Воспитание патриотизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В наши дни большую ценность для общества представляют те люди, которые уверенны в себе, независимы, с яркой индивидуальностью. Но в то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотизма
Понятие патриотизма 8
Культура межнациональных отношений 12
Воспитание патриота в современной школе 16
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания в воспитательной системе 18
2.1 Формы организации воспитания патриотизма в современной школе. 20
2.2 Формы организации воспитания патриотизма в дошкольном учреждении 26
Заключение 30
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 70.03 Кб (Скачать)

2.1 Формы организации воспитания патриотизма в школе.

                 Украсим Родину делами

         События настоящего времени подтверждают, что  нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и  возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие  российской культуры, искусства и  образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение  равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение  к государству, национализм. Проявляется  устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала всё более заметной постепенная  утрата нашим обществом традиционно  российского патриотического сознания.

         В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так  и  на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.(16)

         Патриотическое  воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.(22)

        В настоящее время в школе такая система в своей основе сложилась. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников  является проведение военно-спортивной игры  «Зарница», встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, смотров-конкурсов строевой песни, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, походов  по родному краю.

     К сожалению,  в нашей школе ещё  не создан патриотический клуб, поэтому  считаю необходимым создание такого клуба в школе, так как открытие патриотического клуба будет  значительным шагом в развитии системы   патриотического воспитания в нашей  школе. Клуб  патриотического воспитания  закрепит наметившуюся в последние  годы положительную тенденцию  роста  ценности гражданственности и патриотизма  среди  школьников.

     Всё выше сказанное  свидетельствует  о необходимости продолжения  работы, направленной на решение всего  комплекса проблем патриотического  воспитания программными методами, и  об актуальности их реализации.

     Так ли необходимо специально организованное в школе патриотическое воспитание? Обязательно! Только оно должно быть направлено на то, чтобы вернуть  обществу утерянное им естественное чувство повседневной, обыденной  любви без надрыва к своей  стране, ее истории (которой пора перестать  стыдиться), ее природе (к которой  пора перестать безответственно относиться и видеть в ней только ресурсы собственного благополучия), к ее жителям (которых не следует считать «быдлом», способным только на бессловесное подчинение или беспощадный бунт).

         Цель  патриотического  воспитания состоит в том, чтобы вернуть обществу ощущение культурной укорененности и самодостаточности, позволяющее избежать как крайностей нескончаемого поиска идеалов и образцов на стороне (по принципу «хорошо там, где нас нет»), так и крайностей этнокультурного самоутверждения за счет унижения других.

         И в этой связи  на первый план выходит не проблема форм и способов воспитания, а проблема табу и профессиональной ответственности  педагога. Работа педагога (пусть это  и звучит пафосно) - это работа с  «будущим» своей страны.

         И педагогам-практикам, и методистам, и ученым, и чиновникам от образования, занимающимся патриотическим воспитанием в России, следует  помнить, что:

         - в многонациональной  стране опасно подменять общероссийское русским, татарским, якутским или каким-либо еще (если речь только не идет об этнокультурных феноменах);

         - в многоконфессиональной  стране опасно с высоты своей  колокольни в упор не видеть  минаретов, пагод, синагог, капищ,  а тем более религиозного безмолвия  атеистов;

         - в монокультурной  стране опасно даже просто  не замечать (в беседах с детьми, в научных дискуссиях, в процессе  написания учебных и методических  текстов) существование иных, отличных  от тех, с которыми себя идентифицирует  педагог, культурных сообществ.  (17) 

         Что же касается форм и способов, то они не должны носить милитаристский характер - не думаю, что  надевание противогаза и стрельба из автомата по людям (пусть это и  фанерные мишени) воспитывают любовь к Родине. Очевидно также, что не стоит переоценивать воспитательный эффект от включения детей в различные  формы народного творчества - это  продуктивно в работе с младшими школьниками, но для детей постарше такая практика должна быть очень  избирательной. Мало проку будет  и от акций «разговорного жанра» (исключая, пожалуй, проблемные дискуссии) - литературно-музыкальных композиций, торжественных митингов, линеек, конкурсов  строя и песни и т. п.

