Выбор профессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:43, реферат

Описание работы

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Содержание

Введение
1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.
2 Возрастные особенности формирования личности подростка.
3 Мотивы выбора профессии.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

профориентология.docx

— 48.77 Кб (Скачать)

 Если  в  15  лет  жизнь  кардинально  не  изменилась  и  старший  подросток  остался  в школе,  он  тем самым отсрочил  на  два года  выход во  взрослую  жизнь и,  как правило,  сам выбор дальнейшего пути.  В этот  относительно  короткий  период  срок  необходимо  создать жизненный план — решить  вопросы кем быть  (профессиональное  самоопределение)  и каким быть  (личностное  и моральное самоопределение).  Старшеклассник  должен  не  просто  представлять  себе  своё  будущее в общих чертах,  а осознавать  способы достижения  поставленных  целей.

     В  выпускном  классе  дети  сосредотачиваются  на  профессиональном  самоопределении.  Оно  предполагает  самоограничение,  отказ  от  фантазий,  в  которых  ребёнок   мог  стать  представителем  любой,  самой  привлекательной   профессии.  Старшекласснику   приходиться  ориентироваться   в  различных  профессиях,  что  совсем  не  просто,  поскольку  в  основе  отношения   к  профессиям  лежит  не  свой  собственный,  а  чужой   опыт – сведения,  полученные  от  родителей,  друзей,  знакомых,  телепередач  и  т.п.  этот  опыт  обычно  абстрактен,  не  пережит,  не  выстрадан  ребёнком.  Кроме  того,  нужно  верно   оценить  свои  объективные   возможности – уровень  учебной   подготовки,  здоровье,  материальные  условия  семьи  и,  главное,  свои  способности  и  склонности.

     То  насколько  престижной  окажется  выбранная  профессия   или  ВУЗ, в  который   ребёнок  собирается  поступать,  зависит  от  его  уровня  притязаний.  Это  может   быть  следствием  разумного   отказа  от  беспочвенных  надежд,  но  может быть  и проявлением малодушия,  страха перед решительным шагом.  [5,  с.168]

     В  этом  возрасте  осознаётся  временная  перспектива,  развивается   устойчивая  самооценка,  нравственная  устойчивость  личности.  Самоопределение   и  стабилизация  личности  в  старшем  подростковом  возрасте  с  выработкой  мировоззрения.

       Один из моментов,  связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации.  Старшеклассники,  ведающие  деятельность которых обычно  называют  учебно-профессиональной,  начинают  рассматривать учёбу как необходимую базу,  предпосылку будущей профессиональной  деятельности.  Их  интересуют  главным образом,  те  предметы  которые будут нужны в дальнейшем,  их  снова начинает  волновать успеваемость  (если  они решили  продолжить  образование).  Отсюда  и недостаточное внимание  к “ненужным”  учебным дисциплинам,  и отказ от  того  подчёркнуто пренебрежительного  отношения к отметкам,  которое было  принято среди младших подростков.  Как  считает А.В. Петровский,  [5,  с.35]  именно  в старшем школьном  возрасте  появляется  сознательное отношение к учению.  [5,  с.170]

     Самосознание — сложная  психологическая   структура  включающая  в   себя  во-первых,  сознание  своей тождественности (его первые  зачатки возникают у младенца,  когда он  начинает  различать ощущения,  вызываемые  собственным телом),  во-вторых,  сознание  собственного  “Я” как активного,  деятельного начала,  в-третьих,  осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвёртых,  определённую систему социально-нравственных  самооценок.

     Самосознание  проходит  совершенно  особенный  этап  в старшем подростковом  возрасте.

     На  решающее  значение  перспективных  целей  для  психологической  структуры  и  поведения,  обратил  внимание  ещё  К. Левин.  В  своём  топологическом  учении  о  личности  он  доказывал,  что  цели,  которые  ставит  перед  собой  человек,  намерения,  которые  он  принимает,  являются  своеобразными  потребностями,  не  отличающимся  по  своей  силе  от  истинных  потребностей.  И  чем  более  широким  является  “жизненное  пространство”,  в  которое  включен  индивид,  тем  большее  значение приобретают  отдалённые  цели.  Ценностные  ориентации  субъекта  на  эти  будущие  цели  подчиняют  себе  промежуточные  и  тем  самым  определяют  поведение,  эмоции  и  моральное  состояние  субъекта.

     Таким  образом,  наличие   у  подростков  устойчивых  личностных  интересов  делает  его  целеустремлёнными,  а  следовательно,  внутренне более собранными  и организованными. Они как бы  обретают  волю.  Недаром Л.С. Выготский говорил,  что подростка характеризует не  слабость  воли,  а слабость  целей.

     Целенаправленность  возникает   и  в  связи  с  мотивами,  требующими  целевой  организации   поведения,  например с  мотивами  общественно-трудовой  деятельности  или  с  необходимостью  поддержать  семью,  какого  либо  из  близких людей и пр. [16, c.17]

     Вообще,  любая  человеческая  деятельность  нуждается  в   предваряющем  эту  деятельность  предвидении  результата,  на  достижение  которого направляются  физические  или  духовные  усилия. 

     Идеальное  предвидение  результата  называется  целью.  Цель –  исходный  компонент  деятельности.  Цель  придаёт  смысл  активности  субъекта,  инициирует  его   энергии,  обогащает  содержание  жизни.

     Цель — это  сплав  внешней   принудительности  обстоятельств,  которые  преломляются  в   сознании  человека,  и  личностных  потребностей,  направляющих  его   внимание  на  определённые  объекты.

   Идеал  имеет огромное  влияние  на  выбор  и  осуществление  профессиональной  деятельности,  выбор  той  сферы  приложения  своих,  которая  будет  приносить  переживание  полноты  жизни,  как  бы  отражать  реализуемость,  призвание  человека — одно  из  важнейших  переживаний,  отражающих  реальность усилий  по  организации  и  осуществлению  жизни.

     Воля — это  сознательное  регулирование  человеком   своего  поведения  и  деятельности,  выраженное  в  умении  преодолевать  внутренние  и  внешние  трудности   при  совершении  целенаправленных  действий  и  поступков.  Главная   функция  воли  заключается   в социальной регуляции активности  в затруднённых условиях жизнедеятельности.  В основе этой регуляции лежит  взаимодействие  процессов  возбуждения   и  торможения  первой  системы.  [10, с.373]

     Воля  связана  с  мыслительной  деятельностью  и  чувствами.  Воля  подразумевает  наличие   целеустремлённости  у  человека,  что  требует  определённых  мыслительных  процессов.  Проявление  мышления  выражается  в  сознательном  выборе  цели,  подборе  средств  для  её  достижения  и  при  выполнении  задуманного  действия.

    В  подростковом  возрасте  меняется  характер  учебной,  физической,  трудовой,  общественной  деятельности.  Наряду  с  более  высокими  требованиями  к  поведению  и  деятельности  подростков,  очень  часто  у  взрослых существует  прямо  противоположная  тенденция:  сохранить  над  подростком ту  же  власть,  какая  была  у  них  по  отношению  к  младшему  школьнику;  стремление  постоянно  руководить  им,  лишать  самостоятельности  и  свободы.  Последнее  вызывает  у  подростков  аффективные  реакции протеста,  упрямства  и  даже  бунта  против  родителей,  что  препятствует  воспитанию  и  формированию  волевых  черт  личности.  [16, c.186]

     В  этом  возрасте  именно  законы  коллективной  жизни   являются  теми  нравственными   правилами,  подчиняться  которым   подросток всячески  стремится.  А  так  как  требования  сверстников  и  требования  взрослых  часто расходятся,  то  подросток  в  этих  обстоятельствах   оказывается  в  ситуации  выбора,  что,  как  известно,  составляет  важнейший  компонент  волевого  поведения.  Такое  расхождение  требует  уже  достаточно  высокого  уровня  развития  воли,  которого  чаще  подростки  ещё  не  достигают.

В  результате  обобщения  и  укрепления  целей,  которые  ставит  перед  собой  личность,  интеграции  и  иерархизации  её  мотивов,  становления устойчивого ядра  ценностных  ориентаций,  которые подчиняют себе  частные,  переходящие стремления — возникает жизненный план. С другой  стороны,  идёт  процесс конкретизации и дифференциации  целей и мотивов. 

  Из  мечты,  где  всё  возможно,  и  идеала  как  абстрактного,  иногда  заведомо  недосягаемого  образца  постепенно  вырисовывается  более  или  менее  реалистический,  ориентированный  на  действительность  план  деятельности.

     Жизненный  план — явление   одновременно  социального  и   этического  порядка.  Вопросы   кем  быть  (профессиональное  самоопределение)  и  каким   быть  (моральное  самоопределение)  первоначально,  на  подростковом  этапе  развития,  не  различаются.  Сплошь  и  рядом  подростки  (порой  и  юноши)  называют  жизненными планами  весьма  расплывчатые  ориентиры  и   мечты,  которые  никак  не  соотносятся  с  их  практической  деятельностью.  Подросток  пытается  предвосхитить  своё  будущее,  не  задумываясь  о  средствах   его  достижения.  Его  образы  будущего  отличаются  тем,  что  они  ориентированы  на  результат,  а  не  на  процесс  развития:  подросток  может  очень   живо,  в  деталях,  представлять  своё  будущее  общественное  положение,  не задумываясь   над  тем,  что  для   этого  нужно  сделать.  Отсюда  и  характерная  завышенность  уровня  притязаний,  потребность видеть  себя  непременно  выдающимся,  великим.  [4,  c.145]

     Жизненный  план  в  точном  смысле  этого  слова  возникает   только  тогда,  когда  предметом   размышлений  становится  не  только конечный  результат,  но  и  способы  его  достижения,  путь,  по  которому  намерен   следовать  человек,  и  те  объективные  и  субъективные  ресурсы,  которые  ему  для   этого  понадобятся.  В  отличие  от  мечты,  которая  может   быть как  активной,  так   и  созерцательной,  жизненный  план — это  план деятельности,  поэтому  он  заземляется   в  первую  очередь  на  выбор  профессии.  [4,  c.196]

     Подростковый  возраст — это   время,  когда  ребёнок должен  сам  ставить  цели  и   осуществлять  их  в  действии.  Целеполагание  становится  в   этот  период  жизни  важнейшим   фактором  условием  общественного   опыта. Именно  формирование  этого   компонента  деятельности  обеспечивает  интеллектуальное  и  социальное  развитие  личности.  [5,  c.180]

     В  общественно-полезной  деятельности  подросток  чаще  всего  ориентирован  на  те  цели,  которые включают  его в общественные  отношения,  поэтому даже  познавательные  и практические  имеют социальный  оттенок,  связываются с установлением определённых  отношений.

     Правильная  социальная  ориентация,  предвосхищение   человеческих  поступков,  умение  их  понять  и  управлять  ими – таков   главный  момент  целеполагания   подростка,  поскольку  в   этом залог  его  социального   развития.

     Выбор  цели  и  её  реализация  связаны  у  подростков  с   мотивом  деятельности.  Между   мотивом,  принятием  цели  и   её  достижением  существует  определённая  связь.  Тип  мотива  может  активизировать  процесс   целеполагания, а  развитие  этого  процесса  ведёт  к   формированию  новой  мотивации.  Это  происходит,  если  личность  осознаёт  недостаточность  мотивов  или их  “конфликтность”.  [5,  с.182]

     В связи  с  тем,  что   цель  и  её  реализация  связаны   у  подростков  с  мотивом   деятельности,  остановимся  на  более  подробном  изучении  мотивационной  сферы  личности  подростка.

3 Мотивы  выбора  профессии.

  Важнейший   фактор,  определяющий  мотивацию   человека,  особенно  на  завершающем   этапе  и  развития — познавательная  активность  субъекта  по  осмыслению  жизни  и  преследуемых  в   ней  целей.  Создаваемая   вокруг  человека  тотальная   мотивационная  атмосфера   непосредственно  влияет  на  развитие  потребностей  разве   только  в  первые  периоды   жизни;  впоследствии  её  воздействия   анализируются  и  взвешиваются  активным,  постепенно  вооружающимся   интеллектом  и  опытом  субъектом,  способным  противостоять   одним  влияниям  и  предпочитать,  искать  другие.  Уже  сложившиеся  побуждения  тоже  обычно  подвергаются  интеллектуальной  проверке  на  предмет  того,  не  окажется  ли  их  реализация  в итоге  безнравственной,  не  обернётся ли  потерями  и  т.п.  основное  направление  активности  субъекта  по  линии  мотивационного  самоопределения  состоит  в  интеграции,  внутреннем  согласовании  мотивационной  сферы,  устранении  в  ней  противоречий,  а  также  проверке  возможности  и  целесообразности  формирующихся  жизненных  целей.  Только  прошедшие такую подготовку  и санкционированные субъектом мотивационные образования становятся  подлинными,  активно достигаемыми  мотивами  личности. 

     Способ,  программа  и  конкретные  цели  жизни,  которые  оцениваются   человеком как  оптимально  удовлетворяющие  потребности  и  в  отношении  которых   принимаются  намерение  к   достижению, — это  и  есть  система  мотивов личности.  Таинственный  эффект  приобретения  целью  в  результате  принятия  намерения  особого  статуса,  связано  с формированием в мотивационной сфере напоминающей о себе “напряжённой системы”, объясняется, возможно,  переключением  на  цель  специфической  это — мотивация. [3,  с.252]

Информация о работе Выбор профессии в подростковом возрасте