Выбор профессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:43, реферат

Описание работы

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Содержание

Введение
1 Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.
2 Возрастные особенности формирования личности подростка.
3 Мотивы выбора профессии.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

профориентология.docx

— 48.77 Кб (Скачать)

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский  Государственный университет физической культуры» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По профоринтологии

Выбор профессии  в подростковом возрасте 

                                                             Выполнила:                                                          

                                                             Студентка 322 группы 

                                                              специализации «Педагогика и  психология»

                                                              Усольцева А. О.

                                                             Проверил:

                                                              Старший преподаватель 

                                                              кафедры психологии

                                                              Петрушина Н.В. 
 

Челябинск 2011 

Содержание: 

Введение

  1. Профессиональная  ориентация  как социально-экономическая потребность общества.   
  2. Возрастные особенности формирования личности подростка.
  3.   Мотивы  выбора  профессии.

Заключение.

Список  использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Профессиональная  ориентация — это  целостная  система,  состоящая  из  взаимосвязанных  компонентов,  объединённых  общностью  цели  и  единством  управления:  профессиональное  просвещение;  развитие  интересов,  склонностей  школьников  в  различных  видах  деятельности — игровой,  познавательной,  трудовой  (профессиональная  активизация);  профессиональная  психодиагностика;   профессиональная  консультация;  профессиональный  отбор  (подбор);  профессиональная  адаптация  и  профессиональное  воспитание.  [2, с.15]

     Существование  проблемы  профессионального   самоопределения  связано   с  противоречием  между   системой  внешних  стимулов,  характеризующих  современную  практику  работы  школ  и   системой  реально  действующих   мотивов  старшеклассников.  [2,  с.5]

  Итак,  только  наличие  сформированной  потребности  в  овладении   конкретной  предметной  деятельностью,  конкретным  видом  труда   делает  выбор  профессии   мотивированным  и  образует  механизм  сознательного  выбора  профессии.  [9,  с.13]

    Выбор  профессии  долгое  время  рассматривался  как   поиск  соответствия  между   требованиями  профессии  и   индивидуальностью.  Такой  подход  стали  называть  “диагностическим”   и  отнесли  к  разряду   директивных  форм  профконсультации  и профориентации. [14, c.138]

 При   этом  полностью  игнорировался   тот  факт,  что  мир   профессий  чрезвычайно  динамичен,  изменчив,  и  требования,  предъявляемые   или  к  человеку,  неуклонно   меняются.  И,  наряду  с этим,  сама  индивидуальность  человека  так  же  рассматривается,  как   нечто  застывшее  и  неизменное,  раз  и навсегда  заданное  и  связанное  с профессиональными требованиями.  [14, с.139]

     В  настоящее  время  экономической   и  политической  нестабильности  в  обществе,  человек  вынужден  полагаться  на  самого  себя,  необходимо  быть  мобильным   и  гибким,  способным  быстро  и  правильно  ориентироваться   в  общем  характере  любой   специальности  и  определять  свою  пригодность  к  ней.  Незнание  содержания  профессиональной  деятельности  и  соответственно  неудовлетворённость  полученной  специальностью,  в  свою  очередь,  является  одной  из  причин  текучести  кадров,  низкой  производительности  труда,  смены   трудовой  деятельности.

     Осознанный  выбор  профессии   влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и   профессионального роста.  Необходимость   организации  эффективного  профессионального   консультирования  направленного   на  помощь  подростку  в   осознанном  выборе  профессии,  отвечающей  общественным и   личностным  требованиям,  делает  эту  проблему  актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Профессиональная  ориентация  как социально-экономическая          потребность общества.

Слово  “профессия”  в  переводе  с  латинского  языка  означает  официально  указанное  занятие,  специальность.  Профессия — это  вид трудовой  деятельности,  занятий,  требующих  от  человека  определённой  подготовки  и соответствующих качеств личности.

     Проблема  подготовки  подрастающих  поколений  к  труду —  извечная  проблема  человеческого   общества.  Однако  в  различных   общественно-экономических  формациях   она  решалась  по-разному,  каждый  раз  наполняясь  новым   содержанием  и обретая   новые  формы  реализации  на  практике.

     В  настоящее  время  в   психолого-педагогической  литературе  нет  единого  подхода   к  толкованию  самого  понятия   “профориентация”.  Так,  Н.И.  Калугин,  А.Д. Сазанов,  В.Д.  Симоненко  дают  следующие   определение:  “Профессиональная   ориентация  учащихся — это   научно  обоснованная  система   социально-экономических,  психолого-педагогических,  медицинских  мероприятий,  направленных  на  оказание  помощи  молодёжи  в  профессиональном  самоопределении   с  учётом  потребностей  народного   хозяйства  в  кадрах,  интересов,  способностей  хозяйства  в   кадрах,  интересов,  способностей  и  физиологических  возможностей  личности”. [12, с.12-13]

     “Профессиональная  ориентация  как  экономический  процесс — это управление  выбором профессии и места работы  путём формирования  определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества” – пишет А.В. Соловьёв.  [11, с.6-7]

     Общим  для  всех  вышеперечисленных   толкований  является  то,  что   под  профориентацией  ими   понимается  совместная  деятельность  школы,  семьи  и  общественности,  направленная  на  подготовку  учащейся  молодёжи  к  выбору  профессии  в  соответствии  с  их  интересами,  склонностями  и  способностями,  а  также  потребностями  общества  в  трудовых  ресурсах.  [7,  с.26]

     Государственная  и  практическая  значимость  этой  проблемы  подчёркнута   в  “основных  направлениях  реформы  общеобразовательной   и  профессиональной  школы”  [11, с.50]  “Правильно  поставленное  трудовое  воспитание,  обучение  и профессиональная  ориентация,  непосредственное  участие школьников  в общественно-полезном,  производственном  труде являются  незнаменитыми факторами выработки осознанного отношения к учёбе,  гражданского  становления,  нравственного и интеллектуального формирования  личности,  физического развития”.

     Социальная  важность  профориентации  требует,  в  свою  очередь,  комплексного  подхода  к   решению  проблем,  связанных   с  её  практической  реализацией,  тесного  взаимодействия  социально-экономических   и  психолого-педагогических  направлений  этой  работы.

     Социально-экономическое  направление   данной  проблемы  включает  знакомство  школьников  с  общей  системой  народного  хозяйства  нашей   страны,  его  ведущими  отраслями   и  потребностями  в  рабочих   кадрах,  изучение  демографической   структуры  трудовых  ресурсов,  социального  престижа  отдельных   профессий  и  специальностей,  перспективы  профессионального   роста  и  т.п. 

     Суть  психолого-педагогического   подхода  к  решению  задач   профориентации  молодёжи  заключается,  во-первых,  в  том,  что   каждый  человек  имеет  свои,  характерные  лишь  для  него,  психофизиологические  особенности:  направленность,  темперамент,  память,  внимание, анатомо-физиологические   возможности  и  т.д.  Во-вторых,  выбор  профессии  связан  с  социально-нравственным  состоянием  человека  в  будущем.  [7,  с.27]

     Организация  профессионального   просвещения  и  воспитания  учащихся,  формирование  у   них  общественно  значимых  мотивов  выбора  профессии   и  профессиональных  интересов,  соответствующих  психофизиологическим  особенностям  личности,  своевременное   выявление  и  развитие  профессиональных  наклонностей  составляют педагогическую  направленность  данной  проблемы.

     В  настоящее  время  при  организации  всей  профориентационной  работы  с учащимися принято различать два основных  её  аспекта - диагностический и воспитательный,  отличающиеся  друг  от  друга по  целям,  содержанию  работы,  её  методам и формам  проведения.

  1. Методы  наблюдения,  анкетирования,  беседа  анализ  школьной  документации,  результатов  творческой  деятельности,  медицинское  обследование,  тестирование.
  2. Привитие  любви  к  труду  и  уважения  к  людям  труда,  ознакомление  с  основными  отраслями  народного хозяйства,  формирование  трудовых  навыков  и  умений,  воспитание  глубокого  и  устойчивого  профессионального  интереса  с  учётом  потребности  страны  в  кадрах.  Экскурсии,  беседы,  диспуты,  сборы,  собрания,  устные  журналы,  вечера  и  т.п. [7,  с.29]

2 Возрастные  особенности  формирования  личности  подростка.

Проблема  выбора  профессии возникает  в  старшем  школьном  возрасте,  включающем  в  себя  старший  подростковый  и  ранний  юношеский  возраст – от  14 до 17  лет  (8 – 11 классы).  Существует  множество    различных  периодизаций  возрастного  развития  (Эльконин  Д.Б.,  Божович Л.И.,  Выготский Л.С.,  Абрамова Г.С.,  Немов Р.С.  и т.д.).  Удобнее всего будет взять за  основу периодизацию  Абрамовой Г.С.,  которая определяет  границу подросткового возраста  от  13  до  17  лет.  Она рассматривает проблемы  самопрезентации,  временной перспективы,  роль  целей и идеалов  в  профориентации  и  т.д.,  а  так  же  гибко  подходит  к  определению  “подросток”,  называя  подростка  старшим  подростком,  молодым  человеком,  старшеклассником. 

     Подростковый  возраст — возраст   критического  ума,  быстро  нарастающего  логического мышления,  стремления  к познанию  всего окружающего,  активности,  инициативности,  смелости,  мужества,  а также нравственно-эмоционального  развития.  Как в организме подростка,  так и в его психическом мире  происходят  существенные  изменения.  В этом  возрасте  продолжается  становление личности,  дальнейшее  развитие  интеллектуальных  и волевых черт  характера.  Подросток деятелен,  а это значит,  что с каждым  годом нарастает способность к абстрактному  мышлению  и формированию  творческого мышления.  В отличие от  младшего  школьника,  он  способен  не  только  отдельным произвольным  действиям,  но  и к волевой деятельности.  Бурно развиваются его чувства.  Эмоциональные переживания приобретают устойчивость.  [15,  с.25]

  Ведущей для психологического  развития  подростков  является  общественно-полезная  деятельность,  включающая  такие её  виды,  как учебная,  производственно-трудовая,  организационно-общественная,  художественная,  спортивная.  [6, с.35].Переход  к  старшему  подростковому  возрасту  можно  охарактеризовать  как  период, в  который  происходит  смена  некоторого  “объективистского”  взгляда  на  себя  “извне”  на  субъективную  динамическую  позицию  “изнутри”.  Критерии  самооценки  приобретают принципиально  иные  формы  сравнительно  с  оценкой  человеком  других  людей.  Она  проявляется  в  умении  отделять  успех  или  неуспех  в конкретной  деятельности  от  общего  представления  о  себе,  своих  способностях,  возможностях.  [1,  с.540]

 По  мере того  как  человек   приобретает  жизненный  опыт,  перед  ним  не  только  открываются  все  новые   стороны  бытия,  но  и   происходит  более  или  менее  глубокое  переосмысливание  жизни.  Этот  процесс  её  переосмысливания,  проходящий  через  всю жизнь  человека,  образует самое  сокровенное  и  основное  содержание  его  внутреннего  существа,  определяющие  мотивы  его  действий  и  внутренний  смысл  тех  задач,  которые  он  разрешает  в  жизни.  [16,  с.7]

Информация о работе Выбор профессии в подростковом возрасте