Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:46, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»
Глава 1. Теоретические основы МРР
Значение воспитания правильного произношения для развития речи и личности ребенка
Особенности овладения детьми правильным произношением на разных этапах освоения звуковой культуры речи
Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи.
Соответствие задач по формированию у детей первого-седьмого года жизни звуковой культуры речи детей этапам становления слово-звукопроизошения и общечеловеческих навыков.
Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы поо выполнению задач звуковой культуры речи. Система работы (содержание, методы и формы организации).
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика состояния звуковой культуры речи детей одной из возрастных групп на основе проведенного обследования 5-ти детей.
2.2. Опытно - педагогическая работа по разделу звуковая культура речи.
2.3. Повторная диагностика.
Выводы
Список литературы
Приложение
Воспитание
звуковой культуры речи
детей дошкольного
возраста
Контрольная
работа
по дисциплине
«Теория и методика развития речи
детей дошкольного возраста»
Содержание
Глава 1. Теоретические основы МРР
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика
состояния звуковой культуры
речи детей одной из
2.2. Опытно - педагогическая работа по разделу звуковая культура речи.
2.3. Повторная диагностика.
Выводы
Список литературы
Приложение
Глава 1. Теоретическая основа МРР
Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи ребенка дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Речевой слух и речевое
1.
развитие речедвигательного
2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
К
началу дошкольного возраста речевой
аппарат ребенка сформирован (есть
незначительные отличии от речевых
органов взрослых), функционирует и
фонематический слух. Но в звуковой культуре
речи каждом возрастном периоде у детей
имеются свои недостатки, которые в педагогике
рассматриваются как неразвитое умение
воспроизведения речи.
Некоторые особенности речи детей дошкольного
возраста объясняются медленным развитием моторики речедвигательного
аппарата и не являются патологическими,
это неправильное произношение отдельных
звуков, особенно шипящих, перестановка
или пропуск звуков и слогов в слове. Так
же может наблюдаться быстрая, нечеткая
речь, при которой ребенок недостаточно
открывает рот, слабо артикулирует звуки.
Тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, особенно важна при движениях органов речедвигательного аппарата.
А так же речевое дыхание детей поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. В старшем дошкольном возрасте эти особенности встречаются значительно реже, они присущи в основном младшим дошкольникам,
Чем
богаче и правильнее речь ребенка, тем
легче ему высказывать свои мысли,
тем шире его возможности в
познании действительности, полноценнее
и содержательнее взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми, следовательно,
активнее происходит его психическое
развитие. Любое нарушение речи ребенка,
даже если оно мало откладывает свой отпечаток
на деятельность и поведение ребенка.
Плохо говорящие дети, осознавая свой
недостаток, замыкаются в себе, становятся
застенчивыми и молчаливыми. Ребенку с
недостатками звуковой культуры речи
трудно выразить свои мысли и найти общий
язык как с детьми, так и со взрослыми у
таких детей может возникнуть умственное
отставание как следствие понижение любознательности.
Что в свою очередь влечет, и неуспеваемость
учащихся начальной школы по русскому
языку. Дети с дефектами произношения
не умеют определить число звуков в слове,
назвать их последовательность, затрудняются
в подборе слов, начинающихся на заданный
звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные
способности ребенка, в связи с недостатками
звуковой стороны речи у него наблюдается
отставание в овладении словарем и грамматическим
строем речи и в последующие годы. Дети,
не умеющие различать и выделять звуки
на слух и правильно их произносить в период
обучения грамоте, будут затрудняться
в овладении навыками письма.
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется вместе с развитием ребенка. Для становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, и были достаточно развиты органы чувств: слух, осязание, зрение, обоняние. Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет. Как только язык начинает служить средством общения, начинается усвоение звуковой стороны языка. Это и понимание обращенных к ребенку слов, и первые самостоятельные слова. В начале ребенок воспринимает слова на основе ритмико-мелодической структуры это этап «дофонемного развития речи».
В 10—11 мес. начинается период «фонемного развития речи» - слово служит средством общения и приобретает характер языкового средства. К концу первого года появляются первые слова. Дифференциация звуков начинается на втором году жизни. В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.
Речь
формируется под контролем
Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.
К трем годам у детей произносительная сторона речи еще не достаточно сформирована, остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Для речи ребенка характерна общая смягченность («зюк» — жук, «сюба» — шуба, «нетъ» — нет и т. п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными — т, д («ту-толка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими. Многие трехлетние дети не умеют произносить шипящие звуки, чаще всего, заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л. Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности, к ним можно отнести: сокращение (элизия) слов («тул» вместо стул, «весипед» вместо велосипед), перестановки (метатезы) слов и звуков («шапля» вместо шляпа, «гофли» вместо гольфы, «корвик» вместо коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим («баба-ка» вместо собака); слияние (контаминация) двух слов в одно («Мафеда» вместо Мария Федоровна); добавление звуков («реблята», «иржавая») и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация).
К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Дети этого возраста хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения. Шире используют кроме существительных и глаголов другие части речи: прилагательные, наречия.
Значительная часть детей овладевает многими звуками, совершенствуется словопроизношение. речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия. Существует мнение, что к четырем годам произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Но овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. У детей развита подражательность, велико стремление к игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.
На четвертом году жизни появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, распространенные предложения. Реже употребляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом — неправильно. Типичны «обратная замена» звуков или «переупотребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук — «шлон», «шобака»). У части детей наблюдается несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов.
В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны — особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны — недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции. В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. У части дошкольников в возрасте пяти лет наблюдаются дефекты в произношении свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
К шести годам звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). К старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи — внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам. К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отказывается отвечать. Из-за нарушений произношения дети заменяют в речи слова с дефектным звуком теми, где он отсутствует (не «огуец», а огурчик). По той же причине они могут неправильно выполнять задание, заменяя нужные слова другими, сходными с первыми по значению (вместо лошадка — конь, вместо мишка — медведь, вместо машина — грузовик). Стремление овладеть правильным произношением звуков, интерес к языку, самоконтроль по отношению к собственной речи особенно характерны для детей, готовящихся к поступлению в школу.
Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста