Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

Принцип организации совместной деятельности детей  и взрослых в детском  саду и семье

Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью  несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать  игрушки, изготавливать атрибуты для  карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них  доступные операции. И какой гордостью  наполняется ребёнок! Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов  и детей в детском саду. Такой  работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке  и т.д.

Таким образом, организация  разного рода совместных дел родителей  и педагогов приближает семью  к детскому саду.

В настоящее время  в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны обществе гуманизацией и демократизацией  социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи  в развитии, воспитании и социализации детей.  В  различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер-1, что  семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания  в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование  воспитательного потенциала семьи.

Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран  мира. Среди них - снижение уровня брачности, нуклеаризация семей, рост числа  разводов и неполных семей, наблюдается рост числа одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций и структуры семьи. В конкретных социально-экономических условиях эти тенденции проявляются в специфических формах и ведут к различным результатам.

Теоретическими предпосылками  данной концепции являются основные положения отечественной педагогики, которые получили дальнейшее развитие в современных теоретических  исследованиях, а также идеи гуманистической  педагогики.

Практическими предпосылками  являются многолетние наблюдения,  конкретные исследования по проблеме семьи,  взаимодействия семьи и  образовательных учреждений.

Педагогическая поддержка  индивидуальности ребенка выводит  на первый план проблему педагогического  просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности  из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые слушателями из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично  их ребенка и даются в сложной  форме. Работа с родителями должна проводится с учетом исследований, проведенных  в последние годы по проблемам  семьи.

 Однако часто  бывает так, что, даже обладая   педагогическими знаниями, родители  не умеют ими пользоваться. Поэтому  наряду с сообщением родителям  знаний, востребуемых в деле воспитания, необходимо в целом повысить  уровень их педагогической подготовленности. Под высоким уровнем подготовленности  родителей подразумевается совокупность  педагогических знаний и навыков,  их потребность воспитывать детей  грамотно, с применением элементов  "педагогической рефлексии". Педагогическая  рефлексия - это умение родителей  анализировать собственную воспитательную  деятельность, критически ее оценивать,  находить причины своих педагогических  ошибок, неэффективность используемых  методов, осуществлять выбор методов  воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция. От сформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем.

Ведущим факторами  в формировании личности ребенка  являются нравственная атмосфера жизни  семьи, ее уклад, стиль. Под этими  понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей  семьи, взаимоотношения членов семьи  друг с другом и с окружающими  людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его  всестороннего воспитания.

Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного  взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании  своеобразия развития личности ребенка.

Содержательные линии  развития семьи:

формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей  ребенка;

развитие умственных способностей, творческого мышления;

воспитание чувства  уважения к  ребенку со стороны  родителей;

воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному  процессу и к жизни в коллективе:

формирование в  ребенке и в семье осознания  ценности здорового образа жизни;

формирование эстетического  художественного вкуса у ребенка  и развитие эстетических чувств в  семье;

социально-нравственное воспитание детей в семье.

Многочисленные исследования оказывают, что формирование личности в значительной мере происходит под  влиянием семьи и зависит как  от особенностей взаимоотношений в  семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и  общения между членами семьи  создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка  наряду с факторами целенаправленного  воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся  в семье отношений между ее членами.

В настоящее время  идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях  ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы  к сотрудничеству с родителями, которые  базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для  развития личности, как детей, так  и взрослых с учетом интересов  и особенностей каждого члена  сообщества, его прав и обязанностей.

Сегодня современным  родителям необходима помощь, ибо  отсутствие знаний по психологии и  педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности  воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

Роль семьи в  становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Функциональный потенциал  семьи в рамках общества огромен. Разрушение семейных связей неизбежно  сопряжено с нарушением нормального  развития детей и накладывает  долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую  жизнь.

В настоящее время  семья, по мнению специалистов, современная  российская семья переживает кризис, претерпевает ряд изменений в  связи с мировыми процессами и  социокультурными процессами в нашей  стране, о чем говорят такие  показатели:

падение рождаемости;

рост разводов, распад семей (первое место в мире);

активный рост внебрачной рождаемости;

массовый отказ  несовершеннолетних матерей от детей;

жестокое обращение  с детьми;

бегство детей из дома, их бродяжничество, преступность.

Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и  общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная  невозможность выполнения ею своих  функций - неоспоримый факт. На сегодняшний  день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи  на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с  воспитанием детей, и они все  больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных  учреждений.

Воспитание детей  является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к  нему не готовы, поскольку их никто  никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной  и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с  ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи  всегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему. И у педагогов, и у родителей в российском обществе в большинстве случаев  были сформированы искаженные установки  на сам процесс продуктивного  интеракционирования. По сложившейся  традиции считалось, что педагог  обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования своему воспитаннику и его родителям  от имени общества.[6]

Сегодняшняя действительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра данных позиций. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться  как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это  означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Государственная политика в области семьи должна опираться  на специалистов, работающих непосредственно  с семьей,  острая потребность  в которых сейчас проявляется  как никогда. Поэтому каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у  него профессиональных знаний и педагогического  опыта обязан оказывать помощь родителям  в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации. Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивному  сотрудничеству с семьей.

Большое внимание должно уделяться сотрудничеству семьи  и образовательного учреждения в  процессе социализации детей на паритетных началах, с позиций партнерства  и взаимопомощи. Для оказания индивидуальной адресной помощи семье, а через нее - детям необходима качественная, прежде всего, социально-психологическая диагностика  семьи и моделей семейного  воспитания. Пилотажный анализ  проблем  семьи, ее социокультурной роли показывает, что данный институт выступает важнейшей  социальной ценностью, предоставляя условия  для развития  детей, для подготовки их  к самостоятельной жизни, профессиональной ориентации.

Сравнительный анализ социально-демографических и экономических  характеристик семей показывает, что одними из основных факторов в  воспитании детей в семье  выступает  образовательный уровень родителей  и их профессиональный статус.  Достаточно высокий образовательный и профессиональный статус часто обусловливает получение  материального дохода, необходимого для нормального функционирования семьи, а значит, осуществления ею эффективных социализирующих практик  в отношении ребенка.

Анализ социально-демографических  характеристик полных и неполных семей позволяет констатировать, что полные семейные системы более  благополучны и жизнеспособны. Именно полная семья чаще всего в состоянии  создать для развития и социализации ребенка оптимальные условия.

Одним из компонентов  образовательной среды ДОУ является взаимодействие  участников педагогического  процесса. Учитывая специфику дошкольного  детства, необходимо помнить, что уровень  развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями.

На протяжении многих лет система отечественного образования  стояла на позициях приоритетности общественного  воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.

В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны  заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для  воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического  и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой  коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует  сеть дошкольных образовательных учреждений».

Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка