, о трудовом воспитании подрастающих поколений, особое внимание обращено на цели и содержание трудовой деятельности учащихся; формы подготовки школьников к жизни, труду; к способам взаимодействия воспитательных коллективов и связи их с коллективами предприятий.
Непреходящую ценность имеют идеи основоположников педагогики о мобильности личности относительно постоянно развивающегося производства и общественных отношений; о своевременном овладении теорией и практикой технологии производства, научной организации труда; о включении детей в умственный и физический труд в органическом единстве этих процессов; о связи труда со здоровьем ребенка и режимом его жизни; о влиянии трудовой деятельности на нравственное развитие личности, ее потребности, интересы, социальную активность, коллективизм, гражданскую зрелость.
Немалый вклад в теорию и практику трудового воспитания внесли ученые педагоги 90-х годов нашего столетия: И.В. Андреев, П.И. Пидкасистый, К.Ш. Ахияров, Р. Х. Шакуров, А.С. Гаязов Ю.П. Правдин и др.
1.2. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
Как же возникает у младших школьников трудовое отношение к жизни?
Трудолюбие как черта личности человека развивается в результате его участия в различных коллективных трудовых делах. Первым серьезным, самостоятельным делом для ребенка является учение в школе. Но для того чтобы он успешно учился в школе и не только приобретал знания, умения и навыки, но и формировался как активный труженик общества, ребенка нужно подготовить к школе.
«Семья является самой естественной, самой благотворной средой, - пишет А.Е. Точин - в которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду». [47, 5]
Большая воспитательная действенность семейной среды на ребенка обусловлена ее специфичностью, которая заключается, прежде всего, в глубокой взаимной привязанности родителей и детей, в положительном отношении детей к словам и делам отца и матери.