Воспитательный процесс в профессиональной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Объектом данной работы является воспитание в учебном заведении, а предметом, в свою очередь – процесс организации воспитательной деятельности в учебном заведении.
Цель: изучить, выявить особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении.
В связи с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1.выявить особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования;
2. Для решения данных задач были использованы следующие методы:
◦анализ педагогической, психологической и методической литературы, публикаций, исследований по данной проблеме;
◦наблюдения за процессом воспитания учащихся в учреждениях профессионального образования;
◦анализ исходных параметров, влияющих на формирование личности учащегося;
◦анкетирование, опрос, собеседование;
◦экспериментальное исследование.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации воспитательного процесса

1.Понятие воспитательного процесса и его содержание
1.2. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО

1.2.1 Формы воспитательного процесса

1.2.2. Методы воспитательной работы

3.Организация воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
Глава 2. Практическая часть

2.1 Разработка классного часа по теме «Профориентация»

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

педагогика курсовая.docx

— 52.12 Кб (Скачать)

 

     

      1.3  Организация воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования

     Профессиональная  направленность образовательной подготовки в учреждениях профессионального  образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении различных  аспектов воспитательного процесса в этих учреждениях необходимо учитывать  его особенности.

     «Особенность» - это свойство, черта, штрих, принадлежность, атрибут, характерное, отличительное  качество, признак чего-нибудь.

     Исследователями проблематики начального профессионального  образования (С.Я. Батышев, Н.Н. Дьяченко, Г.Е. Зборовский, Э.Ф. Зеер, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А. Скакун, Н.М. Таланчук и др.) достаточно подробно рассмотрены особенности воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, его отличия, прежде всего, от воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. При этом в основу исследуемых особенностей кладутся, как правило, особенности субъектов воспитания.

     Указанные ученые, выделяют три группы особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, находящиеся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости:

  • особенности учащихся учреждений начального профессионального образования как возрастной и образовательной группы молодежи. Социологическая наука (Г.Е. Зборовский, Т.П. Швецова) характеризует учащихся учреждений профессионального образования как относительно самостоятельную молодежную социальную общность, овладевающую знаниями, умениями и навыками профессионального квалифицированного труда, благодаря которым на основе личностного развития и приобретения специальности оказывается возможным формирование и становление молодого работника и его образа жизни.

     Особенности учащихся учреждений профессионального образования как возрастной и образовательной группы молодежи находят отражение в следующих характеристиках.

  1. Социальная общность учащихся учреждений профессионального образования отличается непродолжительностью пребывания в ней молодого человека по сравнению с периодом молодости вообще и даже со временем его пребывания в иных образовательных группах молодежи - это период от 1 года до 3 лет, тогда как молодость рассматривается в границах 15-20-летней продолжительности.
  2. Учащиеся учреждений профессионального образования находятся в возрастном периоде ранней юности. «Ранняя юность, - пишет И.С. Кон, - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью». Происходящие в этот возрастной период перестройка и изменение психического развития наиболее противоречивы.

     Давая обобщенную характеристику периода  ранней юности, В.В. Давыдов и А.В. Петровский рассматривают его как социально-психологическое явление и характеризуют как «стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости».

     3. Поступив в учреждение профессионального образования, бывшие школьники тем самым решили для себя трудную, но жизненно важную задачу - сделали профессиональный выбор, определили сферу своей будущей деятельности. Учащийся профессионального учреждения - это профессионально направленная личность, что влияет на характер его поведения и воспитания, резко определяет ценностные ориентации, намерения, образ жизни.

     4. Для большинства учащихся учреждений профессионального образования воспитательный процесс в профессиональном учреждении  является последней инстанцией целенаправленного воспитательного воздействия на формирование личности.

     Особенности учащихся учреждений профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; проявляются в следующем:

  1. Воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования характеризуется кратковременностью воспитательного воздействия на учащихся;
  2. Учебная деятельность у учащегося учреждения  профессионального образования значительно шире, чем у учащегося общеобразовательного учреждения, так как первый, наряду с общеобразовательными предметами, изучает общетехнические и специальные дисциплины, одновременно сочетая теоретическое обучение с практическим.
  3. Учащиеся учреждений профессионального образования заняты производительным трудом (во время производственных занятий в мастерских, в период производственной практики на предприятиях).
  4. У учащихся учреждений профессионального образования более широкая, чем у учащихся общеобразовательных учреждений, сфера общения: они являются членами двух коллективов - ученического и производственного. Учащийся учреждения профессионального образования - это социально еще не зрелая, развивающаяся, но уже сформировавшаяся личность. В образовательных учреждениях данного типа за сравнительно короткий срок происходит социально-психологический скачок в общественном статусе и сознании будущих молодых специалистов.
  • особенности воспитательного потенциала личности и деятельности педагогов-экономистов. Ключевая фигура системы  профессионального образования – педагог-экономист. 
     

Глава 2. Практическая часть

2.1 Разработка классного часа по теме « профориентация».

     Экономическая профессия шаг к собственному делу.

     Цели: расширить представления детей об экономических профессиях; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность; формировать потребность в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению выпускников.

Подготовительная  работа:  предложить 2-3 ученикам подготовить рассказ о звездах отечественного бизнеса (по материалам СМИ).

Оформление:

  • написать на доске названия экономических профессий: аудитор, бизнесмен, брокер, бухгалтер, дилер, маркетолог, менеджер, налоговый инспектор, экономист, финансист;
  • начертить таблицу:
    Профессиональный  тип личности
    Офисный Предпринимательский
    Руководство, управление, влияние на людей Работа с  цифрами, формулами, текстами
    Аккуратность, пунктуальность, практичность Находчивость, практичность
    Готовность  к риску, поиск острых ощущений Четко регламентированная работа
    Энергичность, организаторские способности Работа, не связанная  с широкими контактами
    Не  склонны к самостоятельному  принятию решений Высокий уровень  притязаний
 

План  классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Игра «Экономические профессии».
  3. Проблемная ситуация «Кадровое агентство».
  4. Работа с понятиями «офисный» и «предпринимательский» типы личности.
  5. Интерактивная беседа по теме «Вера в себя».
  6. Информационный блок «Таланты русского бизнеса».
  7. Заключительное слово.
  8. Подведение итогов (рефлексия).
 

    Ход классного часа

  1. Вступительное слово

         Классный  руководитель. Организация «JA Worldwide» занимающаяся исследованием мировоззрением детей и подростков, опубликовала результаты опроса американских подростков. Семеро из десяти тинэйджеров  заявили, что мечтают о карьере бизнесмена. В России многие парни и девушки тоже хотели бы завести свое дело, стать предпринимателями. Что же это за профессия, какие качества для нее необходимы? Как стать успешным бизнесменом? На эти вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего классного часа.

  1. Игра «Экономические профессии»

         Классный  руководитель. Бизнесмен – это профессия, связанная с экономикой. Предлагаю вам сыграть в игру «Знаете ли вы экономические профессии?» Попробуйте угадать профессию по описанию, которое я буду читать. (Учитель читает описание, ученики называют профессию).

    1. Проводит независимую экспертизу финансовой отчетности организации, представляет контролирующим органам все справки, наблюдает за развитием производственных, социальных, экономических процессов, анализирует их влияние на деятельность предприятия и своевременно ставит в известность об этом компанию нанимателя. (Аудитор)
    2. Человек, который «делает» деньги, владелец капитала, постоянно находящегося в обороте и приносящего доход. Организует свой бизнес и управляет, принимая решения и отвечая за их последствия. (Бизнесмен)
    3. Заключает на бирже сделки купли–продажи от имени клиента, поиск которого занимает основное время. (Брокер)
    4. Ведет учет расходов и доходов предприятия, производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д. (Бухгалтер)
    5. Он обладает местом на бирже и осуществляет биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. (Дилер)
    6. Анализирует маркетинговую ситуацию (соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг), составляет планы мероприятий для проведения рекламных кампаний, определяет структуру рынка, вопросов ценообразования и сбыта, контролирует их выполнение; проводит обработку результатов, дает рекомендации по рекламной политике. (Маркетолог)
    7. Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала, изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических  вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально-квалификационного роста работников, их перемещение по вертикали и горизонтали. (Менеджер)
    8. Осуществляет контроль за соблюдением  налогового законодательства, проверяет денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации. Осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет. (Налоговый инспектор)
    9. Специалист по прикладной экономике, работает в плановых, финансовых и статистических органах, решая задачи, связанные с планированием, организацией и анализом хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, труда работников на производстве. (Экономист)
    10. Работает в банках, кредитных организациях, инвестиционных фондах, на биржах; изучает и использует механизмы формирования и исполнения  бюджетов разных уровней, отчетности на предприятиях и учреждениях; владеет методикой оценки финансовых рисков, отбора инвестиционных проектов, организацией банковского и страхового дела. ( Финансист)

     Все эти профессии связаны с экономикой. Что еще объединяет их? Какие знания, умения и навыки нужны людям этих профессий? (Экономические знания, юридические  знания, умение работать с числами.) Какие черты характера нужны? (Ответственность, дисциплинированность, организованность.)

  1. Проблемная ситуация «Кадровая агентство»

     Классный  руководитель.  А теперь проблемная ситуация «Кадровое агентство». К вам пришли выпускники экономических вузов: Марина, Сергей, Дима, Наташа. Все они обладают необходимыми экономическими и юридическими знаниями, умеют работать с числами, у всех хорошо  развиты внимание, память, логическое мышление. Все ответственны, дисциплинированны, организованны. Как им помочь выбрать экономическую профессию? Ведь этих профессий так много! (Нужно учитывать характер, темперамент, способности.)

     В агентстве  всем четверым было предложено пройти тестирование, и оказалось, что  у всех четверых разные типы темперамента. Какие профессии вы смогли бы им предложить, а от каких отговорили бы? (дальше учитель читает описание темпераментов, ученики дают советы о профориентации)

    • Марина - меланхолик. Ей свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия. Она мечтательна, романтичность, замкнута, все принимает близко к сердцу; избегает новых людей, чувствует себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. (Бухгалтер, экономист, финансист – «да»; предприниматель, брокер, менеджер, маркетолог, дилер – «нет».)
    • А вот Сергей – типичный холерик. Это человек действия. Он всегда идет навстречу трудностям. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Мягких замечаний холерик не воспринимает, жесткие – приводят к бунту. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Он с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. Потребность в общении у холериков повышена, но он иногда может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Лучший способ справится с холериком – постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход. (Менеджер, брокер, дилер, маркетолог, предприниматель – «да»; бухгалтер, финансист, налоговый инспектор – «нет».)
    • Дима – сангвиник. Как все сангвиники, он оптимист. Обладает огромной работоспособностью. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать – тогда он горы сдвинет. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства не глубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. (Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.)
    • Наташа – флегматик. Она медлительна и уравновешенна.  Всегда старается довести начатое дело до конца. Человеку флегматического  темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях  у флегматиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной  задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя. (Аудитор, бухгалтер, налоговый инспектор, экономист, финансист – «да»; брокер, дилер, маркетолог, менеджер – «нет»)

Информация о работе Воспитательный процесс в профессиональной школе