Воспитание в системе гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Само явление зародилось, как только появились первые люди на нашей планете. Воспитание тесно связано с образованием, и в настоящее время является актуальной проблемой в системе гуманитарного знания.
Целью данной исследовательской работы является теоретико-практический анализ доступной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

       Ориентиром  для этического просвещения служит классификация нравственных качеств:

       1) отношение к обществу: интернационализм, патриотизм, коллективизм, долг;

       2) отношение к природе: любовь  к природе, бережливость, рачительность  в использовании природных ресурсов, сохранение природы и т.п.;

       3) отношение к труду: трудолюбие, сотрудничество в труде, бережливость  и т.д.;

       4) отношение к людям: доброта,  честность, доверие, любовь и  т.д.;

       5) отношение к самому себе: честь,  достоинство, самоуважение, требовательность  и т.д. 

       Указанные отношения (моральные качества) связаны  друг  с  другом идеей гуманизма.

       Методика  нравственного воспитания включает:

       1) убеждение (не назидание,  а  совместное с  учеником  осмысление  жизни, деятельности и поведения  людей);

       2) внушение как вспомогательный  метод в  младших  и   подростковых классах;

        3) решение жизненных практических задач по  выполнению  добрых  и полезных дел;

       4) стимулирование добрых волевых поступков;

       5) создание ситуаций успеха,  рассчитанных на скромность и бескорыстие поведения.

       Основные  методы нравственного воспитания:

    • нравственное просвещение, создание воспитывающих ситуаций,
  • вовлечение учащихся в трудовую, общественную, художественную, спортивную и др. деятельность.

       Поощрение и наказание не относятся к  основным методам нравственного воспитания. Наиболее желательным является  метод замены интереса,  когда ошибка или недостаток ученика не вытесняются из его сознания нажимом,  запретом,  наказанием, а замещаются соответствующим (по противоположности) положительным действием, умением, навыком, привычкой.

       Формы нравственного воспитания: уроки нравственности, этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции.

       Критерии: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), нравственное поведение.

       В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств,    демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама    личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные    нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или    принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости,    благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в    виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать;    нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то,    чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз    самого закона».   

       Нравственным  нужно считать такого человека, для  которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с    послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и    правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив    личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые    общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения    и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал    «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в    отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его    нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя  в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля    выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов    и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет    глубинную сущность нравственного воспитания.

       Рассматривая  содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что

должно  быть направлено на формирование у  личности нравственных    отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к    людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют    сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и    обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы    формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в    соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и    воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений,    необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности:    общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по    сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими    людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности    (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается    понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируются    чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и    укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные    нравственные отношения. Без хорошо организованной практической    деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя    эффективно формировать нравственные отношения.

          Не менее существенным является  и другое положение. Если те или иные    отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся    привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы  вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества    школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств,    как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура    межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к    материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм,    сознательная дисциплина и культура поведения. 
 
 
 
 
 

Заключение

       Итак, сегодня воспитание понимают как:

       • передачу социального опыта и  мировой культуры;

       • воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

       • воспитательное взаимодействие воспитателя  и воспитанника;

       • создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему  помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении  или профессиональной деятельности.

       В целом воспитание представляет собой  воспитательный акт, основными составляющими  которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс  и условия его протекания.

       Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.

       В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных  и субъективных условий. Поскольку  вышеозначенный процесс реализуется  в системе отношения «человек—человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя  и воспитанника. Поэтому столь  сложно устанавливать закономерности воспитания.

       Разные  подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого  явления. Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

Информация о работе Воспитание в системе гуманитарного знания