Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа
Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40
Кризис трех лет
возникает в результате определенных
достижений в личностном развитии ребенка
и невозможности его
Возникающие в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования (развивающаяся и осознаваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.[1]
2. Методы совместной работы образовательного учреждения с семьёй
Методы воспитания
детей в семье – это пути
(способы), с помощью которых
- влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
- выбор методов
зависит от педагогической
Поэтому методы семейного
воспитания несут на себе яркий отпечаток
личности родителей и неотделимы
от них. Сколько родителей – столько
разновидностей методов. Например, убеждение
у одних родителей – мягкое
внушение, у других – угроза, крик.
Когда в семье отношения с
детьми близкие, теплые, дружеские, главный
метод – поощрение. При холодных,
отчужденных отношениях, естественно,
превалируют строгость и
Всеми родителями используются
общие методы семейного воспитания:
убеждение (объяснение, внушение, совет);
личный пример; поощрение (похвала, подарки,
интересная для детей перспектива),
наказание (лишение удовольствий, отказ
от дружбы, телесные наказания). В некоторых
семьях по совету педагогов создаются
и используются воспитательные ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных
задач в семье. Среди этих средств:
слово, фольклор, родительский авторитет,
природа, традиции, радио, пресса, музеи
и выставки, игры и игрушки, спорт,
физкультура, праздники, символы, атрибуты,
реликвии и т.д.[9]
3. Формы совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьёй
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.
Основные дошкольного учреждения и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Каковы же формы сотрудничества?
Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребёнку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребёнка (радостный, раскованный, притихший, смущённый, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.[7]
День открытых дверей, являясь достаточно распространённой формой работы, даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае чётко определяется цель: что необходимо выяснить, в чём хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление даётся «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштаба. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребёнка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Для приобщения родителей
к педагогической литературе целесообразно
создавать библиотеки-
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем, друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», «проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Таким образом, сотрудничество
детского сада с семьёй можно осуществлять
по-разному, Важно только избегать формализма.
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании
В
настоящее время идет перестройка
дошкольного воспитания, и в центре
этой перестройки стоят гуманизация
и деидеологизация
Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне.
Полноценное
воспитание дошкольника происходит
в условиях одновременного влияния
семьи и дошкольного
Чтобы родители
стали активными помощниками
и единомышленниками
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап перестановки акцентов.
Второй этап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные с взрослым занятия, игры и т.п.).
В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислим некоторые из них.
Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.
Групповые выставки "Дары осени", "Наши любимые игрушки", "Елочные украшения", "Добрые руки мам", "У истоков мастерства".
Персональные выставки детских работ (например, "Лепка Вани Белобородова").
Летний конкурс
"Мисс и мистер... года". Родители
принимают участие в
"Мастерская добрых дел" объединяет всех членов семьи.
Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.
Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".
Важнейшим
результатом содержательного и
эмоционально насыщенного общения
воспитателя с семьей должна стать
готовность родителей осуществить
коррекцию собственных
Уникальный
воспитательный характер семьи выражается
в том, что здесь происходит интенсивный
контакт ребенка с родителями
и другими взрослыми членами
семейной группы. Теория и практика
ухода за детьми доказывает: «для нормального
развития ребенку необходимо активное
общение с физически и