Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Само явление зародилось, как только появились первые люди на нашей планете. Воспитание тесно связано с образованием, и в настоящее время является актуальной проблемой в системе гуманитарного знания.
Целью данной исследовательской работы является теоретико-практический анализ доступной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.
Ценность благотворного отдыха. «[Есть] время смеяться... и время плясать» (Екклесиаст 3:4). Свободное время и благотворный, уравновешенный отдых необходимы для правильного умственного и физического развития ребенка. Если родители проводят свободное время вместе с детьми, то отношения в семье крепнут, и у детей появляется чувство защищенности. Используя это время, родители могут привить своим детям правильный взгляд на отдых.
Научите детей правильно выбирать друзей. «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притчи 13:20).
Важно
научить детей уметь
Наш небесный отец лучше всех разбирается в людях, и поэтому он дает дельный совет каждому отцу: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6).
А.М. Новиков аспекты воспитания определяет в соответствии с системой отношений человека к самому себе и к окружающим его объектам или субъектам. Система отношений человека:
- к самому себе: воспитание самоотношения. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, самооценку, самоуверенность, самообвинение, чувство недовольства собой, и т.д.
- к своему сознанию: воспитание самосознания
-
к искусству, к красоте: эстети
- к другим, окружающим человека людям: нравственное воспитание
-
к профессиональной
-
к обществу в целом, к
- к природе: экологическое воспитание
- к своему телу: физическое воспитание
- к языку: лингвистическое воспитание
художественное воспитание половое
эстетическое самосознания нравственное
К СВОЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
воспитание
К СВОЕМУ
ТЕЛУ самоотношения
физическое
КОБЩЕСТВУ
К ГОСУДАРСТВУ
патриотическое
гражданское
правовое
политическое
Рисунок 1 – Аспекты воспитания в системе отношений обучающегося
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
В
процессе воспитания личности исключительно
важное значение имеет формирование ее
нравственности. Дело в том, что люди, будучи
членами социальной системы и находясь
во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной
мере согласовывать свою деятельность
с другими членами сообщества, подчинятся
определенным нормам, правилам и требованиям.
Вот почему в каждом обществе вырабатывается
множество разнообразных средств, функцией
которых является регуляция поведения
человека во всех сферах его жизни
и деятельности – в труде и в быту, в семье
и в отношениях с другими людьми, в политике
и науке, в гражданских проявлениях, играх
и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности,
выполняют правовые нормы и различные
постановления государственных органов,
производственно-
В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. «строжайшее постановление») к тем, кто их нарушает. Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают более серьезный характер.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.
Нравственное воспитание – совместная деятельность учителя и учащихся по формированию у школьников нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных отношений в обществе. Нравственное воспитание в системе педагогических задач занимает центральное место, ибо оно определяет направленность всех других качеств личности: эстетическая воспитанность, готовность к семейной жизни, правовая и политическая культура, отношение к природе, здоровье, готовность к труду.
Главная задача общества и школы – возрождение нравственности везде и во всем как непреложной норме жизни. Методологической основой нравственного воспитания является этика – философская наука, изучающая вопросы происхождения и видов морали в обществе.
Мораль – одна из форм общественного сознания, выраженная системой выработанных в обществе принципов, норм и правил, которые регулируют отношения и взаимодействия людей, их поведение и деятельность.
Принципы морали – самые общие требования к личности, ее жизни и деятельности (гуманизм, коллективизм, долг и др.).
Нормы морали предписывают, какие конкретно поступки должен совершать человек (будь честен и правдив, береги личное и общественное имущество и т.д.). Правила поведения детализируют моральные нормы. Нравственным считают того, для которого принятые в обществе моральные принципы и нормы выступают как собственные убеждения и привычные формы поведения.
Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Эти компоненты нравственности определяют задачи нравственного поведения: формирование у школьников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Нравственное развитие личности проходит три стадии:
На доморальном уровне – ребенок исполняет требования из страха наказания.
На конвенциональном – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения.
На автономном – человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро. Нравственность человека не передается по наследству, а воспитывается.
Процесс нравственного воспитания включает: развитие моральных чувств (любовь, стыд, долг, ответственность, товарищество и др.), этических знаний, навыков и привычек культуры поведения.
Отсюда три его компонента:
1)
формирование нравственных
2) этическое просвещение;
3)
формирование опыта
Нравственные
отношения предполагают создание высоконравственного
морального микроклимата в коллективе,
гуманного стиля общения. Этическое
просвещение (знание основ этики) осуществляется
в этических беседах, в процессе
решения поведенческих задач, в
общении с интересными людьми,
чтением соответствующей
Информация о работе Воспитание в системе гуманитарного знания