Выбор профессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:43, реферат

Описание работы

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Содержание

Введение
1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.
2 Возрастные особенности формирования личности подростка.
3 Мотивы выбора профессии.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

профориентология.docx

— 48.77 Кб (Скачать)

     Мотивы  представляют  собой   особый  род  побудителей   человеческого  поведения.  В   качестве  мотивов  могут   быть  предметы  внешнего  мира,  представления,  идеи  чувства   и  переживания.

     Наиболее  типичными  мотивами  человеческого  поведения   являются  моральные  чувства,  сознательного  поставленные  цели,  образованные  намерения,  которые  являются  опосредствованными  сознанием  потребностями   человека.  Такие  мотивы  как   намерение,  цель  и  пр., черпают   свою  побудительную  силу  за  счёт  той  потребности,  звеном  в  удовлетворении  которой  они  являются.

     Термин  “мотивация”  представляет  более  широкое  понятие,  чем  термин  “мотив”.  Мотивация  — совокупность  причин  психологического  характера,  объясняющих  поведение   человек,  его  начало,  направленность  и  активность.  [8,  с.463]

     Мотивация — это  циклический  процесс  непрерывного  взаимного   воздействия  и  преобразования,  в  котором  субъект  действия  и  ситуация  взаимно  влияет  друг  на  друга,  и  результатом   этого  является  реально   наблюдаемое  поведение. Мотивация  в данном случае – процесс  непрерывного выбора и принятия  решений  на  основе взвешивания поведенческих альтернатив. [8, с.465]

     Мотивация  объясняет  целенаправленность  действия,  организованность  и   устойчивость  целостной  деятельности,  направленной  на  достижение  определённой  цели. Мотив  в   отличие  от  мотивации —  это  то,  что  принадлежит   самому  субъекту  поведения,  является  его  устойчивым  личностным  свойством,  изнутри   побуждающим  к  совершению  определённых  действий. Кроме  мотивов,  потребностей  и целей  в  качестве  побудителей  человеческого  поведения  рассматриваются  также  интересы,  задачи,  желания  и  намерения.

     Интересом  называют  особое  мотивационное  состояние   познавательного  характера,  которое,  как  правило,  напрямую  не  связано  с  какой-либо  одной,  актуальной  в  данный  момент  времени  потребностью.  Интерес  к себе  может   вызвать  любое неожиданное   событие,  не  произвольно  привлёкшее  к  себе  внимание,  любой   новый  появившийся  в   поле  зрения  предмет,  любой   частный,  случайно  возникший   слуховой  или  иной  раздражитель.  [8,  с.468]

     Интересу  соответствует  особый  вид  деятельности,  которая   называется  ориентированно –  исследовательской.

     Желания  и намерения — это   сиюминутно  возникающие  и   довольно  часто  сменяющие   друг друга  мотивационные   субъективные  состояния,  отвечающие  изменяющимся  условиям  и   выполнения  действия.

     Интересы,  задачи, желания  и   намерения  хотя  и  входят  в  систему  мотивационных  факторов,  участвуют  в   мотивации  поведения,  однако  выполняют  в  ней  не  столько  побудительную,  сколько   инструментальную  роль.  Они   больше  ответственны  за  стиль,  а  не  за направленность  поведения. 

     Мотивация  поведения  человека  может  быть  сознательной  и  бессознательной.  Это   означает,  что  одни  потребности   и  цели,  управляющие  поведением  человека,  им осознаются,  другие  нет.  [8, с.469]

     Для  подростка  выбор   профессии – в  значительной  степени  моральная  проблема.  Чем  шире  диапазон  выбора,  тем  он  психологически  сложнее.  Сегодня  призванием  называют  единство  субъективных  склонностей   и  способностей  к  той   или  иной  деятельности,  в   которой  личность  видит   главную  сферу  самореализации.  Но  склонности  и  интересы  сами  формируются  и  изменяются  в процессе  деятельности.  Резко   выраженные,  устойчивые  и  активные  склонности  у  детей  встречаются  не  так  уж  часто.  Подросток  стоит  перед  выбором  сферы  деятельности.  Но  только  практически,  в  ходе  самой  деятельности  выясняется,  подходит  она  ему  или  нет.  [4, с.146]

     Профессиональное  самоопределение   сегодня — многомерный  и   многоступенчатый  процесс,  который   можно  рассматривать  под   разными  углами зрения. 

     Во-первых,  как  серию  задач,  которые  общество  ставит  перед  формирующейся  личностью   и  которые  эта  личность  должна  последовательно  разрешить   в течение  определённого   периода  времени.  (Социологический   подход  исходит  из  запросов  общества).

