Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Само явление зародилось, как только появились первые люди на нашей планете. Воспитание тесно связано с образованием, и в настоящее время является актуальной проблемой в системе гуманитарного знания.
Целью данной исследовательской работы является теоретико-практический анализ доступной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.
Ориентиром для этического просвещения служит классификация нравственных качеств:
1) отношение к обществу: интернационализм, патриотизм, коллективизм, долг;
2)
отношение к природе: любовь
к природе, бережливость, рачительность
в использовании природных
3) отношение к труду: трудолюбие, сотрудничество в труде, бережливость и т.д.;
4) отношение к людям: доброта, честность, доверие, любовь и т.д.;
5) отношение к самому себе: честь, достоинство, самоуважение, требовательность и т.д.
Указанные отношения (моральные качества) связаны друг с другом идеей гуманизма.
Методика нравственного воспитания включает:
1)
убеждение (не назидание, а
совместное с учеником осмысление
жизни, деятельности и
2) внушение как вспомогательный метод в младших и подростковых классах;
3) решение жизненных практических задач по выполнению добрых и полезных дел;
4) стимулирование добрых волевых поступков;
5) создание ситуаций успеха, рассчитанных на скромность и бескорыстие поведения.
Основные методы нравственного воспитания:
Поощрение и наказание не относятся к основным методам нравственного воспитания. Наиболее желательным является метод замены интереса, когда ошибка или недостаток ученика не вытесняются из его сознания нажимом, запретом, наказанием, а замещаются соответствующим (по противоположности) положительным действием, умением, навыком, привычкой.
Формы нравственного воспитания: уроки нравственности, этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции.
Критерии: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), нравственное поведение.
В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона».
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что
должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее существенным
Заключение
Итак, сегодня воспитание понимают как:
• передачу социального опыта и мировой культуры;
• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.
Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.
В
воспитании, как многофакторном процессе,
особенно значимы группы объективных
и субъективных условий. Поскольку
вышеозначенный процесс реализуется
в системе отношения «человек—
Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления. Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
Информация о работе Воспитание в системе гуманитарного знания