Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:02, реферат
Уточнение понятия игры в психологии и педагогике позволили занять ей первостепенное положение в процессе воспитания дошкольников. На протяжении последнего столетия изучение сюжетной игры, выявление ее специфических функций, определение места в воспитательном процессе привели к значительным изменениям во взглядах на игру и на ее отношение к другим видам деятельности.
Введение
Понятие игры, классификация……………………………………………3
Глава I
Направления отношений к игре……………………………………...……5
1. Классическое представление отечественной педагогики………….…7
2. Представление об игре, как культурной практике……………….…..17
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский
педагогический государственный
университет
Реферат
Факультет дошкольной
педагогики и психологии
магистрантки 6 курса
очное
отделение
Возникновение
и изменение сущности
понятия сюжетная игра
в психолого-педагогических
исследованиях
Подготовил: Александрова Н. И.
Проверил:
кандидат педагогических наук, доцент
Лисина В. Р.
Москва – 2011
Содержание
Введение
Понятие
игры, классификация……………………………………………
Глава I
Направления отношений к игре……………………………………...……5
1. Классическое представление отечественной педагогики………….…7
2. Представление об игре, как культурной практике……………….…..17
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение. Понятие игры, классификация
Уточнение понятия игры в психологии и педагогике позволили занять ей первостепенное положение в процессе воспитания дошкольников. На протяжении последнего столетия изучение сюжетной игры, выявление ее специфических функций, определение места в воспитательном процессе привели к значительным изменениям во взглядах на игру и на ее отношение к другим видам деятельности.
Первым обратил внимание на роль игры в воспитании Ф. Фребель. Разработанные им игры носили дидактический характер, что можно объяснить распространенным в то время взглядом на игру, как на забаву, не несущую в себе никакой ценности для развития ребенка. Понятно его стремление облечь способы обучения детей в доступную им форму. И в наши дни зачастую можно встретить отношение к игре, как способу обучения конкретным знаниям, умениям и навыкам. Тем не менее сейчас существуют психологические теории, убедительно доказывающие необходимость игры как таковой. Специфическая функция сюжетной игры развивает у детей способности действовать в плане представлений, ориентироваться в сфере человеческих отношений, координировать действия с другими участниками игры1.
До
сих пор нет четкого и
Среди множества «имен» игры есть такие: сюжетная, сюжетно-ролевая, ролевая, режиссерская, творческая, подвижная, экологическая, строительная, дидактическая, театрализованная, игра с правилами, игра-драматизация, музыкальная, математическая, а еще развивающая, обучающая и пр. Совершенно не ясно, в каких отношениях друг с другом находятся эти термины, какая реальность стоит за ними, насколько оправдано их введение. Терминологическая ясность зависит от существа дела: что есть игра в отличие от не игры, в каких формах бытует игра в детском саду? В культурологическом аспекте игра рассматривается в сопоставлении с трудовой деятельностью. В ставшем классическим исследовании нидерландского историка культуры Й. Хейзенги «Homo ludens» 1938г. предложен ряд критериев, отличающих игру от не игры: игра – свободная деятельность, игра – это жизнь «как будто», игра обособлена местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени, игра имеет собственные правила, ее смысл заключен в ней самой, игровое сообщество имеет склонность к обособлению и самосохранению. Игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь. По сути, Й. Хейзинга наметил внутри игры два больших класса: игра-состязание и игра-представление. Можно сказать, что все дальнейшие культурологические изыскания по поводу игры так или иначе отталкивались от концепции Й. Хейзинги.
Р. Кайуа 1958г. говорит о том, что игры не являются регулярными и фиктивными, они либо регулярны (игра с правилами), либо фиктивны (подражание действительности).
В рамках общего понятия игры как развитой культурной практики мы воспользуемся намеченной Й. Хейзенгой и, по сути, поддержанной Р. Кайуа дихотомией: игра-представление, в более привычных нам терминах сюжетная игра и игра-состязание – т.е. игра с правилами. Использование понятия сюжетная игра, связано со стадиями, которые проходит эта игра в развитии, выделенными Н. А. Коротковой. Одной из стадий является ролевая игра, поэтому использование понятия сюжетно-ролевая игра внесет хаотичность и неопределенность. Спецификой сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации, отсутствие формализованных правил (каждый играющий осмысливает эту воображаемую ситуацию по своему), широкий диапазон деятельности – от индивидуальной до совместной, поступательность игрового процесса: постепенное развертывание и преобразование воображаемой ситуации, отношения между играющими складываются как отношения сопричастности смыслу воображаемой ситуации.
Развивающее значение сюжетной игры: развитие воображения, развитие способности к пониманию другого, ориентация в смыслах человеческой деятельности.
В самой сути игры заложено ее развивающее значение, поэтому совершенно излишне дополнять обозначающие ее термины определением развивающая.
Мы
должны расстаться с мифом об игре
как спонтанной «естественной» активности
ребенка, с мифом который отделяет
«игру как вид деятельности»
от игры как общечеловеческой культурной
практики. Иллюзия «естественности» детской
игры возникает из-за того, что игровая
культура живет в социуме и ребенок схватывает
ее в процессе стихийной социализации.
В частности в детском саду это и специально
созданная материальная среда и включение
воспитателя как партнера – носителя
игровой культуры.3 Вообще использование
термина «детские виды деятельности»
не вполне корректно, ибо ни рисование,
ни лепка, охватываемые этим термином,
как и игра, не являются какими-то особыми
проявлениями детства ни в смысле их спонтанности
у ребенка, ни в смысле того, что они отданы
культурой исключительно на откуп детям
(взрослые тоже занимаются этой деятельностью).
Чтобы избежать ложного противопоставления
«игры как вида детской деятельности»
и игры как сферы общечеловеческой культуры,
Н. А. Короткова говорит об игре как о культурной
практике.
Глава I
Направления отношений к игре
Исторически представления об игре можно условно разделить на три направления. Первое рассматривает игру как проявление развития определенных психических структур у ребенка, и не считает нужным вмешательство взрослого в игру детей, за исключением психотерапевтической практики. Теоретические представления этого направления основаны на работах различных авторов – Ж. Пиаже, З.Фрейда, Дж. Мида, С. Холла. Данное отношение к игре скорее характерно для западной педагогической мысли, в отечественной науке оно имело место только в дореволюционный период и было полностью девальвировано с уничтожением педологии как научного направления.
Второе направление рассматривает игру ребенка дошкольного возраста в отрыве от игры человека в целом4. Игру же ребенка представители данного направления разделяют на игру педагогически ценную, происходящую, как правило, в детском саду, под присмотром взрослого, и просто игру, которая организуется детьми самостоятельно, и не представляет особого интереса. Данное направление подразумевает активное формирующее влияние взрослого в игру детей. Теоретические представления данного направления основаны на интерпретации работ Д.Б. Эльконина, и в меньшей степени Л.С. Выготского.
Третье направление рассматривает игру как культурный вид деятельности человека и ребенка в частности. Понятие культурной деятельности в данном случае подразумевает следующее: ребенок приобретает навыки игры от ее носителей, например, более старших детей, и преобразовав их в соответствии со своими субъективными потребностями, передает более младшим детям. Рассмотрение игры как культурной деятельности объясняет необходимость вмешательства в нее взрослого – разрушение естественных разновозрастных групп, вызванное увеличением числа однодетных семей и ориентированностью родителей на раннее обучение, переносит функцию носителя игровой культуры на взрослого. Теоретические представления данного направления основаны на работах И. Хейзинга и Р. Кайуа.
1. Классическое представление отечественной педагогики
Наиболее распространенная, и традиционная для России концепция игровой деятельности ребенка дошкольного возраста построена на работах Д.Б. Эльконина. Первые публикации Д.Б. Эльконина, касающиеся этой темы, были опубликованы в 30-х годах, а итогом послужил фундаментальный труд, напечатанный в 1978 году.
Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых»5.
Под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л. С. Славиной (1948), З. В. Мануйленко (1948), Я. 3. Неверович (1948), А. В. Черковым (1949), 3. М. Богуславской (1955), которые позволили сформулировать положения в отношении психологии детской игры:
1) положение об историческом возникновении игры, теоретическое доказательство, что ролевая игра является социальной по своему происхождению и содержанию;
2) раскрытие условий возникновения игры в онтогенезе и доказательство, что игра на границе дошкольного возраста возникает не спонтанно, а формируется под влиянием воспитания;
3) выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры и прослеживание ее развития и распада;
4) выяснение того, что игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек — его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности;
5) установлено, что игровая техника — перенос значений с одного предмета на другой, сокращенность и обобщенность игровых действий — является важнейшим условием проникновения ребенка в сферу социальных отношений, их своеобразного моделирования в игровой деятельности;
6) выделение в игре реальных отношений детей друг с другом, являющихся практикой их коллективных действий;
7) выяснение функций игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность человека и отношения людей в обществе. Б. Д. Эльконин различает в игре ее сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора.
Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, общественный смысл человеческого труда.
Ролевая игра возникает с ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.
Ролевая игра, являющаяся воспроизведением отношений и деятельности взрослых, помогает выяснению того, как ребенок представляет себе взрослых, смысл их деятельности и отношения с другими людьми, в том числе и с ребенком. С этой стороны игра может служить средством выяснения тех объективных отношений, в которых реально живет ребенок. В ролевой игре ребенок вступает в реальные отношения с другими играющими, своими партнерами по игре, и именно в этих реальных отношениях он проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания.