Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа
В наши дни большую ценность для общества представляют те люди, которые уверенны в себе, независимы, с яркой индивидуальностью. Но в то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотизма
Понятие патриотизма 8
Культура межнациональных отношений 12
Воспитание патриота в современной школе 16
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания в воспитательной системе 18
2.1 Формы организации воспитания патриотизма в современной школе. 20
2.2 Формы организации воспитания патриотизма в дошкольном учреждении 26
Заключение 30
Литература
В
развитии патриотизма,
раскрываемое педагогом,
можно выделить «этапы» ,которые
следует учитывать при
воспитании детей.
1-й этап
Инстинктивный патриотизм, выраженный
в словах: « Люблю я Родину за что не знаю
сам».
Речь идет о недостаточной осознанности
детьми самого понятия и противопоставления
его сознательному патриотизму. Опора
на инстинктивный характер патриотизма
в воспитании детей очень важна, поскольку
является базой для развития у детей патриотизма
сознательного.
2-й этап
Потребность в любви к ближним. Ощущая
на себе заботу старших, ребенок проникается
к ним чувством благодарности, которое
в дальнейшем должно объять все человечество.
При этом любовь к людям переносится ребенком
на предметы, привычки, понятия, присущие
им. С этого начинаются привычки к среде
социальной – окружающим людям, с их менталитетом,
обычаями, взаимоотношениями, законами
и т.д.
3-й этап
Привязанность к физической среде с ее
природой, климатом. Это стремление «любить
и защищать совокупность тех предметов,
которые составляют Родину».
4-й этап
Привязанность к духовной среде, народному
творчеству, литературе, искусству и т.д.
На данном этапе в результате обогащения
патриотических чувств историческими
и гражданскими понятиями, которые приобретает
ребенок, происходит трансформация инстинктивного
патриотизма в сознательный.
5-й этап
Объективная оценка родного. Увлечение
общими народными или государственными
героями требует их объективного оценивания.
Для данного этапа характерно воспитание
гражданственности как высшего проявления
патриотизма.
6-й этап
Активный характер патриотизма в практической
деятельности на благо Отечества. В.А.Сухомлинский
отводил идее, что Родина для человека
– это самое дорогое и священное, без чего
человек перестает быть личностью.
Краеведение служит средством беспочвенной
индифферентности детей, и экскурсии являются
«живой школой», которая стоит всех вместе
взятых других форм воспитания.. Патриотическое
видение мира детей зависит от личного
материального и духовного вклада в процветание
родной земли. Отчасти от взрослых зависит,
что наши воспитанники пронесут с собой
по жизни и передадут своим детям.(6,317-
324)
Заключение.
Патриотическое
воспитание как сложная управляемая
система, предназначенная для выполнения
функций по формированию гражданственности,
патриотизма и готовности к достойному
служению Отечеству у российских
граждан, требует создания более оптимальных
условий и координации усилий различных
социальных и государственных институтов
для повышения действенности и эффективности.
Это вызвано необходимостью решения целого
ряда проблем не только на ведомственном,
региональном и муниципальном уровнях,
но и значительного улучшения взаимосвязи
и взаимодействия как по вертикали, так
и по горизонтали для существенного повышения
результатов работы по патриотическому
воспитанию. Большое значение имеет анализ
и понимание причин, сдерживающих потенциал
патриотического воспитания и не позволяющих
поднять его эффективность, добиваться
более высоких результатов, на достижение
которых направлена реализация Государственной
программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006-2010
гг.».(28)
Усилия
по оптимизации и активизации
деятельности по формированию и развитию
у подрастающего поколения
Важнейшим условием эффективности работы
по патриотическому воспитанию является
постоянный анализ ее состояния, объективная
оценка достигнутых результатов и определение
на этой основе новых возможностей и направлений
их реализации в целях обеспечения перспектив
развития этой деятельности. Активная
разработка ее научно-методических основ
призвана способствовать значительному
повышению уровня и качества работы по
патриотическому воспитанию, сделать
дееспособными все звенья этого процесса,
завершенность которого определяется
достигнутым результатом. В силу этого
постоянная нацеленность на него в ходе
выполнения самых различных задач при
проведении тех или иных форм патриотического
воспитания должна стать правилом, нормой,
критерием этой деятельности всех ее субъектов,
регионов, от которых во многом зависит
настоящее и будущее России.
Воспитание
патриотизма детей как
из возможных способов приобщения ребенка
к ценностям. Новую ситуацию в
деятельности дошкольных образовательных
учреждений можно и следует привязывать
к фактору воспитания патриотизма как
личностного качества, поскольку явление
патриотизма в настоящее время является
гарантом сохранения стабильности и безопасности
государства, граждан.(30)
Патриотизм
является нравственным явлением, специфика
которого заключается в том, что он не
только фиксирует заинтересованное отношение
ребенка к Отечеству, к Родине, но и определяет
значение Родины, Отечества, человека
патриота, человека - защитника Родины
для ребенка. В пространстве
отношений ребенка «движутся» представления
о Родине, об Отчизне, о патриоте, о долге
перед Родиной и другие нравственные явления,
в том числе и ценность патриотизма. В
исследовании обосновано, что поскольку
одним из измерений субъективных отношений
человека, ребенка является эмоциональность
отношений, постольку в патриотизме ребенка,
фиксирующего его отношения к
Родине, к Отечеству, проявляется чувство
любви к ней, привязанность к Отечеству.
В патриотизме как нравственном принципе
обобщенно представлены та кие требования
патриотизма, находящие свое выражение
и интерпретацию в категории «патриотизм»,
как любовь к Родине, забота о ее интересах,
преданность Родине и т.д. Патриотизм как
категория этики (теоретический смысл)
является ценностью, поскольку ценностные
характеристики патриотизма как научной
категории не противоречат статусу узловых
научных понятий. Патриотизм как понятие
морали (понятие нравственного сознания)
имеет нормативно оценочный смысл и раскрывает
оценочное и ценностное отношение ребенка
к
Родине, к Отечеству и т.д. В отношениях
ребенка к Родине, к Отечеству и т.д.,
фиксируемых понятием «патриотизм», проявляется
его привязанность и лю бовь к Родине,
которые являются не только чувствами,
но и качествами. Пат риотизм проявляется
в поступках-словах и поступках-делах
ребенка.
Одним
из центральных вопросов исследования
был вопрос о структуре патриотизма ребенка
как личностного образования и содержании
его компо нентов. В качестве структурных
компонентов патриотизма ребенка как
лично стного образования выделены когнитивный,
мотивационный и поведенческий.
Список
литературы: