Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:02, реферат
Уточнение понятия игры в психологии и педагогике позволили занять ей первостепенное положение в процессе воспитания дошкольников. На протяжении последнего столетия изучение сюжетной игры, выявление ее специфических функций, определение места в воспитательном процессе привели к значительным изменениям во взглядах на игру и на ее отношение к другим видам деятельности.
Введение
Понятие игры, классификация……………………………………………3
Глава I
Направления отношений к игре……………………………………...……5
1. Классическое представление отечественной педагогики………….…7
2. Представление об игре, как культурной практике……………….…..17
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25
Как
отмечает Ж. Пиаже, в игре, в которой
дети сами формулируют и затем
соблюдают правила, мы сталкиваемся
с «социальной реальностью, рационально
и морально организованной, и между тем
реальностью специфически детской» (Ж.Пиаже,
2006, с.115). На смену внешнему правилу, диктуемому
старшими младшим, и гарантией истинности
которого является именно его неизменность,
приходит свободное и самостоятельное
решение самих детей. Это решение соблюдать
какое-либо правило никем не навязано,
и приспособлено к потребностям и склонностям
той или иной детской группы. Таким образом,
на основание игры с правилами дети создают
сами свой социум, с общими для всех нормативными
правилами, которые его поддерживают.
Подобная «действующая» модель социума
и является источником морального чувства
ребенка, а не символическая, субъективная
модель реальности, создаваемая ребенком
в сюжетной игре.
Заключение
Таким образом, перед педагогом-практиком в современной ситуации могут быть два пути во влиянии на развитии ребенка с помощь игры. Первый путь – узко педагогический, и заключается в сложном и многоступенчатом обогащении познавательной сферы ребенка, наполнения её духовно-нравственным содержанием. Но, ребенок проводит много времени за стенами детского сада, где наблюдает различные жизненные коллизии, смотрит непредназначенные для его возраста телепередачи. Всё это производит на него значительное впечатление, нередко большее, чем неизбежно пресное педагогически ценное содержание, предлагаемое в детском саду. Как отмечала Д.Б. Менждерицкая «для возникновения замысла (игры) нужны яркие, живые впечатления, волнующие ребенка, воздействующие на его воображения и чувства»15. Следовательно, для того, чтобы сюжет игры был построен на педагогически ценных содержаниях, со стороны взрослого понадобится активное вмешательство в игру и фильтрация нежелательных направлений сюжета. Даже если взрослому удастся одержать победу в этой борьбе, при подобном отборе содержаний для игры она перестанет быть игрой.
Второй
путь – культурологический, и заключается
в том, чтобы позволить детям
играть во что им захочется, и с
кем им захочется, также, как они
играли тысячелетия до этого. В случае
неразвитости игровых навыков необходимо
показать им, как играть, что педагог может
сделать, только играя с детьми «на равных».
Реализацию подобного естественного отношения
взрослого к игре ребенка упрощает и организует
созданная Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой
концепция поэтапного формирования способов
сюжетной игры и игры с правилами. При
этом реализовать свой творческий потенциал
ребенок сможет в сюжетной игре, а способность
к сознательной нормативной регуляции
на основании добровольно принятых моральных
норм – в игре с правилами.
Список использованной литературы