Воспитание в системе гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Само явление зародилось, как только появились первые люди на нашей планете. Воспитание тесно связано с образованием, и в настоящее время является актуальной проблемой в системе гуманитарного знания.
Целью данной исследовательской работы является теоретико-практический анализ доступной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

       Связи педагогики с другими науками  не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это  такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), медицина и  антропология.

       Проблема  соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных для педагогики. Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

       Развитие  связей педагогики с другими науками  приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

       общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

       возрастная  педагогика – дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

       коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

       частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

       история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

       отраслевая  педагогика  (военная,  спортивная,  высшей школы, производственная и т.п.).

       Определенную  отрасль знаний называют наукой, когда  соблюдаются следующие необходимые  условия:

       1) четко выделен, обособлен и  зафиксирован собственный предмет;

       2) для его изучения применяются  объективные методы исследования;

       3) зафиксированы объективные связи  (законы и закономерности) между  факторами, процессами, составляющими  предмет изучения;

       4) установленные законы и закономерности  позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов,  производить необходимые расчеты.

       В педагогике эти параметры в той  или иной мере соблюдены.

       Предметом педагогики как науки выступает педагогический процесс, т.е. специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого), целью которого является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

       В 1922 г. Антон Семенович Макаренко, отечественный ученый и практик  сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

       Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

       Как и любая наука, педагогика обладает своими функциями, задачами и методами исследования.

       Функции педагогической науки обусловлены  ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

       Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

       описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

       диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся,  установление условий и причин, их обеспечивающих;

       прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

       Прогностический уровень теоретической функции  связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных  явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются  теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие  образовательную практику.

       Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

       проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

       преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

       рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

       Педагогика  как наука решает несколько важных теоретических задач:

  • выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем образования воспитания.

       Методами  педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений. Все многообразие методов можно  разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

       Методы  изучения педагогического опыта - это  способы исследования реально складывающегося  опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой  опыт, т.е. опыт лучших учителей, так  и опыт рядовых педагогов. Их трудности  нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие  или назревающие проблемы.

       При изучении педагогического опыта  применяются такие методы, как  наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

       В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные  стороны, признаки, особенности или  свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и  систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают  общий принцип или правило.

       В теоретических исследованиях используют индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу.

       Теоретические методы необходимы для определения  проблем, формулирования гипотез и  для оценки собранных фактов. Теоретические  методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

       Математические  методы применяются для обработки  полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между  изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания  для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими  методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

       Понятийно-терминологический  аппарат педагогической науки насчитывает около тысячи понятий, но фундаментальными категориями педагогики являются воспитание, обучение и образование. В «Большой советской энциклопедии» данные понятия определены следующим образом:

       Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

       Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

       Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, передача знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество от поколения к поколению, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. 
 
 
 
 
 

       Разные  ученые по-разному трактуют данные понятия:

Ученые  Термин «образование»        Термин       

       «обучение»

            Термин   

        «воспитание»

Безрукова Валентина Сергеевна        Специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. 
       
Процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.         Процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека.        
Подласый

Иван  Павлович

Объем систематизированных  знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.         Специально  организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.         Целенаправленный  и организованный процесс формирования личности.        
Селиванов Владимир Семенович Процесс и результат  приобретения систематизированных  знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа.         Двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков. Процесс целенаправленного  формирования личности.        
Харламов Иван Федорович          Овладения ЗУН, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями Овладение всей совокупностью общественного опыта: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными отношениями.        

Информация о работе Воспитание в системе гуманитарного знания