Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Содержание

Глава 1. Теоретические основы МРР
Значение воспитания правильного произношения для развития речи и личности ребенка
Особенности овладения детьми правильным произношением на разных этапах освоения звуковой культуры речи
Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи.
Соответствие задач по формированию у детей первого-седьмого года жизни звуковой культуры речи детей этапам становления слово-звукопроизошения и общечеловеческих навыков.
Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы поо выполнению задач звуковой культуры речи. Система работы (содержание, методы и формы организации).
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика состояния звуковой культуры речи детей одной из возрастных групп на основе проведенного обследования 5-ти детей.
2.2. Опытно - педагогическая работа по разделу звуковая культура речи.
2.3. Повторная диагностика.
Выводы
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ыы». Дети гудят. Получается межзубный звук л. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская но, не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.)

     Примечание. Когда у ребенка будет хорошо получаться л межзубный, надо предложить ему в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно легко справляются). 

     Дидактическая игра «Найди и назови нужное слово»

      Воспитатель  предлагает выделять  и называть  только те слова, в которых есть заданные звуки.

Л                                    Ландыши цветут весной.

                        Маша моет на кухне  пол.

                        Волк  — хищное животное.

            По  крутой тропинке горной

            Шел домой барашек черный

              И на мостике горбатом

            Повстречался с белым братом.

              (С.  Михалков.  «Бараны»)

        Посмотри

        В дверную  щелку-

        Ты увидишь 

        Нашу  елку.

        (Е. Ильина. «Наша елка»)

Р                     Петя ловит рыбу удочкой.

                 Монтер включил на кухне свет.

                 Крапива очень сильно жжется.

            Зима  недаром злится,

            Прошла ее пора

            Весна в окно стучится

            И гонит  со двора.

            (Ф.  Тютчев. «Зима недаром злится...»)

    Я забрался под кровать,

    Чтобы брата напугать.

    На  себя всю пыль собрал.

     Очень  маму напугал!

    (О.  Григорьев)

     Артикуляционная гимнастика

     Тема. «Пальчики в лесу»

     Цель. Упражнять в координации движений артикуляционного аппарата и общей моторики

Текст Поза или  движение рук Поза или  движение языка
Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ Имитация ходьбы пальцев в заданном ритме и темпе Движения   языка вверх-вниз
Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами  тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе
На  опушке — большое дерево. Вот его ствол Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх Язык высовывается и напряженно тянется к носу

     Тема. Воспитание правильного произношения звука л в словах.

     (Проводится как часть занятия)

     Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.

     Предшествующая  работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука л.

     Подготовительная  работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.

     Методика  проведения.

Игра  «Что я видел?»

     На  числовую лесенку воспитатель ставит 4—5 игрушек (лошадка, белка, кукла, флажок). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, флажок». Дети проверяют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими.

     Методические  указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л, т. е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки.

     Игровое упражнение «Докончи слово»

     Воспитатель говорит начало слова, а дети заканчивают его. Для этой игры воспитатель выбирает слова, известные детям по смыслу, простые по звуковому составу, двух- и трехсложные; начинать лучше всего с имен детей: Ва-ля, Ва-ся, Та-ня, Же-ня, О-ля, Зо-я, На-та-ша и т. д. Возможны два варианта этой игры: 1) дети хором говорят конец слова, 2) заканчивает слово тот, на кого указал воспитатель.

  Игра  «Скороговорки»

     Желающие играть садятся в два ряда друг против друга. Они хором несколько раз произносят скороговорку ритмично, в виде переклички. Сначала дети говорят скороговорку медленно, затем быстрее, сохраняя отчетливость произношения, правильные интонации.

     2) Три   вороны   на   воротах! 

         Три   вороны  на   воротах!

         Три  вороны  на воротах!

         Три сороки на пороге!

         Три сороки на пороге!

         Три  сороки  на   пороге

     Про ворон дети говорят более низким голосом, а про сорок более   звонко.   При   повторении   каждая   подгруппа   изменяет ударение.

     Тема. Воспитание правильного произношения звука л в речи. (Проводится как часть занятия)

     Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л во фразовой речи.

     Предшествующая  работа. Проведено уточнение произношения звука л.

     Подготовительная  работа. Воспитатель заранее выбирает игру, продумывает методику ее проведения и разучивает стихотворение.

     Методика  проведения.

