Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:02, реферат
Уточнение понятия игры в психологии и педагогике позволили занять ей первостепенное положение в процессе воспитания дошкольников. На протяжении последнего столетия изучение сюжетной игры, выявление ее специфических функций, определение места в воспитательном процессе привели к значительным изменениям во взглядах на игру и на ее отношение к другим видам деятельности.
Введение
Понятие игры, классификация……………………………………………3
Глава I
Направления отношений к игре……………………………………...……5
1. Классическое представление отечественной педагогики………….…7
2. Представление об игре, как культурной практике……………….…..17
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25
Игра человеческого ребенка так же направлена на будущую деятельность, но главным образом на деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит ее в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития»(Л. С. Выготский).
Б. Д. Эльконин выделяет основные мотивы игры: действовать как взрослый. Не быть взрослым, а действовать как взрослые. Но для того чтобы такие мотивы появились, необходимо отделение ребенка от взрослого в такой мере, чтобы взрослый человек стал для ребенка образцом, эталоном; если можно так сказать, мерой всех вещей. В такой совместной деятельности взрослые организуют действие ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом осуществления и формирования этих действий.
Б.Д. Эльконин выделяет две фазы, или стадии, развития игры. На первой стадии (3—5 лет) основным содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий; на второй / (5—7 лет) — социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
Основным источником обогащения содержания детских игр являются представления детей об окружающей действительности, если таких представлений нет, то и игра не может осуществиться. Суть игры заключается в отражении социальных отношений между людьми, содержание игры развивается и это развитие имеет определенные стадии.
Б. Д. Эльконин, в экспериментах, находит подтверждения своей гипотезе о том, что поведение ребенка в игре подчиняется определенным правилам, связанным с ролью, выполнение которой взял на себя ребенок. Он предполагает, что условное правило возникает из безусловного. «Мир игры» имеет свои жесткие законы, являющиеся отражением, копией реальных отношений людей к предметам и друг к другу. Игра не есть мир фантазии и условности, а, скорее, мир реальности и безусловности, лишь воссоздаваемый особыми средствами.6 Он выделяет четыре стадии овладения правилом в игре:
Первая стадия. Правила отсутствуют, так как фактически еще нет и роли. В этих случаях, естественно, побеждает непосредственный импульс или моментально возникающее желание.
Вторая
стадия. Явно правило еще не выступает,
но в случаях конфликта оно
уже побеждает непосредственное
желание действовать с
Третья стадия. Правило явно выступает в роли, но еще полностью не определяет поведения и нарушается при возникновении мгновенного желания произвести другое привлекательное действие, возникающее по ходу игры или в результате предложения экспериментатора. Со стороны такие нарушения обычно сразу замечаются другими участниками игры. При указаниях на нарушение ошибка в выполнении роли сразу же исправляется.
Четвертая стадия. Поведение определяется взятыми на себя ролями, внутри которых явно выступает правило поведения. В борьбе между правилом и возникающим желанием произвести новое привлекательное действие побеждает правило.
Б. Д. Эльконин делает вывод: несмотря на внешнее различие игр с ролями и игр с правилами, в пределах дошкольного возраста между ними существует настолько большое внутреннее единство, что можно говорить о единой линии развития игры, в ходе которого, лишь к концу дошкольного возраста происходит выделение' условных правил, никак не связанных с сюжетом.
Апеллируя к ряду работ описательного характера и приводя в качестве подтверждения свои собственные наблюдения за игрой детей, Д.Б. Эльконин приходит к выводу, что наиболее важным, основополагающим элементом сюжетной игры является роль, которую выполняет ребенок в игре. Роль служит ребенку для реализации в игре аффективно-мотивационной сферы (ребенок желает быть как взрослый) и позволяет ее реализовать операционально-технически.
Именно роль, ее содержание, построенное на знание детьми структуры деятельности взрослых, по Д.Б. Эльконину, является основой игры. В игре происходит понимание ребенком значения поступков и отношений взрослых людей.
Авторы практических руководств, касающихся детской игры, пошли дальше. Интерпретируя идеи Д.Б. Эльконина о моделировании в игре взаимоотношений людей ребенком, через принятие им роли взрослого человека, они предположили, что на основании этого происходит формирование социальных качеств ребенка. Основная идея заключалась в том, что если содержание сюжета игры ребенка соответствует моральным общественным нормам общества, то он станет соблюдать, став взрослым человеком. Это делало игру ребенка-дошкольника ценнейшим, практически универсальным инструментом для педагога-практика, с помощью которого он мог воздействовать на широкий спектр социальных качеств ребенка через предложенное ему содержание для игры.
Так как данное направление чрезвычайно обширно, и в его рамках опубликовано сотни различных работ, мы рассмотрим его на примере двух характерных авторов, чьи работы разделены значительным временным интервалом – Р.И. Жуковской (1963) и С.Л. Новоселовой (1989).
