Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

Проблема заключается  в том, что многие современные  родители перекладывают свои функции  воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая  важности единых требований к родителям  и воспитателям. Семья и детский  сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник –  не эстафетная палочка, которую семья  передает в руки педагогов. Здесь  важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Для выявления  родительских представлений и ожиданий от посещения их ребенком дошкольного учреждения целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания, проблемы и затруднения в вопросах семейного воспитания.

На первом этапе знакомства родители не всегда расположены к откровенности, поэтому  допускается анонимность при  ответе. Анкету можно повторять на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, так  как более длительное знакомство и доверие могут изменить картину.

Также для  повышения эффективности взаимодействия полезно в конце каждого учебного года проводить опрос родителей, который позволит уточнить уровень  удовлетворенности взаимодействием  семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения  от родителей.

Для выявления представлений  воспитателей об их функциях в работе с родителями старшему воспитателю  ДОУ (заместителю директора по учебно-воспитательной работе) целесообразно провести опрос  педагогов по анкете.

Открытая  форма вопросов, предполагающая ответы в свободной форме, позволит выявить  представления и ожидания воспитателей от взаимодействия с родителями воспитанников. Анализ результатов опроса поможет  администрации дошкольного учреждения увидеть проблемы педагогов в  установлении сотрудничества с семьей, эффективно  спланировать и осуществить  методическую помощь воспитателям по выстраиванию доверительно-делового общения  с родителями.

Решение проблемы рассогласования запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному  учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с  семьей приведут к значительному  повышению эффективности их взаимодействия. Ведь сотрудничество педагогов и  родителей предполагает равенство  позиций партнеров, уважительное отношение  взаимодействующих сторон друг к  другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Согласно  исследованиям современных ученых еще одним фактором, влияющим на эффективность взаимодействия детского сада и семьи, является уровень педагогической культуры родителей. Важным показателем педагогической культуры родителей можно считать степень осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом, который предъявляет общество к личности, т.е. совпадение представлений о целях воспитания родителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Повышение педагогической культуры родителей - одна из важнейших задач ДОУ, которая  решается на основе доверительно-делового общения воспитателя с родителями.

Выстраивание  взаимодействия детского сада и семьи  на основе сотрудничества – процесс  достаточно сложный. Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива ДОУ следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом, предопределяющий ход его последующей социализации. А так как любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на жизнедеятельность человека и является продуктом его деятельности, следовательно, она поддается целенаправленному формированию. Поэтому взаимодействие педагогов и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Педагоги дошкольного  учреждения, должны быть инициаторами установления  сотрудничества, поскольку  они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало  быть, понимают, что ее успешность зависит  от согласованности, преемственности  в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в  интересах ребенка и что в  этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная  реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного  учреждения по отношению к семейному  воспитанию. Положительные результаты в воспитании детей достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении  в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты  иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и  секций дополнительного образования). Формы повышения педагогической культуры родителей - это совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству  помещения дошкольного учреждения и прилегающих территорий; традиционные формы, такие как: родительские собрания, семинары-практикумы, дни открытых дверей, консультации, родительские конференции  и др. так же могут быть весьма эффективными.

Итак, решение задач  сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали  семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную  работу детского сада.

Выстраивание  взаимодействия  детского сада  и   семьи  на основе сотрудничества – процесс  достаточно сложный. Важно отметить, что сотрудничество родителей  и  педагогического коллектива  ДОУ  следует рассматривать не с точки  зрения его влияния на выработку  у ребенка тех или иных навыков  поведения, а как процесс взаимного  влияния на личность ребенка в  целом, предопределяющий ход его  последующей социализации. А так  как любая социальная среда, в  том числе  и  образовательная, влияет на жизнедеятельность человека и является продуктом его деятельности, следовательно, она поддается целенаправленному формированию. Поэтому  взаимодействие  педагогов и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания. 

 

Список  использованной литературы

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И.

Фельдштейна / Вступительная  статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.:

Издательство «Институт  практической психологии», воронеж: НПО  «МОДЭК», 1997.

— 352 с.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.:

Тривола, 1995. — 360 с.

3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные

характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский

психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672 с.

4. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов:

Сост. Л.М. Семенюк. Под  ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное.

М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

5. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

6."Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

"Просвещение", Москва, 1978 г.

7.№2, 2001// Детский сад и семья: сотрудничество и взаимодействие М.М. Ярмолинская, А.А. Петрикевич.

8.Яковлев П.А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка. – М.: Смарт, 2004

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. – 4-е изд.: - М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
 
 

Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка