Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – это изучение совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1. Изучить роль семьи в воспитании ребенка.
2. Охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста...4
2. Методы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.........................................................................16
3. Формы совместной работы дошкольного образовательногоучреждения с семьёй……………….17
4. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………….40

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

Кризис трех лет  возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка  и невозможности его действовать  по освоенным прежде способам общения  с другими людьми. Но именно переживание  кризиса обостряет сензитивность  ребенка к чувствам других людей, учит не только навыкам позитивного  общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учит рефлексии на себя и других людей, умению сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения в социальном пространстве, контролируемом принятыми в обществе правами и обязанностями, выражаемыми для детского сознания в столь значимых словах, как “можно” и “нельзя”.

Возникающие в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования (развивающаяся и осознаваемая собственная  воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы  стать личностью.[1]

 

2. Методы совместной  работы образовательного  учреждения с семьёй

Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние  родителей на сознание и поведение  детей. Методы воспитания имеют свою специфику:

- влияние на ребенка  индивидуальное, основанное на конкретных  поступках и приспособлено к  личности;

- выбор методов  зависит от педагогической культуры  родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений  о ценностях, стиля отношений  в семье и т.д.

Поэтому методы семейного  воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько  разновидностей методов. Например, убеждение  у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с  детьми близкие, теплые, дружеские, главный  метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных  родителями приоритетов: одни хотят  воспитать послушание, и поэтому  их методы нацелены на то, чтобы ребенок  безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить  самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят  для этого соответствующие методы.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ  от дружбы, телесные наказания). В некоторых  семьях по совету педагогов создаются  и используются воспитательные ситуации. Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, природа, традиции, радио, пресса, музеи  и выставки, игры и игрушки, спорт, физкультура, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.[9] 
 
 
 

3. Формы совместной  работы дошкольного  образовательного  учреждения с семьёй

Организатором и  координатором сотрудничества дошкольного  учреждения с семьями воспитанников  является заведующая. Она содействует  установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском  саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и  родителей.

Основные  дошкольного  учреждения и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом  плане, конкретизируются в календарном  плане заведующей и старшего педагога.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении  в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В настоящее время  актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и совсем благополучные  в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Каковы же формы  сотрудничества?

Посещение семьи ребёнка  много даёт для её изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребёнку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребёнка (радостный, раскованный, притихший, смущённый, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.[7]

День  открытых дверей, являясь достаточно распространённой формой работы, даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы  проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае чётко определяется цель: что необходимо выяснить, в чём хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Родительские  конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление даётся «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштаба. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребёнка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Для приобщения родителей  к педагогической литературе целесообразно  создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определённую тематику. Однако следует  помнить, что всякий раз нужно  побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребёнка.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем, друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях  работает «телефон доверия», «проводятся  «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному, Важно только избегать формализма. 
 
 
 

 

4. Сотрудничество семьи  и дошкольного  учреждения в воспитании

     В настоящее время идет перестройка  дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация  и деидеологизация педагогического  процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а  свободное развитие личности. Изменения  государственной политики в области  образования повлекли за собой признание  положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием  важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые  специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как  понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка  правильно, на научных основах, он находится  в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают  не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко  почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше  всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и  невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать  автономно, независимо друг от друга. Хороших  результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка  взрослые будут договариваться о  требованиях к нему, о методах  воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких  задач воспитания может быть сильнее  одна сторона (детский сад или  семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния  семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и  семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его  положительных качеств, веры в его  силы и способности. И педагог, как  правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер  в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными помощниками  и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь  детского сада, постоянно держать  в курсе всех событий.

Работа с  семьей является сложной задачей, как  в организационном, так и в  психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму  общения, которую можно назвать "доверительно-деловым  контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый  этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап перестановки акцентов.

Второй  этап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные с взрослым занятия, игры и т.п.).

В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные  воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислим некоторые из них.

Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.

Групповые выставки "Дары осени", "Наши любимые  игрушки", "Елочные украшения", "Добрые руки мам", "У истоков  мастерства".

Персональные  выставки детских работ (например, "Лепка  Вани Белобородова").

Летний конкурс "Мисс и мистер... года". Родители принимают участие в изготовлении костюмов, в создании альбомов с  фотографиями.

"Мастерская  добрых дел" объединяет всех  членов семьи.

Третий  этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.

Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений  с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".

Важнейшим результатом содержательного и  эмоционально насыщенного общения  воспитателя с семьей должна стать  готовность родителей осуществить  коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.

Уникальный  воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный  контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами  семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального  развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально  зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья  — важнейший фактор, необходимое  условие правильного развития и  формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо и детское  сообщество, которое он имеет в  дошкольном учреждении.

Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие развития личности ребёнка