Основные положения практических рекомендаций по организации игры в детском саду Р.И. Жуковской (1963), можно представить следующим образом:
1.
Полноценная, педагогически
2.
Если предложить детям
Таким образом, противоречие, возникающее при развитие как творческого, так и социального начала в ребенке, решалось очень просто. Содержание, предоставленное взрослым, по замыслу автора направляло интересы и аффекты ребенка в социально благоприятном направлении. Также Р.И. Жуковская считала, что в правильно организованной взрослым игре «ребенок действует заодно с другими детьми, в общих интересах, но в соответствии со своими личными наклонностями, чувствами» (там же, с.252). Удивительно, что после этого феноменологического утверждения автор все же считает сюжетную игру творческим видом деятельности ребенка. Как отмечал И. Хейзинга – «Игра по принуждению не может оставаться игрой. Разве что — вынужденным воспроизведением игры»7.
Действительно, относительно недавно, в детских садах можно было встретить феерические представления, организованные воспитателями для демонстрации своих достижений в развитии игровой деятельности детей, и в которых вся, без исключения, группа детей, «играла» в строительство дома, или другое столь же масштабное мероприятие.
Данный взгляд на игру ребенка оказался очень удобным, и гармонично сочетаясь с государственной политикой, направленной на единомыслие и конформизм во всех сферах деятельности человека, получил огромное распространение.
В настоящее время большинство практических руководств по организации игры дошкольников в детском саду построено на схожих концептуальных предпосылках. Особого внимания заслуживает метод комплексного руководства игрой, созданный коллективом авторов под руководством С.Л. Новоселовой (1989), основные компоненты которого следующие:
– планомерное обогащение опыта ребенка, на основании которого у ребенка возникает замысел игры и постоянное обогащение содержания игры;
–
использование специальных
–
своевременное изменение
– общение со взрослым во время игры, в процессе которого взрослый предлагает детям новое, более сложное для них содержание игры.
По прежнему, особое внимание уделяется содержанию сюжетов детских игр. «От того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению»8.
В работе коллектива С.Л. Новоселовой, и в других текстах этого периода, появляется более либеральное отношение к индивидуальной игре. В отличии от работ 50-60-х годов прошлого века, где шла активная борьба с «творческими одиночками»9, в работах 80-90-х годов это считается нежелательным, но допустимым. В тоже время, использование игры, как инструмента формирования у ребенка моральных норм остается, в сущности, прежним. Совместно играя, на основе содержания предложенного взрослым, в рамках общей воображаемой ситуации дети совершают моральные или аморальные поступки, а другие дети, или воспитатель, одобряют или не одобряют их10.
В
целом, внимание к содержанию игры обнаруживает
тенденцию к увеличению. Кроме формирования
в игре определенной социальности поведения,
в ней проявляется активное желание взрослых
развивать у детей и познавательную сферу.
Это приводит к значительным интерференциям
познавательно-
Несколько особняком стоят работы Д.В. Менджериской и А.П. Усовой, посвященные сюжетной игре.
Д. В. Менджерицкая говорит о том, что воспитание творчества в игре – это развитие у детей инициативы, активности, умения придумать игру, выполнить задуманное. Она выступает против превращения игры в дидактическое упражнение. Однообразное повторение одних и тех же действий в игре считает признаком бедности воображения, а длительную игру на одну тему с постепенно усложняющимся сюжетом признает наиболее высокой стадий развития игры, которая обычно характерна детям старших групп.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Она протекает в условной обстановке, созданной воображением ребенка, при этом чувства, переживания подлинны, искренни. Подражание это не копирование, а комбинирование личного опыта и разных впечатлений.
Вслед за Б. Д. Элькониным, Д. В. Менджерицкая считает основном путем воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. При этом она, признавая игру творческой и самостоятельной деятельностью, говорит о том, что нельзя задавать детям готовые сюжеты. Управлять игрой нужно через создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.
По мнению А.П. Усовой, игрой необходимо руководить, но не с помощью прямого обучение, как на занятиях, а используя косвенные методы педагогического воздействия, обогащая содержание и формы коллективных взаимоотношений. Педагогически значимы сюжет игры и характер взаимоотношений между людьми, которые дети передают в игре и сами взаимоотношения между детьми, формирующиеся в игре. Основное значение А.П. Усова придавала педагогике игры детского коллектива. Специфика игры – самодеятельность детей. Творческие игры – это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего: принятие роли, подражательность (воздействие на игру через материал, предметное окружение, в более старшем возрасте в направлении выбора роли, темы игры. Она выделяет следующие разновидности творческой игры: строительно-конструктивные, ролевая игра –драматизация, игра-драматизация по готовому тексту. Отмечает самостоятельность и инициативность в развертывании сюжета, стремление к коллективной игре. Отмечает важность формирования в игре нравственных установок.
А. П. Усова напрямую связывает развитие творческой игры и усвоение моральных норм и правил.