         Приоритетными должны стать дела предметно-практического характера. Например, фольклорные, этнографические, археологические, экологические, краеведческие, поисковые экспедиции или просто туристские путешествия по родному краю, которые могут сопровождаться приведением в порядок братских могил, реконструкцией храмов, расчисткой родников и парков от мусора, встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной культуры. И важное условие всех дел - их последующая рефлексия: что дало, какие мысли посещали, какие чувства переживали, стоило ли это делать, стоит ли делать еще? (19)

         Героическая история нашей  Родины, летопись подвигов народа всегда  были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.  Актуальность темы.  Проблема  гражданственности и патриотизма   не   нова.   Патриотизм российского народа вызывал в начале  XX  в.  беспокойство  у интеллигенции.

         Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны  1904-1905  гг. россияне не проявили должного патриотизма  и сдали Порт-Артур. «Мне  странно, -писал он, -  что у моих сыновей нет патриотизма... Я  вижу  молодых  людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть  всем,  но  не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в  1910  г.,  что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все  усилия  для  того,  чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

                 Минуло 100 лет. За  это  время   Россия  пережила  всплески  и   анти- патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны),  и патриотизма (Великая Отечественная война). Мы гневно и непримиримо презирали геноцид иноземных захватчиков,  однако  не  гнушались проявлять геноцид   по   отношению   к собственному народу. Несмываемым позором останется в нашей истории ГУЛАГ и миллионы исковерканных там судеб.(24) 

         Целями  мероприятий должно быть :

            1. Воспитания уважения к опыту  прошлого.

            2. Вызвать чувство сострадания  к невинно осужденным и репрессированным.

            3. Показать героизм и твердость  духа у людей, которые  ценою   собственной  жизни отстаивали  свои взгляды и убеждения.(27)

                Думаю, что актуальность данной  темы очевидна, так как кому, как   ни нам – потомкам узников,  осужденных по навету, доносу,  за принадлежность  к национальности,  рассказать людям грустную  историю   наших  дедов  и  отцов.

               Память,  обращенная  к  прошлому  должна  стать историческим уроком, который нельзя и опасно забывать. Старшеклассники  мало знают об условиях содержания заключенных, поэтому в сценарий  были  включены

станицы их жизни  в Гулаге.

               Поколением этих  людей  был   построен  прекрасный  город   за  Полярным кругом, с помощью примитивных орудий труда: тачка, кайло и др. Не смотря  на тысячи  жизней  невинно  осужденных,  из  различных  слоев   населения   как интеллигенции,  так  обычных  работяг,  в лагере  жили  надеждой,  верой и любовью.  Декорации,  передающие   историзм   событий,   эмоциональность   и чувственность исполнителей не оставили зрителей равнодушными.  Зал  проживал целую жизнь, вместе с героями, переживал и плакал.

             Думаю, что это состояние, удачно  отражают слова:

                               «…Мы выжили, а тех затерян  след.

                              Бесцельны поиски, их нет на  свете…

                               Но правда есть! Пройдет пусть  много лет,

                                      И спросит Родина: «Где мои  дети?» 

                                      В ответ на глыбе черного  гранита

                                      Навеки врежется суровая строка:

                                     «Ничто не позабыто.

                                      Мы помним вас безвинные зека»… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Формы организации  воспитания патриотизма  в дошкольном учреждении.

         Любовь  маленького ребенка - дошкольника к  Родине начинается с отношения к  самым близким людям - отцу, матери, дедушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу

         Дошкольный  возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких  человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.(25)

         Самое большое счастье для родителей  – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

         Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать  основой формирования патриотизма.

         Невозможно  переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение  к тому уголку Родины, в котором  он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого  формирование таких качеств, как  коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно  осуществляется и на музыкальных  занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются  в хороших поступках, сами не замечая  этого. “Музыка – необходимый  душевный атрибут человеческого  существования”, – так говорил  Аристотель. “Дело искусства –  сохранять душу”, – это слова  нашего современника В. Распутина.

         Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она  способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.(11, 60)

         Суть  нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять  и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к  родному дому и семье, к истории  и культуре страны, созданной трудами  родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

         Патриотические  чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной  среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают  к окружающей их среде, природе и  культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные  чувства любви и привязанности  к своей культуре и своему народу.

         Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического  воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой  игровой форме знакомят детей  с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.(8,186-190)

         С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии  в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое  благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют  выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”(2,36-76)

Информация о работе Воспитание патриотизма