Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Содержание

Глава 1. Теоретические основы МРР
Значение воспитания правильного произношения для развития речи и личности ребенка
Особенности овладения детьми правильным произношением на разных этапах освоения звуковой культуры речи
Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи.
Соответствие задач по формированию у детей первого-седьмого года жизни звуковой культуры речи детей этапам становления слово-звукопроизошения и общечеловеческих навыков.
Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы поо выполнению задач звуковой культуры речи. Система работы (содержание, методы и формы организации).
Глава 2. Практическая часть
2.1. Характеристика состояния звуковой культуры речи детей одной из возрастных групп на основе проведенного обследования 5-ти детей.
2.2. Опытно - педагогическая работа по разделу звуковая культура речи.
2.3. Повторная диагностика.
Выводы
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

    8. Развитие речевого слуха и  речевого дыхания. 

    Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны  речи является слух. С развитием  ребенка постепенно развиваются  слуховое внимание, восприятие шумов  и звуков речи. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох).

    Воспитание звуковой культуры речи начинается с самого рождения в те минуты, когда мама ласково и нежно говорит с младенцем.

    В период от года до двух лет у ребенка  идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.

    Таким образом, речевое развитие ребенка  первого года жизни служит подготовкой к формированию речевой системы в целом. Интенсивное развитие слухового и зрительного восприятия, которое осуществляется посредством эмоционального общения с окружающими, способствует формированию навыков понимания, воспроизведения и совершенствования речи.

       В первовой младшей группе решаются задачи по формированию правильного произношения звуков, развитию речевого слуха и речевого дыхания, воспитанию выразительности речи.

     Во  второй младшей группе задачи расширяются  и к ним добавляется задачи по формированию темпа речи и качеств голоса, воспитанию культуры речевого общения.

     В средней группе продолжается работа над выработкой дикции. Особое внимание уделяется задачам по работе над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

     В «Программе воспитания и обучения в  детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой подчеркивается, что  в старших группах основные навыки культуры поведения в процессе речи должны быть уже сформированы. Необходимо, чтобы ребенок умел разговаривать  тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует первым подавать руку.

     Больше  внимания нужно обращать на выработку  правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.).Все эти навыки должны быть прочными.

     В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется задачам по отработке  интонационной выразительности, развитию фонематического слуха.

     В подготовительной к школе группе задачи по воспитанию звуковой культуре речи совершенствуются.

     Таким образом, проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой можно сделать вывод, что в каждой возрастной группе в том или ином объеме решаются все названные задачи. А так же прослеживается нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения и дикции во второй младшей и средней группах к формированию фонематического слуха, выразительности речи в старшей и подготовительной.

    1. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи. Система работы (содержание, методы и формы организации).

     Овладение произношением всех звуков родного  языка возможно при правильном руководстве  развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

     Главенствующая роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются со специальными упражнениями вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

       В процессе систематического обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны. В ходе обучения следует также формировать у ребенка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает положительное влияние на становление фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться. Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1-2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

     Большое значение имеют другие формы фронтальной  работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.

     В младших и средней группах  эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю).

     Методы  типичны для воспитания звуковой культуры речи- дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр»), подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»). Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

     Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также  и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

     Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет  разнообразные приемы, непосредственно  влияющие на произносительную сторону  речи детей.

     Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз...»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

     В младших группах часто используется образное называние звука или  звукосочетания (ззз — песенка  комара; туп-туп-туп — топает козленок). 
Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают
тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

     Повышает  качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»). 
Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

     В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а  также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

     В процессе отработки и закрепления  произносительных умений ребенка ценен  пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым  привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

     Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует  предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования  исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

     Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

 
 

Глава 2. Практическая часть

2.1. Диагностика правильного звукопроизношения

                Цель диагностики: охарактеризовать состояния звуковой культуры речи детей старшей группы на основе проведенного обследования.

     При изучении и подробном анализе  материала, на выявление уровня правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, была взята диагностика А. Максакова «Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста» раздел «Звуковая культура речи»:

     1) для диагностики произносительной стороны речи детям предлагалось прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку (рассказ). Педагог записывает слова, которые ребенок произнёс неверно.

     Отмечается  следующее:

     – громкость чтения: достаточно громко, умеренно или тихо прочитано стихотворение, рассказана сказка;

     – скорость (темп) речи: быстро, умеренно, медленно;

     – интонационная выразительность: выразительно, невыразительно, маловыразительно.

     В процессе чтения стихотворения, пересказа сказки или рассказа, в процессе беседы с ребенком устанавливалось:

     – четкость (дикция) речи ребенка: четкая, недостаточно четкая;

     – умение соблюдать литературные нормы произношения (орфоэпия): отклонений нет, имеются отклонения;

     – звукопроизношение – указывалось, какие звуки дети произносят неверно.

     2) подготовлен набор картинок для детального обследования состояния звукопроизношения: самолет, капуста, автобус, осел, гусь; цапля, солнце, огурец; шар, пушка, душ; пила, стул, лопата, лиса, клетка; рыба, барабан, топор, репа, курица, букварь.

     При установлении нарушений со стороны  звукопроизношения выяснялась причина: отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность  отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти и пр.), несовершенство фонематического восприятия (ребенок не слышит своего недостатка, не дифференцирует определенные звуки), слабый речевой выдох.

     3) для диагностики восприятие речи  выяснялось:

     а) фонематическое восприятие: сформировано, недостаточно сформировано. Проверялось:

     – умение определять наличие заданного  звука в слове. Например, предлагалось ребенку отметить, есть ли в слове  «шуба» звук «ш» или нет (затем  в словах «стол», «кошка», «лиса», «карандаш», «мышка», «колесо»Ы, «очки», «ножницы», «щетка», «шапка», «жук» и т. д.);

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста