Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа
Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40
Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье
Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордостью наполняется ребёнок! Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т.д.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.
В настоящее время
в Российском обществе отмечается повышенное
внимание к семье со стороны обществе
гуманизацией и демократизацией
социокультурных отношений, ростом
понимания приоритетности семьи
в развитии, воспитании и социализации
детей. В различных контекстах
звучит, что семья должна, наконец,
стать в нашем обществе не просто
ценностью, а ценностью номер-1, что
семья и есть наша новая национальная
идея. В связи с этим необходимо
все усилия направлять на восстановление
семейных систем, культивирования
Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран мира. Среди них - снижение уровня брачности, нуклеаризация семей, рост числа разводов и неполных семей, наблюдается рост числа одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций и структуры семьи. В конкретных социально-экономических условиях эти тенденции проявляются в специфических формах и ведут к различным результатам.
Теоретическими предпосылками
данной концепции являются основные
положения отечественной
Практическими предпосылками являются многолетние наблюдения, конкретные исследования по проблеме семьи, взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые слушателями из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Работа с родителями должна проводится с учетом исследований, проведенных в последние годы по проблемам семьи.
Однако часто
бывает так, что, даже обладая
Ведущим факторами
в формировании личности ребенка
являются нравственная атмосфера жизни
семьи, ее уклад, стиль. Под этими
понятиями подразумеваются
Задача образовательного
учреждения - определение путей
Содержательные линии развития семьи:
формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;
развитие умственных способностей, творческого мышления;
воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей;
воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:
формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;
формирование эстетического
художественного вкуса у
социально-нравственное воспитание детей в семье.
Многочисленные исследования
оказывают, что формирование личности
в значительной мере происходит под
влиянием семьи и зависит как
от особенностей взаимоотношений в
семье, так и от стиля общения.
Особенности взаимоотношений и
общения между членами семьи
создают психологическую
В настоящее время
идет поиск новых путей
Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
В настоящее время семья, по мнению специалистов, современная российская семья переживает кризис, претерпевает ряд изменений в связи с мировыми процессами и социокультурными процессами в нашей стране, о чем говорят такие показатели:
падение рождаемости;
рост разводов, распад семей (первое место в мире);
активный рост внебрачной рождаемости;
массовый отказ несовершеннолетних матерей от детей;
жестокое обращение с детьми;
бегство детей из дома, их бродяжничество, преступность.
Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений.
Воспитание детей
является серьезной и важной обязанностью
родителей, которые, как правило, к
нему не готовы, поскольку их никто
никогда этому не учил. Единственный
выход из сложившейся ситуации -
организация систематической
Сегодняшняя действительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра данных позиций. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Государственная политика в области семьи должна опираться на специалистов, работающих непосредственно с семьей, острая потребность в которых сейчас проявляется как никогда. Поэтому каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации. Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивному сотрудничеству с семьей.
Большое внимание должно
уделяться сотрудничеству семьи
и образовательного учреждения в
процессе социализации детей на паритетных
началах, с позиций партнерства
и взаимопомощи. Для оказания индивидуальной
адресной помощи семье, а через нее
- детям необходима качественная, прежде
всего, социально-психологическая
Сравнительный анализ
социально-демографических и
Анализ социально-
Одним из компонентов
образовательной среды ДОУ
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.
В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».