Воспитание в системе гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Само явление зародилось, как только появились первые люди на нашей планете. Воспитание тесно связано с образованием, и в настоящее время является актуальной проблемой в системе гуманитарного знания.
Целью данной исследовательской работы является теоретико-практический анализ доступной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 71.48 Кб (Скачать)
 

       Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом  деле весьма обстоятельно важнейшие  мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий  характер. Точно также мы должны признавать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Так как эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, следовательно, данные понятия воспитание, обучение и образование имеют воспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и вместе с тем относительно точного определения современной педагогики — это наука о воспитании человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Воспитание  – как педагогическая категория.

       Ян  Амос Коменской в своем труде «Великая дидактика» отмечал: «искусство образовывать и воспитывать людей, ни в каком отношении не есть нечто поверхностное, а, напротив, одна из глубочайших тайн природы и источник нашего благополучия и счастья…»

       На  протяжении исторического развития педагогической мысли  воспитание занимало лидирующее положение в исследованиях ученых по педагогике. И сегодня воспитание является важнейшей категорией педагогики. Следует отметить, что само явление, или, если быть точнее, процесс появился намного раньше, нежели понятие, его обозначающее.              

       Трактовка воспитания неоднозначна, хотя везде  она рассматривается как целенаправленное влияние субъекта на объект. В педагогике таким объектом является подрастающее поколение, а субъектом – различные  категории взрослых, специально для  этого предназначенные.

       В педагогике понятие «воспитание» употребляется  в широком и узком социальном смысле, а также в широком и  узком педагогическом значении. В  широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально – культурного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на  человека  со  стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируется система знаний,  умений, способов творческой деятельности,  а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле,  включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной  работы,  направленной  на решение конкретных воспитательных задач. Татьяна Егоровна Климова определяет процесс воспитания следующим образом: это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы (воспитание в семье; воспитание в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, воспитание в детских общественных организациях и объединениях) взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию и развитию личностных свойств и качеств воспитанников.

       Структурные компоненты процесса воспитания:

  • целевой (цель и задачи); 
  • содержательный (содержание воспитания);
  • организационно – деятельностный (методы, средства, формы воспитания);
  • оценочно – результативный (результат воспитания).

       Процесс воспитания обладает своими особенностями. Особенности воспитательного процесса, которые в своей совокупности отражают его сущность:

       1) воспитание носит конкретно-исторический  характер. По мере развития общества (науки, культуры и т.д.) изменяются  цели, содержание, методы воспитания;

       2) воспитание - целенаправленный, планомерно  организуемый процесс (педагогу  необходимо иметь перед собой  ясную цель и программу, т.е.  четко представлять себе, каким  должен стать его воспитанник);

       3) воспитание - двусторонний процесс (ребенок не только объект, но и субъект воспитания);

        4) целостность процесса воспитания (в результате воспитательного воздействия у ребенка формируются не отдельные качества, в его личность в целом);

       5) воспитание – диалектически противоречивый  процесс. Противоречия – движущих сил воспитательного процесса (противоречия между новыми задачами воспитания и наличным уровень воспитанности учеников; обобщенным социально – ценностным опытом и индивидуальным жизненным опытом воспитанника; коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; знаниями социокультурных норм и правил поведения и сформированностью соответствующих умений и навыков; нравственно – этическим идеалом личности и реальным поведением воспитанника и т.д.

       6) скачкообразность процесса воспитания. Хотя свойства личности формируются  постепенно, но их становление  происходит в форме скачка (количественно  – качественное изменение);

       7) длительность – воспитание продолжается  всю жизнь, в нем нет перерывов; 

       8) воспитание – это взаимосвязанный  процесс индивидуализации и социализации  личности.

       В педагогике выделяют следующие функции  воспитательного  процесса:

        1) аналитическая (изучение социально – педагогической ситуации);

       2) диагностическая (выявление реального уровня воспитанности и развития личности; установление причинно – следственных связей, детерминирующих формирование его личности);

       3) прогностическая (целеполагание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения);

       4) проектировочная (разработка программы  и плана, выбор способов достижения  цели);

       5) организационная (мотивированное  включение личности в деятельность  и общение);

       6) контрольно – оценочная (выявление  и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов  организации воспитательного взаимодействия).

       Этапы воспитательного  процесса:

       1) создание положительной установки  личности на восприятие информации  по формируемому качеству;

       2) овладение воспитанниками информацией  (формирование представлений о этических категориях, правилах, нормах поведения и т.п.);

       3) воспитание у личности ценностного  отношения к окружающему его  миру (эмоциональный отклик);

       4) воспитание соответствующих взглядов  и убеждений; 

       5) организация опыта поведения; 

       6) контроль, анализ, коррекция; 

       7) оценка результатов; 

       8) создание условий для самовоспитания

       Методы  воспитания - способы взаимосвязанной  деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания.

         Прием воспитания - составная часть,  элемент, конкретное действие, отдельная  операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания  на практике достигается через  средства воспитания.

       Средства  воспитания - объекты материальной или духовной культуры, а также  различные виды деятельности, преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей.

       Основные  средства обучения: слово, образ, деятельность.

       В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания.

       В настоящее время существует огромное количество методов, и для того чтобы разобраться и понять их, помогает в этом их классификация. Наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания:

       1) методы формирования сознания личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение);

       2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);

       3) методы мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

       Поощрение – способ общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся.

       Формы поощрения: а) моральные (похвала, одобрение, объявление благодарности, почетное поручение, предоставление дополнительных прав); б) материальные (награждение грамотой, дипломом, ценным подарком). Процесс воспитания подвергается влиянию многочисленного количества факторов:

  •   семья, являющаяся первым институтом, в котором человек получает воспитание. Важнейшая функция семьи – воспитание детей и сохранение преемственности поколений. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществляются, прежде всего, в семье.
  •   принадлежность индивида к своей национальности, к своему этносу. Человек рождается и входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву» [12].
  • бытовые условия накладывают свой отпечаток на систему культурных ценностей, и конечно на воспитание подрастающего поколения. Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, что так сильно влияет на воспитание ребенка.
  • трудовая деятельность, которой ребенок начинает заниматься с детства, становясь участником разнообразных дел, постепенно втягиваясь в систему трудовых обязанностей и отношений. Как только ребенок начинает понимать речь окружающих и твердо стоять на ногах, он легко и естественно включается в работу.  
  • природа; как подчеркивает В.О. Ключевский, разным частям человечества природа, географическая среда отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды – даров и бедствий, а от этой неравномерности зависят местные особенности людей, т.е. те бытовые условия и духовные особенности, которые вырабатываются у людей «под очевидным влиянием окружающей природы и совокупность которых составляет то, что мы называем народным темпераментом» [7]. Природа влияет непосредственно на каждого ребенка: мир живой природы открывает перед ним свои законы, вызывает радостные или печальные чувства, учит правилам поведения.
  • религиозные воззрения делятся на две группы: культура язычества – преобладание в сознании людей чувства поклонения и почитания различных языческих божеств, дети приобщались к старинным праздникам, утверждались в вере языческие персонажи, действия, заклинания.  Христианство определило и заповеди новой морали, основанной на любви, почитании родителей, порицании пороков – убийства, кражи, лжесвидетельства, прелюбодейства и т.п. Основной  задачей воспитания православного христианина было научить жить его по воле Божьей и через это привести к вечному блаженству на небесах. Для этого следовало поддерживать добрые побуждения ребенка, превратить в сознательное стремление к добру и правде. Делу воспитания благочестия православного человека служила вся христианская литература, она вся поучительна, педагогична. Несравненным богодухновенным изданием, в котором очень доступно и наглядно приведены примеры «правильного» поведения и воспитания добродетельного начала в человеке, является книга всех книг – Библия. Буквально с каждой страницы Священного Писания звучат наставления и нормы поведения от любящего отца. Примером тому могут служить и поучительные притчи Соломона, и описание исторических событий, это псалмы и наставления апостолов и пророков. Но, однако, самым ярким, самым запоминающимся и самым доступным примером воспитательного процесса являются притчи Самого Великого Педагога во всей вселенной – Иисуса Христа. Самая известная из его притч – «Притча о блудном сыне» (приведено в приложении В) учит всех нас, от мала до велика, добродетелям покаяния и прощения. Нет ни одного из нас, к кому нельзя было бы отнести эту притчу. Не обращаемся ли мы к Богу так же спокойно, как старший сын, с жестокой наивностью требуя всё, что Он может нам дать: здоровье, красоту, ум, - чтобы унести всё это прочь и растратить? И только когда пропадают в нас и сила, и надежда, когда нам нечего уже дать другим, мы вспоминаем о той Любви, что нас взрастила. Эта притча от имени Самого Христа говорит нам, что Бог примет нас с радостью и любовью и простит нас. Он Сам выйдет нам навстречу, пока мы нерешительно приближаемся к Его дому.

       Ярким примером «инструкции» воспитания детей  в Библии служит книга притчей, написанная мудрейшим царем Соломоном.

       Красной нитью через все Евангелие  проходит тема любви, любви к Богу, любви к ближнему своему, любви  между родителями и родителей  к детям своим. Господь просто, и в то же время с мудростью  наставляет детей своих: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». (Кол. 3:18 – 21)

       В Библии есть куча примеров, когда правильное использование Слова Божьего  в воспитании детей приводит к  великим результатам. Так какие  воспитательные моменты есть в самой древней книге на нашей земле? Господь дает простые, и подчас эффективные методы воспитания своих детей:

         Родительский пример  — лучший воспитатель. «Однако ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя „не кради“, крадешь? Говоря „не прелюбодействуй“, прелюбодействуешь?» (Римлянам 2:21, 22). Председатель Совета просвещения Сеула заметил: «Слово в сочетании с делом — наилучший способ научить ребенка». Если родители в своей речи и поступках не придерживаются того, чему они учат ребенка, то ребенок быстро поймет, что родители лицемерят, и перестанет прислушиваться к их словам. Например, если родители хотят научить ребенка честности, они сами должны быть честными.

             Всегда  будьте готовы к разговору. «Внушай... [заповеди Бога] детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие 6:7). Очень важно, чтобы дети с раннего возраста могли спокойно общаться со своими родителями. Иначе родители не станут близкими друзьями своих детей, и, когда дети подрастут и столкнутся с трудностями, они не смогут обратиться к своим родным за помощью. Что побудит детей делиться своими сокровенными мыслями? В Притчах 20:5 говорится: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их».

       Вразумление, основанное на любви. «Вы, отцы, не раздражайте своих детей, но воспитывайте их, применяя вразумление и наставление Иеговы» (Еф 6:4). Каким образом родители могут «раздражать своих детей»? Так, если наказание не соответствует серьезности проступка или если замечания высказаны в очень критичной форме, то это вызовет у детей негодование. Исправлять всегда следует с любовью (Притчи 13:24). Если, наказывая детей, вы объясняете, почему это делаете, они поймут, что вы наказываете потому, что любите их (Притчи 22:15; 29:19).

Информация о работе Воспитание в системе гуманитарного знания