Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:43, реферат
Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.
Введение
1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.
2 Возрастные особенности формирования личности подростка.
3 Мотивы выбора профессии.
Заключение.
Список использованных источников.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.
В выпускном классе дети
сосредотачиваются на профессиональном
самоопределении. Оно предполагает
самоограничение, отказ от
фантазий, в которых ребёнок
мог стать представителем
любой, самой привлекательной
профессии. Старшекласснику
приходиться ориентироваться
в различных профессиях,
что совсем не просто,
поскольку в основе отношения
к профессиям лежит не
свой собственный, а чужой
опыт – сведения, полученные
от родителей, друзей, знакомых,
телепередач и т.п. этот
опыт обычно абстрактен, не
пережит, не выстрадан ребёнком.
Кроме того, нужно верно
оценить свои объективные
возможности – уровень
То насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом. [5, с.168]
В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте с выработкой мировоззрения.
Один из моментов, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, [5, с.35] именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. [5, с.170]
Самосознание — сложная
Самосознание проходит совершенно особенный этап в старшем подростковом возрасте.
На решающее значение перспективных целей для психологической структуры и поведения, обратил внимание ещё К. Левин. В своём топологическом учении о личности он доказывал, что цели, которые ставит перед собой человек, намерения, которые он принимает, являются своеобразными потребностями, не отличающимся по своей силе от истинных потребностей. И чем более широким является “жизненное пространство”, в которое включен индивид, тем большее значение приобретают отдалённые цели. Ценностные ориентации субъекта на эти будущие цели подчиняют себе промежуточные и тем самым определяют поведение, эмоции и моральное состояние субъекта.
Таким образом, наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремлёнными, а следовательно, внутренне более собранными и организованными. Они как бы обретают волю. Недаром Л.С. Выготский говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей.
Целенаправленность возникает и в связи с мотивами, требующими целевой организации поведения, например с мотивами общественно-трудовой деятельности или с необходимостью поддержать семью, какого либо из близких людей и пр. [16, c.17]
Вообще, любая человеческая деятельность нуждается в предваряющем эту деятельность предвидении результата, на достижение которого направляются физические или духовные усилия.
Идеальное предвидение
Цель — это сплав внешней принудительности обстоятельств, которые преломляются в сознании человека, и личностных потребностей, направляющих его внимание на определённые объекты.
Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека — одно из важнейших переживаний, отражающих реальность усилий по организации и осуществлению жизни.
Воля — это сознательное
регулирование человеком
своего поведения и деятельности,
выраженное в умении преодолевать
внутренние и внешние трудности
при совершении целенаправленных
действий и поступков. Главная
функция воли заключается
в социальной регуляции
Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Воля подразумевает наличие целеустремлённости у человека, что требует определённых мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели, подборе средств для её достижения и при выполнении задуманного действия.
В подростковом возрасте меняется характер учебной, физической, трудовой, общественной деятельности. Наряду с более высокими требованиями к поведению и деятельности подростков, очень часто у взрослых существует прямо противоположная тенденция: сохранить над подростком ту же власть, какая была у них по отношению к младшему школьнику; стремление постоянно руководить им, лишать самостоятельности и свободы. Последнее вызывает у подростков аффективные реакции протеста, упрямства и даже бунта против родителей, что препятствует воспитанию и формированию волевых черт личности. [16, c.186]
В этом возрасте именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым подросток всячески стремится. А так как требования сверстников и требования взрослых часто расходятся, то подросток в этих обстоятельствах оказывается в ситуации выбора, что, как известно, составляет важнейший компонент волевого поведения. Такое расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще подростки ещё не достигают.
В результате обобщения и укрепления целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, переходящие стремления — возникает жизненный план. С другой стороны, идёт процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов.
Из мечты, где всё возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.
Жизненный план — явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки (порой и юноши) называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях, представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим. [4, c.145]
Жизненный план в точном
смысле этого слова возникает
только тогда, когда предметом
размышлений становится не
только конечный результат, но
и способы его достижения,
путь, по которому намерен
следовать человек, и те
объективные и субъективные
ресурсы, которые ему для
этого понадобятся. В отличие
от мечты, которая может
быть как активной, так
и созерцательной, жизненный
план — это план деятельности,
Подростковый возраст — это время, когда ребёнок должен сам ставить цели и осуществлять их в действии. Целеполагание становится в этот период жизни важнейшим фактором условием общественного опыта. Именно формирование этого компонента деятельности обеспечивает интеллектуальное и социальное развитие личности. [5, c.180]
В общественно-полезной деятельности подросток чаще всего ориентирован на те цели, которые включают его в общественные отношения, поэтому даже познавательные и практические имеют социальный оттенок, связываются с установлением определённых отношений.
Правильная социальная ориентация, предвосхищение человеческих поступков, умение их понять и управлять ими – таков главный момент целеполагания подростка, поскольку в этом залог его социального развития.
Выбор цели и её реализация связаны у подростков с мотивом деятельности. Между мотивом, принятием цели и её достижением существует определённая связь. Тип мотива может активизировать процесс целеполагания, а развитие этого процесса ведёт к формированию новой мотивации. Это происходит, если личность осознаёт недостаточность мотивов или их “конфликтность”. [5, с.182]
В связи с тем, что
цель и её реализация связаны
у подростков с мотивом
деятельности, остановимся на
более подробном изучении
мотивационной сферы
3 Мотивы выбора профессии.
Важнейший
фактор, определяющий мотивацию
человека, особенно на завершающем
этапе и развития —
Способ, программа и конкретные цели жизни, которые оцениваются человеком как оптимально удовлетворяющие потребности и в отношении которых принимаются намерение к достижению, — это и есть система мотивов личности. Таинственный эффект приобретения целью в результате принятия намерения особого статуса, связано с формированием в мотивационной сфере напоминающей о себе “напряжённой системы”, объясняется, возможно, переключением на цель специфической это — мотивация. [3, с.252]