Воспитание в системе гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Само явление зародилось, как только появились первые люди на нашей планете. Воспитание тесно связано с образованием, и в настоящее время является актуальной проблемой в системе гуманитарного знания.
Целью данной исследовательской работы является теоретико-практический анализ доступной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

       Ценность  благотворного отдыха. «[Есть] время смеяться... и время плясать» (Екклесиаст 3:4). Свободное время и благотворный, уравновешенный отдых необходимы для правильного умственного и физического развития ребенка. Если родители проводят свободное время вместе с детьми, то отношения в семье крепнут, и у детей появляется чувство защищенности. Используя это время, родители могут привить своим детям правильный взгляд на отдых.

       Научите детей правильно  выбирать друзей. «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притчи 13:20).

       Важно научить детей уметь разбираться  в людях. Хороший друг сможет поддержать ребенка и вселить ему веру в себя, а плохой друг способен разрушить  все, чего он достиг.

       Наш небесный отец лучше всех разбирается  в людях, и поэтому он дает дельный  совет каждому отцу: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). 

       А.М. Новиков аспекты воспитания определяет в соответствии с системой отношений  человека к самому себе и к окружающим его объектам или субъектам. Система отношений человека:

       - к самому себе: воспитание самоотношения.  Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, самооценку, самоуверенность, самообвинение, чувство недовольства собой, и т.д.

       - к своему сознанию: воспитание самосознания

       - к искусству, к красоте: эстетическое воспитание

       - к другим, окружающим человека  людям: нравственное воспитание

       - к профессиональной деятельности: трудовое воспитание

       - к обществу в целом, к государству,  как механизму организации общества: гражданское воспитание

       - к природе: экологическое воспитание

       - к своему телу: физическое воспитание

       - к языку: лингвистическое воспитание

           

художественное                 воспитание                                      половое

эстетическое                      самосознания                               нравственное

                                                             

                                                               К СВОЕМУ

                                                             СОЗНАНИЮ

                                                                                           

          К СВОЕЙ

         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                  

                                                                                                                                          К ДРУГИМЛЮДЯМ

                            воспитание

       К СВОЕМУ

             ТЕЛУ                самоотношения

физическое     

                                                     К САМОМУСЕБЕ  

                                                                               

                                                    аспекты                  К ПРИРОДЕ

                                               воспитания                             экологическое

                                              в системе

                                               отношений         

       

                   КОБЩЕСТВУ

                   К ГОСУДАРСТВУ                                                                                              К ПРОИЗВОДСТВУ

           патриотическое                                                              трудовое                                                              

        гражданское                                                                экономическое

       правовое                                                                      профессиональное

        политическое  
 

                                                                          

                      
 
 

       Рисунок 1 – Аспекты воспитания в системе отношений обучающегося

  1. Нравственное воспитание

       Формирование  нравственности учащихся – важнейшая  задача школы.

       В процессе воспитания личности исключительно  важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах  его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

       В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. «строжайшее постановление») к тем, кто их нарушает. Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают более серьезный характер.

       Но  моральные усовершенствования поддерживаются не только силой    общественного  мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, 

привычки  и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее    положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно,    какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение    его содержательности и педагогической действительности. Многие    общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что    нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на    формирование положительных качеств личности, но и является главной     задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

       Осмысливая  сущность нравственности личности, следует  иметь в    виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

       Нравственное  воспитание – совместная деятельность учителя и учащихся по формированию у школьников  нравственных  чувств,  этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных отношений в обществе. Нравственное воспитание в системе педагогических задач занимает центральное место, ибо оно определяет направленность всех других качеств личности: эстетическая воспитанность, готовность к семейной жизни, правовая и политическая культура, отношение к природе, здоровье, готовность к труду.

       Главная задача общества и  школы – возрождение нравственности везде и во всем как непреложной норме жизни. Методологической основой нравственного воспитания является этика – философская наука, изучающая вопросы происхождения и видов морали в обществе.

       Мораль – одна из форм общественного сознания, выраженная системой выработанных в обществе принципов, норм и правил, которые регулируют отношения и взаимодействия людей, их поведение и деятельность.

       Принципы  морали –  самые общие требования к личности,  ее жизни и деятельности (гуманизм, коллективизм, долг и др.).

       Нормы морали предписывают, какие конкретно  поступки должен совершать человек (будь честен и правдив,  береги личное и  общественное  имущество  и  т.д.). Правила поведения детализируют моральные нормы. Нравственным считают  того, для которого принятые в обществе моральные принципы и нормы выступают  как собственные убеждения и  привычные формы поведения.

       Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Эти компоненты нравственности определяют задачи нравственного поведения: формирование у школьников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

         Нравственное развитие личности проходит три стадии:

         На доморальном уровне – ребенок исполняет требования из страха наказания.

       На  конвенциональном – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения.

       На  автономном – человек добровольно  избирает нравственное поведение, ибо  убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро. Нравственность человека не передается по наследству, а воспитывается.

       Процесс нравственного воспитания включает:  развитие моральных чувств (любовь, стыд, долг, ответственность, товарищество и др.), этических знаний,  навыков и привычек культуры поведения.

       Отсюда  три его компонента:

       1) формирование нравственных отношений; 

       2) этическое просвещение; 

       3) формирование опыта нравственного  поведения. 

       Нравственные  отношения предполагают создание высоконравственного  морального микроклимата в коллективе, гуманного стиля общения. Этическое  просвещение (знание основ этики) осуществляется в этических беседах,  в процессе решения поведенческих задач, в  общении с интересными людьми, чтением соответствующей литературы. Нравственное поведение формируется сначала через   подражание взрослым, а затем посредством самостоятельного принятия поведенческих решений.

Информация о работе Воспитание в системе гуманитарного знания