     Во-вторых,  как  процесс   принятия  решений,  посредством   которых  индивид  формирует   и  оптимизирует  баланс  своих   предпочтений  и  склонностей,  с  одной стороны,  и  потребностей  существующей  системы  общественного   разделения  труда – с другой.  (Социально-психологический  подход,  предполагающий  способы  согласования  запросов  общества  и  свойств   личности). 

     В-третьих,  как  процесс   формирования  индивидуального   стиля  жизни,  частью  которого  является  профессиональная деятельность.  (Дифференциально-психологический   подход,  исходящий  из  свойств   личности).

     Выбор  специальности  характеризуется   многоступенчатостью.  Уже  к   концу  IX  класса  школьники должны  сделать выбор между тремя социальными ориентациями:  на  общее образование,  на  профессиональное  образование,  непосредственно на  работу.  Кроме интересов,  способностей  и ценностных ориентаций,  важную  роль  в принятии  решения играет  оценка  своих объективных возможностей – материальных условий семьи,  уровня  учебной подготовки,  состояния  здоровья  и  т.д.  [4,  с.148]

     Выбор  профессии  предполагает  наличие  у  школьника   информации двоякого  рода:  о   мире  профессий  в  целом   и  возможностях  и  требованиях   каждой  из  них;  о  себе  самом,  своих  способностях  и  интересах.  И  той   и  другой  информации  старшеклассникам  не  хватает.  Известный  социолог  В.Н. Шубкин  пишет,  что в 17  лет в основе  отношения к миру  профессий лежит заимствованный  опыт – сведения,  полученные  от  родителей,  знакомых,  друзей,  сверстников,  из  книг,  кинофильмов,  телепередач.  Опыт  этот  обычно  абстрактен,  не  пережит,  не  выстрадан.  [4,  с.149]

     Выбор  профессии  и  степень   реализации  жизненных  планов  старшеклассников  сильно  зависят   от  социальных  условий,  особенно  от  общеобразовательного  уровня  родителей.  Чем  выше  уровень   образования  родителей,  тем   больше  вероятности,  что  их  дети  собираются  продолжать  учёбу  после  школы  и   что  эти  планы  будут   реализованы.  Следует  отметить,  что  уровень  реализации  жизненных  планов  юношами   значительно  выше,  чем  девушками.  [4,   c.150]

     Существенные  факторы  профессионального   самоопределения – возраст,  в   котором осуществляется  выбор   профессии, уровень  информированности   молодого  человека  и  уровень   его  притязаний.

     Выбор  профессии – сложный  и  длительный  процесс.  Здесь  существует две  опасности:  1. затягивание  и  откладывание  старшеклассником  профессионального  самоопределения  в  связи  с  отсутствием  сколько-нибудь  выраженных  и  устойчивых  интересов;  2. попытки  родителей  ускорить,  форсировать  этот  процесс  с  помощью  прямого  психологического  нажима,  которые  ведут  к  росту тревожности, негативистскому  отказу  от  всякого  самоопределения,  нежеланию вообще  что-либо  выбирать,  уходу  в  разного  рода  хобби  и  т.п.  [4, с.151]

     Ситуация  выбора предмета  будущей   деятельности  благоприятна  для   педагогического  вмешательства   уже  потому,  что позволяет   предположить  подростку  занятия,  в  скрытом  виде  содержащие  будущую  деятельность  по  выбору  профессии. Поэтому   интересным  представляется  рассмотрение  процесса  выбора  предмета  будущей   деятельности.

     а). Первый  этап  выбора  предмета  будущей  деятельности — наиболее  ответственный  момент.  Новая   форма  деятельности  обогащается   соответствующими  действиями  и  целями,  внутри  неё  совершаются   различные  психические  процессы  – наступает  период  устойчивого   равновесия.  Мотивационный  комплекс  формирующейся  профессиональной  деятельности  пока  отсутствует.  [13, с.95]

     Выбор  предмета  будущей  деятельности  является,  в  сущности,  внутренней  целью  личности,  и  с  этой  точки  зрения  его  содержание  полностью  никогда  не  совпадает  с  реальным  содержанием  будущей  деятельности,  ни  с  её  целями,  средствами  и  условиями  развёртывания,  ни  с мотивами,  преобразующимися  в  ходе  этого  развертывания.  Содержание  предмета  как цели  будущей деятельности  не  соответствует и поведению субъекта  после выбора,  поскольку механизм  обратной  связи корректирует  это поведение в соответствии  с фактическим положением  вещей.  Другими словами,  выбор предмета  есть  выбор приблизительного  плана деятельности  на  основе  обобщённого прошлого  опыта и актуализованного  особого состояния неопредмеченных,  пока  ещё не  определившихся  потребностей, которым отвечают  лишь  потенциально  возможные, предполагаемые предметы и в которых по выражению А.Н. Леонтьева, предмет потребности жёстко не записан?  [13, с.96]

     Выбор  предмета  будущей   деятельности — это  проявление  психической активности  в   результате  интериоризации  внешних факторов  через мотивационно-потребностную  сферу личности.  Выбор не  должен быть  навязан,  иначе предмет перестанет  быть  мотивообразующим,  а деятельность – деятельностью.  Выбор  предмета  будущей  деятельности может  быть  основан  только  на  реальном решении личности,  принятом  добровольно.  [13,  с.97]

     б). На  втором  этапе  первичного  мотивообразования  происходит  преобразование  потребности в качество  новое состояние – она опредмечивается,  становится  мотивом деятельности.  Этот мотив выполняет в отношении деятельности  двойную функцию:  побуждает и направляет  её.  Однако  мотив действует не  сам по  себе.  Раз возникнув,  он  включается  в разноуровневую  систему мотивационного  профиля личности.  Вместе  с побуждаемой им  деятельностью.  В начале  новой деятельности  обобщённый  опыт  прошлого  имеет ведущее значение,  определяя характер  поведения субъекта.  На этом  этапе развития  деятельности  происходит  единоборство  двух  встречных влияний:  обобщённого прошлого  опыта и опыта актуального,  корректирующего обобщение на  основе  возникшей ситуации.  Необходимый перевес достигается “педагогическим манёвром”,  психологическая сущность  которого  состоит в поддержке основного мотива  деятельности  другими потребностями подростка:  в самоутверждении,  в самореализации,  в самостоятельности и т.п.  [13,  с.98]

     в).  На  третьем  этапе   преобладает  групповая  мотивация,  которая  характеризуется   формированием  высокого  уровня  делового  сотрудничества,  отношений   доверия,  требовательности  каждого,  уверенности  в способности   группы  самостоятельно  решать  поставленные  задачи.  Для   достижения  целей  группы  необходимо  интенсивное  развитие  самоуправления,  различных  форм  самоорганизации,  что  и   составляет  одну  из  характерных   особенностей  данного  этапа. 

     мотивационная  структура   деятельности  на  этом  этапе   характеризуется  большой   значимостью  мотивов  общественных  и  индивидуальных  по сравнению  с  мотивом  ориентации  на  группу  сверстников.  [13,  с.99]

     г). Высший,  четвёртый,  этап  развития  деятельности — этап  выраженной  коллективистической  мотивации.  Отличительной  особенностью  личности,  находящейся  на  этом  этапе,  становится  устойчивое  целеполагания по  отношению к внешним влияниям.  Операционно  целевая структура деятельности  данного этапа отличается  высокой тенденцией  к самореализации,  ростом  числа ситуационных  лидеров,  высоким операционально-техническим мастерством многих  её  участников,  способностью  рядовых членов  группы  к целенаправленной  деятельности вне групповой поддержки.  [13,  с.100]

     Качественное  развитие  деятельности  достигает  на  данном  этапе   своего  пика,  но  не заканчивается  на этом, в перспективе открываются  новый коллектив, возникший  в  прежней  деятельности является только основой.  [13,  с.101]

     Существует  ряд  психолого-педагогических  причин,  обусловливающих  важность  вопроса  о  выборе  профессии.  Каждый  человек  нуждается   в  признании  окружающих  и  хочет,  чтобы  его   оценили,  ищет  одобрения,  любви   и  независимости.  Один  из способов  достичь  этого – выбрать  такую  из  профессию,  которая  выделяла  бы  его  в  глазах  окружающих  и  приносила  бы  ему  эмоциональное  удовлетворение.  Такое отождествление  с профессией  позволяет человеку  найти себя,  способствует  самореализации  и самовыражению.  Стремление  достичь большего  успеха  в профессиональной  деятельности  является  следствием  высокого  уровня  самооценки  и способствует  утверждению чувства собственного  достоинства.  От того  насколько велик успех подростка в его собственных глазах  и в глазах  окружающих,  зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения. В юношеских поисках индивидуальности  и удовлетворённости собой очень сильна  мотивация выбрать  профессию,  способствующую  реализации  личности.

Информация о работе Выбор профессии в подростковом возрасте