Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

В детском  саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать  с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет  овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главная задача воспитателя  в работе с семьей — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.[8]

Хотя в  последнее время и наметились новшества, перспективные формы  сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному  участию в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с  родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. И в результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В процессе установления партнерских отношений  между дошкольным учреждением и  семьей педагогам необходимо руководствоваться  в своей деятельности следующими принципами:

Привлекать  родителей к участию в жизни  дошкольного учреждения, принимать  решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей  о своих детях и их способностях является одним из способов признания  за ним права участвовать в  обучении своих детей.

Поощрять  сотрудничество и партнерские отношения  внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям  возможность приобретать новые  знания и навыки межличностного взаимодействия.

Обеспечивать  удобный доступ семей к игровой  деятельности детей и участию  в жизни группы.

Анализ опыта  семейного воспитания и данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что  нередко родители понимают, к каким  целям в воспитании своего ребенка  нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие  методы и средства выбрать. Причинами  педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед  обществом за воспитание ребенка. Поэтому  родителям недостаточно одной любви  к ребенку и желания его  вырастить, необходимо еще знать, как  строить отношения с ним, основываясь  на возрастных физических и психических  особенностях дошкольников.

Работа детского сада с семьей была и остается одним  из наиболее активных и вместе с  тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают результаты современных педагогических исследований, это объясняется рядом  причин:

Низким уровнем  социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей  и воспитателей), а значит, неумением  общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;

Неумением родителей анализировать собственную  воспитательную деятельность;

Непониманием  воспитателями того, что в определении  содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными  заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;

Недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в  дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного  воспитания каждого ребенка.

Воспитатель ежедневно общается с родителями своих воспитанников: с одними чаще, с другими реже.

Родители  высокомерные, не воспринимающие воспитателя  детского сада как авторитетное лицо в области педагогики;

Родители, безразличные к работе детского сада, пассивные;

Родители, чрезмерно  опекающие своего ребенка, переоценивающие  его;

Родители, недооценивающие  роль дошкольного воспитания в развитии ребенка;

Родители, индивидуальные и возрастные особенности которых  затрудняют установление с ними доверительных  отношений, контакта (конфликтные, старше по возрасту и т.п.);

Родители  с общей низкой культурой, необразованные в области педагогики и психологии и не проявляющие при этом желания  к росту себя как воспитателей.

Познание  родителей воспитанников – важное условие успеха во взаимодействии с  семьями не только воспитателя, но и  других специалистов дошкольного образования.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующий вывод. В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому  коллективу. Взаимодействие семьи и  дошкольного учреждения зависит  именно от того, какую позицию займет педагог в отношениях с родителями с первых дней посещения ребенком детского сада. Но, в тоже время, и  родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных  отношений с воспитателями.

Рассмотрим  воспитание детей  в семье и в  дошкольном образовательном  учреждении

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает  умения взаимодействовать с другими  детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько  эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения  семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его  родителей в образовательном  процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в  воспитании и развитии ребёнка также  нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря  которому у ребёнка формируется  отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного  воспитания в процессе развития детей  определяет важность взаимодействия семьи  и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд  факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают  друг от друга, насколько едины и  последовательны они в процессе воспитания и обучения детей.

Правовое  воспитание в семье  и в дошкольном образовательном  учреждении

Права детей дошкольного  возраста в детском саду и семье  зачастую нарушаются. Сократилась система  учреждений социальной сферы. Если до

90-х годов XX века  охват детей дошкольным образованием  составлял 70%, то в настоящее  время он снизился до 50%, и дети  всё чаще остаются без надзора.  В результате у большинства  родителей вызывают отчаяние  те или иные проявления в  поведении ребёнка. Не зная  как вести себя в трудных  ситуациях, родители нередко используют  телесные наказания, угрожают  детям, запугивают их и проявляют  чрезмерную строгость. Подобная  ситуация очень опасна как  для здоровья ребёнка, так и  для развития его личности.

В соответствии с  Законом “Об образовании” и Типовым  положением о ДОУ, в Уставе детского сада должны быть представлены права  и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В трудовом договоре, а также в  договоре с родителями должны быть оговорены условия сохранения защиты прав и достоинств ребёнка.

Чтобы воспитатели  могли влиять на ситуацию с правами  ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с выявления неблагополучных  детей. Эффективным в этой связи  является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой  игре “Семья”, так как дошкольники  в игровом взаимодействии воспроизводят  типичные для их семей отношения  и общение. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии). Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются тестирование родителей и посещение неблагополучных семей на дому.

Последняя форма  работы позволяет столкнуться с  определёнными трудностями и  редко используется в практике детских  садов. Однако именно она наиболее эффективна в работе с родителями. Педагогу необходимо обратить внимание на форму  обращения к ребёнку, употребление уменьшительно-ласкательных имён или  грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, а также на эмоциональную окраску  общения (тон, громкость, мимику), телесные контакты (ласковые поглаживания или  грубые жесты). Эффективным средством  педагогического и правового  общения является наглядная агитация семинары, проводимые заведующими или  старшим воспитателем. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с  использованием анонимных анкет, проигрыванием  ситуаций, при помощи сценок, обсуждением  литературы, приглашением психолога  и других специалистов.

Трудовое  воспитание в дошкольном образовательном  учреждении и в  семье

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и  в семье едины: и педагог, и  родители хотят видеть своего ребёнка  трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Работа с семьями  дошкольников организуется на основе принципов:

Параллельности воздействия  дошкольного учреждения и семьи  на детей.

Взаимодополнение  воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.

Организации совместной деятельности взрослых и детей в  дошкольном учреждении и в семье.

На основе принципа параллельности воздействия дошкольного  учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у  детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как  единство требований, приёмов обучения трудовым действиям, содержания труда  детей.

Воспитание  самостоятельности  дошкольников

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском  саду дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек  после игры и др. Но успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в  работе с семьёй. Педагог разъясняет родителям, как важно поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость  от взрослого. Родителям следует  объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях  в доступных ребёнку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может  быть реализована потребность в  самостоятельности.

Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся  возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить  себя исправить её.

Принцип взаимодополнения

Жизнь ребёнка и  в детском саду, и в семье  содержит в себе большие возможности  для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и  это сказывается на формировании различных трудовых навыков у  дошкольника. В детском саду ребёнок  накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно  ребёнку. Исходя из условий семьи, в  каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д. Казалось бы, все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому. Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников ответственности.

Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка