Выбор профессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:43, реферат

Описание работы

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Содержание

Введение
1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.
2 Возрастные особенности формирования личности подростка.
3 Мотивы выбора профессии.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

профориентология.docx

— 48.77 Кб (Скачать)

     Призвание  для  молодых   людей  с  философским   складом  ума — это  тот   единственный  путь,  который   должен привести  к  достижению  главных  жизненных  целей   и  осуществлению  намерений.  Это  смысл  их  существования,  та  ниша,  которую  они   должны  заполнить  в  этом  мире.  Если  такие  подростки   поверят,  что жизнь  имеет   смысл  и  цель,  они   приложат  все  свои  силы,  чтобы  обрести  этот  смысл   и  достичь  этой  цели,  чему  и  посвятят  своё время,  талант  и энергию.  В  том   числе  и  путём  выполняемой   ими  работы.  Выбор  профессии   подразумевает  ответ  на  вопрос  не  только  “Как  я   буду  зарабатывать  себе  на  жизнь?”,  но  и  “Как  я   собираюсь  распорядиться   своей  жизнью?”

     Для  подростков,  которые   хотят  посвятить  свою  жизнь   служению  людям  и  улучшению   общества,  в  котором  живут,  выбор  профессии  будет   зависеть  от  того,  какие   социальные  потребности  покажутся   им  наиболее  важными  и   какие  из  них,  работая,  они смогут  лучше  удовлетворить.  Таким  образом  они ищут  профессию,  в которой станут  наиболее  полезными.  Молодые люди,  старающиеся быть  “практичными”,  выбирают  такие профессии,  которые востребованы  на  рынке труда,  хорошо  оплачиваются,  интересны и к которым они лучше всего подготовлены.  Такой выбор основан  прежде  всего экономическими  мотивами  и практическими соображениями,  а также личными интересами,  занятиями и навыками.  Для других  молодых людей поиски  призвания становятся  способом  показать  окружающим,  что они уже выросли,  финансово независимы,  свободны  от родительской  опеки и готовы  жить  самостоятельно.  Для них работа – дверь, ведущая в мир взрослых.  [15, с.517]

     Однако  иногда  вообще  не  происходит  рационального  выбора  профессии  как   такового.  Подростки  просто  берутся  за первую  попавшуюся  работу,  за  которую хорошо  платят,  которую  порекомендовали  друзья;  это  может  быть  единственное  мест,  на  которое  их  приняли  и  о  котором  они  знают.  В таком случае  выбор профессии оказывается скорее  случайным,  чем осознанным.  В первое  время молодые люди  могут быть  вполне  довольны  экономическими  и другими благами,  приносимыми работой.  Только  по  прошествии  некоторого  времени  они  вдруг  чувствуют,  что  несчастливы,  не  очень  приспособлены  к  выполнению  стоящих  перед  ними  задач  и жертвуют  своей  свободой  и  жизнью  ради  каких-то  сомнительных  выводов.  У них возникает потребность остановиться,  произвести  переоценку  свои  целей,  способностей,  возможностей  и найти,  как можно соединить всё это в имеющий смысл,  приносящей  удовлетворение  работе.

     Малая  часть  подростков  предпочитает  вообще не  работать  или  работать  не больше,  чем  это  необходимо.  Неприятие   ценностей,  воплощённых  в   жизни  взрослых,  и  ценностей   общества  привело  таких   молодых  людей  к  мысли,  что  максимально  ограничив   свои  потребности  в деньгах,  они  смогут  вести  жизнь   простую,  но  яркую  и   делать  то,  что  им  нравиться.

      Даже  при  самых  благоприятных   обстоятельствах  выбор  профессии   становиться  всё  более   трудной  задачей,  поскольку   общество  становиться  всё   более  сложным.  [15,  с.518]

В  результате  рассмотрения  теоретических  основ  профориентации,  а  именно  теории  возникновения  и  развития  профориентации  и  её  научных основ,  а также взаимосвязи профориентации  с особенностями подросткового возраста,  сделаем следующие выводы.

     Профессиональное  самоопределение   молодого  человека  понимается  в  настоящее  время  большинством  авторов  как  существенная  сторона  общего  процесса  развития  личности.

     Она  не  сводиться  к   акту  выбора  профессии,  выступая  как  содержательный  процесс   духовного  развития  личности.  Поэтому  для  построения  научной  теории  профориентации важнейшее  значение  имеет  исследование  закономерностей  формирования внутренней,  психологической  основы  самоопределения.  Последняя  не  возникает  как  простая  равнодействующая  всех  внутренних  предпосылок,  но  складывается  в  процессе  непрерывного  взаимодействия  субъекта  с  внешним  миром.  В  русле  этого  взаимодействия  человек  активно  “ищет  себя”,  руководствуясь  сложившимися  у  него  представлениями  о  себе,  своих  ожиданиях,  своей  возможной  роли.  Выбор  профессии,  таким  образом,  неотделим  от  развития  личности  в  целом. [17, с.5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В  настоящее  время  экономической   и  политической  нестабильности  в  обществе,  человек  вынужден  полагаться  на  самого  себя,  необходимо  быть  мобильным   и  гибким,  способным  быстро  и  правильно  ориентироваться   в  общем  характере  любой   специальности  и  определять  свою  пригодность  к  ней.  Незнание  содержания  профессиональной  деятельности  и  соответственно  неудовлетворённость  полученной  специальностью,  в  свою  очередь,  является  одной  из  причин  текучести  кадров,  низкой  производительности  труда,  смены   трудовой  деятельности. Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и  профессионального  роста.  Необходимость  организации   эффективного  профессионального   консультирования  направленного   на  помощь  подростку  в   осознанном  выборе  профессии,  отвечающей  общественным и   личностным  требованиям,  делает  эту  проблему  актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников:

  1. Абрамова  Г.С.   Возростная  психология  М., 1997.
  2. Ахметжанова  Г.В.  Формирование  мотивации школьников  к педагогической  профессии.  Тольятти,  1997.
  3. Вилюнас  В.К.  Психологические механизмы мотивации человека.  М.,  1990.
  4. Кон  И.С.  Психология  юношеского  возраста.  М.,  «Просвещение»,  1979.
  5. Кулагина  И.Ю.  Возрастная  психология.  М.,  1996.
  6. Купцов  И.И.  Психологическая  характеристика  интеллектуально-волевых  действий  школьников  в  учебной  деятельности. — Рязань,  1992.
  7. Максимов  В.Г.  Профессиональная  ориентация  школьников. — Чебоксары,  1988.
  8. Немов  Р.С.  Психология. — М.,  1995
  9. Павлютенков  Е.М.  Формирование  мотивов выбора  профессии. — Киев,  1980.
  10. Профессиональная  ориентация  молодёжи. — М.,  1989.
  11. Профессиональная  ориентация  в  социалистическом  обществе. — М.,  «Экономика»  1979.
  12. Профессиональная  ориентация  учащихся. — М.  «Просвещение»,  1983.
  13. Психология  современного  подростка / под ред.  Д.И.  Фельдштейна. — М.,  1987.
  14. Психологическая  диагностика  детей  и  подростков. — М.,  1995
  15. Райс  Ф. Психология  подросткового  и  юношеского  возраста. — СПб.,  2000.
    1. 16.. Формирование  личности  старшеклассника. — М.,  1989.
  16. Шавир  Л.Ф.  Психология  профессионального самоопределения в ранней  юности. — Тюмень,  1980

Информация о работе Выбор профессии в подростковом возрасте