Игра  «Лошадки»

     Одна  половина детей изображает лошадок, другая — кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят:

            Ну  и лошадка —

            Шерстка гладка.

            Чисто умыта

            С головы до копыта.

            Овса  поела

            И снова  — за дело.

     Дети  запрягают лошадок, говорят: «но-но-но...»  — и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями.

Игра  «Пила»

     Дети  парами, взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», декламируя в такт движениям:

            Запилила  пила,

            Отпилила  кусок,

            Наскочила на сучок,

            Лопнула и стала,

            Начинай сначала.

     Образовав новые пары, дети продолжают игру.

     Методические  указания. Воспитатель следит, чтобы во всех словах дети хорошо произносили звук л. Кто еще не умеет его произнести правильно, может участвовать в игре «Лошадки», изображая лошадку.

     Дидактическая игра

     Тема. «Придумай необычные слова»

     Воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой «Плим» и говорит: «Мальчик придумал смешное слово плим, которое ничего не обозначает. А вы можете придумать такие слова, которые тоже бы ничего не обозначали? (3—4 ответа.) Затем педагог напоминает детям, что на предыдущих занятиях они подбирали разные слова — названия игрушек, предметов — со звуками с и ш, з и ж, ш и ж. «А сейчас придумайте такие смешные слова, как слово плим, но со звуками ч и щ». Дети придумывают слова сначала со звуком ч, потом со звуком щ. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети выделяли эти звуки в словах голосом, произносили их отчетливо и ясно.

     Тема. Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию. (Проводится как часть занятия)

  Цель. Добиваться правильного произношения звука р, воспитывать умение определить правильное положение языка.

  Предшествующая  работа. Подъем языка за верхние зубы отрабатывался на звуках г, д, н, ш, ж, л;  целенаправ- воздушная струя, идущая посередине языка,— на звуках ф, в, с, з; умение делать язык широким — на звуках ц, с, з, ш, ж.

  Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук р.  Приготовить картинку с  изображением  тигра.

     Методика  проведения.

Игра  «Лошадки»

  Дети  делятся на 3 группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, сердито говоря: «тррр...» Потом дети меняются ролями.

Упражнение  «Тигр рычит»

  Воспитатель показывает детям картинку, на которой  изображен тигр, и говорит, что тигр рычит громко, сердито. Дети длительно произносят звук р, подражая рычанию тигра. Воспитатель спрашивает: «Где был язык, когда мы произносили звук р? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».) Что делает язык, когда мы произносим звук р? («Язык пляшет — дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно, когда мы произносим звук р, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит».

  Методические  указания. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука р язык поднят за верхние зубы, но не прижат, а дрожит. Если у детей на занятии не будет вызван звук р или он будет произноситься недостаточно четко, то на занятиях подгруппами и на индивидуальных занятиях надо вырабатывать звук р проторный и вибрацию кончика языка (логопед).

Игровое упражнение

Тема. «Ветер и кораблик»

Цель. Формировать речевое дыхание, развивать более длительный и более сильный выдох.

      Дети  вспоминают сюжеты любимых мультипликационных фильмов: «Путешествие капитана Врунгеля» и др., и дать название каждому кораблю, написав его на «борту». В наполненную водой емкость опускаются корабли. Ленточками обозначается «финиш» и «старт». По команде капитаны начинают дуть на корабли. Победитель получает медаль.

     Творческое  задание

     Тема. «Попроси по разному»

      Воспитатель предлагает детям произнести просьбу  с разной интонацией (ласково, сердито, весело…)

     Совместная  деятельность воспитателя с детьми

     Тема. Воспитание правильного произношения звука р в словах.

     Цель.  Упражнять детей в произношении звука р в словах.

     Предшествующая  работа. Уточнено произношение изолированного звука р.

     Подготовительная  работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук р имеется в разных частях слова, например: рыба, ручка, ракета, пароход, ведро, Буратино, трамвай, шар и др. (Для этой игры нельзя брать слова с мягким р.)

     Методика  проведения.

Игра  «Что прибавилось?»

     Воспитатель ставит на стол 4 предмета или игрушки. Дети называют, что стоит на столе. Потом кто-то отворачивается, а в  это время добавляется еще один предмет или игрушка. Затем ребенок поворачивается, смотрит и говорит, что прибавилось. Игрушки частично заменяют, и игра продолжается. В конце занятия можно предложить детям самим придумать слова со звуком р.

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста