Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа
Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40
В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.[8]
Хотя в
последнее время и наметились
новшества, перспективные формы
сотрудничества, которые предполагают
подключение родителей к
В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:
Привлекать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принимать решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.
Поощрять сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.
Обеспечивать удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы.
Анализ опыта семейного воспитания и данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что нередко родители понимают, к каким целям в воспитании своего ребенка нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие методы и средства выбрать. Причинами педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед обществом за воспитание ребенка. Поэтому родителям недостаточно одной любви к ребенку и желания его вырастить, необходимо еще знать, как строить отношения с ним, основываясь на возрастных физических и психических особенностях дошкольников.
Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее активных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают результаты современных педагогических исследований, это объясняется рядом причин:
Низким уровнем
социально-психологической
Неумением
родителей анализировать
Непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;
Недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
Воспитатель ежедневно общается с родителями своих воспитанников: с одними чаще, с другими реже.
Родители высокомерные, не воспринимающие воспитателя детского сада как авторитетное лицо в области педагогики;
Родители, безразличные к работе детского сада, пассивные;
Родители, чрезмерно опекающие своего ребенка, переоценивающие его;
Родители, недооценивающие роль дошкольного воспитания в развитии ребенка;
Родители, индивидуальные и возрастные особенности которых затрудняют установление с ними доверительных отношений, контакта (конфликтные, старше по возрасту и т.п.);
Родители с общей низкой культурой, необразованные в области педагогики и психологии и не проявляющие при этом желания к росту себя как воспитателей.
Познание
родителей воспитанников –
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения зависит именно от того, какую позицию займет педагог в отношениях с родителями с первых дней посещения ребенком детского сада. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.
Рассмотрим воспитание детей в семье и в дошкольном образовательном учреждении
Дошкольное учреждение
играет важную роль в развитии ребёнка.
Здесь он получает образование, приобретает
умения взаимодействовать с другими
детьми и взрослыми, организовывать
собственную деятельность. Однако насколько
эффективно ребёнок будет овладевать
этими навыками, зависит от отношения
семьи к дошкольному
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.
Правовое воспитание в семье и в дошкольном образовательном учреждении
Права детей дошкольного возраста в детском саду и семье зачастую нарушаются. Сократилась система учреждений социальной сферы. Если до
90-х годов XX века
охват детей дошкольным
В соответствии с Законом “Об образовании” и Типовым положением о ДОУ, в Уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В трудовом договоре, а также в договоре с родителями должны быть оговорены условия сохранения защиты прав и достоинств ребёнка.
Чтобы воспитатели
могли влиять на ситуацию с правами
ребёнка, они должны быть подготовлены
к этой деятельности. И начать её
нужно с выявления
Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако именно она наиболее эффективна в работе с родителями. Педагогу необходимо обратить внимание на форму обращения к ребёнку, употребление уменьшительно-ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, а также на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику), телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). Эффективным средством педагогического и правового общения является наглядная агитация семинары, проводимые заведующими или старшим воспитателем. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов.
Трудовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении и в семье
Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
Взаимодополнение
воздействия дошкольного
Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.
На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.
Воспитание самостоятельности дошкольников
С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьёй. Педагог разъясняет родителям, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость от взрослого. Родителям следует объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных ребёнку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.
Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя исправить её.
Принцип взаимодополнения
Жизнь ребёнка и
в детском саду, и в семье
содержит в себе большие возможности
для включения его в труд, направленный
на удовлетворение потребностей коллектива.
Но содержание труда различно, и
это сказывается на формировании
различных трудовых навыков у
дошкольника. В детском саду ребёнок
накрывает на стол только когда дежурит.
В семье ему может быть поручено
постоянное участие в этом деле,
и это различие должно быть понятно
ребёнку. Исходя из условий семьи, в
каждой можно найти трудовые поручения,
которые будут выполняться