Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа
Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Для выявления родительских представлений и ожиданий от посещения их ребенком дошкольного учреждения целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания, проблемы и затруднения в вопросах семейного воспитания.
На первом этапе знакомства родители не всегда расположены к откровенности, поэтому допускается анонимность при ответе. Анкету можно повторять на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, так как более длительное знакомство и доверие могут изменить картину.
Также для
повышения эффективности
Для выявления представлений воспитателей об их функциях в работе с родителями старшему воспитателю ДОУ (заместителю директора по учебно-воспитательной работе) целесообразно провести опрос педагогов по анкете.
Открытая
форма вопросов, предполагающая ответы
в свободной форме, позволит выявить
представления и ожидания воспитателей
от взаимодействия с родителями воспитанников.
Анализ результатов опроса поможет
администрации дошкольного
Решение проблемы рассогласования запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей приведут к значительному повышению эффективности их взаимодействия. Ведь сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.
Согласно
исследованиям современных
Повышение
педагогической культуры родителей - одна
из важнейших задач ДОУ, которая
решается на основе доверительно-делового
общения воспитателя с
Выстраивание
взаимодействия детского сада и семьи
на основе сотрудничества – процесс
достаточно сложный. Важно отметить, что
сотрудничество родителей и педагогического
коллектива ДОУ следует рассматривать
не с точки зрения его влияния на выработку
у ребенка тех или иных навыков поведения,
а как процесс взаимного влияния на личность
ребенка в целом, предопределяющий ход
его последующей социализации.
А так как любая социальная среда, в том
числе и образовательная, влияет на жизнедеятельность
человека и является продуктом его деятельности,
следовательно, она поддается целенаправленному
формированию. Поэтому взаимодействие
педагогов и родителей воспитанников
можно рассматривать как один из необходимых
компонентов образовательной среды дошкольного
учреждения, который оказывает прямое
и косвенное влияние на разностороннее
развитие ребенка, на состояние его физического
и психического здоровья и успешность
его дальнейшего образования и воспитания.
Заключение
Педагоги дошкольного
учреждения, должны быть инициаторами
установления сотрудничества, поскольку
они профессионально
К этой деятельности
привлекается весь педагогический персонал
учреждения, а также специалисты
иного профиля (психолог, врач, медсестра,
логопед, руководители кружков и
секций дополнительного образования).
Формы повышения педагогической
культуры родителей - это совместные
праздники, развлечения, спортивные мероприятия,
спектакли, концерты, труд по благоустройству
помещения дошкольного
Итак, решение задач
сотрудничества требует, чтобы педагоги
участвовали в психолого-
Выстраивание взаимодействия
детского сада и семьи на
основе сотрудничества – процесс
достаточно сложный. Важно отметить,
что сотрудничество родителей и
педагогического коллектива ДОУ
следует рассматривать не с точки
зрения его влияния на выработку
у ребенка тех или иных навыков
поведения, а как процесс взаимного
влияния на личность ребенка в
целом, предопределяющий ход его
последующей социализации. А так
как любая социальная среда, в
том числе и образовательная,
влияет на жизнедеятельность человека
и является продуктом его деятельности,
следовательно, она поддается целенаправленному
формированию. Поэтому взаимодействие
педагогов и родителей воспитанников
можно рассматривать как один из необходимых
компонентов образовательной среды дошкольного
учреждения, который оказывает прямое
и косвенное влияние на разностороннее
развитие ребенка, на состояние его физического
и психического здоровья и успешность
его дальнейшего образования и воспитания.
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И.
Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.:
Издательство «Институт практической психологии», воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
— 352 с.
2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.:
Тривола, 1995. — 360 с.
3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский
психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672 с.
4. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов:
Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное.
М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
5. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
6."Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
"Просвещение", Москва, 1978 г.
7.№2, 2001// Детский сад и семья: сотрудничество и взаимодействие М.М. Ярмолинская, А.А. Петрикевич.
8.Яковлев П.А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка. – М.: Смарт, 2004
9.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для студентов
сред. Пед. учеб. заведений. – 4-е изд.: -
М.: Издательский центр «Академия», 2002.