Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 20:18, курсовая работа
Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Объектом данной работы является воспитание в учебном заведении, а предметом, в свою очередь – процесс организации воспитательной деятельности в учебном заведении.
Цель: изучить, выявить особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении.
В связи с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1.выявить особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования;
2. Для решения данных задач были использованы следующие методы:
◦анализ педагогической, психологической и методической литературы, публикаций, исследований по данной проблеме;
◦наблюдения за процессом воспитания учащихся в учреждениях профессионального образования;
◦анализ исходных параметров, влияющих на формирование личности учащегося;
◦анкетирование, опрос, собеседование;
◦экспериментальное исследование.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации воспитательного процесса
1.Понятие воспитательного процесса и его содержание
1.2. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
1.2.1 Формы воспитательного процесса
1.2.2. Методы воспитательной работы
3.Организация воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
Глава 2. Практическая часть
2.1 Разработка классного часа по теме «Профориентация»
Заключение
Список используемой литературы
Содержание:
Введение
Глава
1. Теоретические аспекты
1.2. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
1.2.1 Формы воспитательного процесса
1.2.2. Методы воспитательной работы
Глава 2. Практическая часть
2.1 Разработка классного часа по теме «Профориентация»
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Изменения,
происходящие в современном обществе,
рост конкуренции, внедрение новых
технологий производства обусловливают
новую роль личности в современных
социально-экономических
Обострение конкуренции на рынке труда, возрастающая мобильность производственных отношений требуют постоянного внимания к молодым людям, которые находятся на пороге трудовой деятельности. В условиях современного производства предъявляются достаточно высокие требования не только к уровню профессиональных знаний и умений специалистов, но и к уровню их общей культуры, воспитанности.
Воспитательный процесс, организуемый в учреждениях начального профессионального образования, потенциально способен как обеспечить достойное вхождение личности во взрослую жизнь, ее полноценную социализацию и успешную профессиональную адаптацию, так и удовлетворить возрастающие потребности общества и экономики в воспитании достойных граждан и подготовке высококвалифицированных специалистов.
Теоретическую базу исследования проблематики профессионального образования заложили такие исследователи, как С.Я. Батышев, Г.Е. Зборовский, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А.Скакун, Н.М. Таланчук, Е.В. Ткаченко и др.
Проблемы
обеспечения эффективности
Различные грани системного подхода к построению учебно-воспитательного процесса и технологий диагностики воспитанности личности освещены в работах Ю.К. Бабанского, Ю.А. Конаржевского, А.И. Кочетова, В.М. Миньярова, Н.И. Монахова, М.М. Поташника, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.
Приведенный перечень научных исследований отражает многообразие научных идей и практических подходов к организации деятельности образовательных учреждений по воспитанию подростков и молодежи, однако собственно аспект разработки педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования в данных исследованиях не рассматривается.
Цель нашей работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Объектом данной работы является воспитание в учебном заведении, а предметом, в свою очередь – процесс организации воспитательной деятельности в учебном заведении.
Цель: изучить, выявить особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении.
В связи с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
Для решения данных задач были использованы следующие методы:
Глава 1. Теоретические аспекты организации воспитательного процесса
1.1. Понятие воспитательного процесса и его содержание
Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.
В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.[3-с.11]
Воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.
В Госстандарте ПО указаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точно показатели качества обучения специалистов. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объём и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии. В свою очередь это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса ПО.
Педагог пофессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ГОСа. Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняются там, где для учащихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности. [10-с.10,11]
Воспитательная работа может использоваться в двух значениях, как воспитательная работа педагога-воспитателя, и как воспитательная работа образовательного учреждения.[8-с.26]
Специфические особенности организации воспитательного процесса будут зависеть от ряда факторов:
Во-первых, от характеристики самого образовательного учреждения, т.е. назначения педагогической системы.
Во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.
Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.
Получения подростками 16-17 лет профессии является эффективной формой их ранней социализации и социальной защищенности.
Оптимальной
считается такая организация учебно-воспитательного
процесса, которая обеспечивает в максимально
возможной мере решение всего комплекса
задач обучения, воспитания и развития
при минимально необходимых расходах
времени, усилий педагога и учащихся.
1.2. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
Организация воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования осуществляется посредством разнообразных форм и методов.
1.2.1 Формы воспитательного процесса
Форма воспитания - это:
В настоящее время основными формами учебно-воспитательного деятельности являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д. Формы учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического процесса. [1-с.427]
Выделяют два основных типа форм воспитательной работы:
Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на два класса:
В типе «путешествия» можно выделить также два класса:
Приоритетность данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности учащихся. [10-с.22]
Проблема форм воспитательного процесса является исключительно актуальной, и заслуживает самого пристального внимания со стороны практиков.
1.2.2. Методы воспитательной работы
Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания:
Методам
воспитания сопутствует педагогическая
техника. Она включает в себя искусство
общения с воспитанниками, управление
их поведением, действиями и поступками,
посредством мимики и жестов, выразительной
речи, приемов театральной педагогики.
Информация о работе Воспитательный процесс в профессиональной школе