Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа
В наши дни большую ценность для общества представляют те люди, которые уверенны в себе, независимы, с яркой индивидуальностью. Но в то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания патриотизма
Понятие патриотизма 8
Культура межнациональных отношений 12
Воспитание патриота в современной школе 16
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания в воспитательной системе 18
2.1 Формы организации воспитания патриотизма в современной школе. 20
2.2 Формы организации воспитания патриотизма в дошкольном учреждении 26
Заключение 30
Литература
Истинный патриот выступает
за тех и за то, что укрепляет и развивает
его родину и против тех и того, кто и что
ее разрушает, наносит ей тот или иной
ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов
любой другой территории и не будет вредить
там. У себя на Родине он совместно с другими
согражданами-патриотами борется с теми,
кто наносит ей ущерб, а это могут быть
только сограждане-непатриоты с низким
уровнем или дефектами сознания, или вообще
враги Родины. В этой связи очень легко
понять, насколько не патриотами являются
у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим
соотечественникам, угнетает своих сограждан,
сквернословит, мусорит, отравляет окружающую
природу, браконьерствует, ведет нездоровый
образ жизни. Драка или вражда с соседом,
нападки членов одной партии на членов
другой, болельщиков одной футбольной
команды на болельщиков другой, алкоголизм,
наркомания, неуставные отношения в армии,
коррупция, казнокрадство - все это элементы
проявления различных форм не патриотизма
в России.(10,135)
1.2 Культура межнациональных отношений - высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям народов.
Приведенные суждения позволяют более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
Для воспитания и формирования у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?
Важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у детей потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Следовательно, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, то суть воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у детей этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей родители используют самые разнообразные формы и приемы работы. Важную роль здесь играет изучение государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран, истории родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.(5, 106)
Формированию культуры межнационального общения способствует знакомство с произведе-ниями зарубежных авторов, раскрывающих историю и культуру стран, традиции и обычаи народов этих стран. Воспитание предполагает формирование у детей знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы в семье достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Использованные
Важная задача семейного
воспитания - обогащение детей знаниями,
развитие их мышления, а также чувств,
связанных с любовью и
Прежде всего нужно формировать у детей знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Именно это положение имел в виду Л.Н. Толстой, когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Об этом, только в иной форме, писал уже в наше время широко известный русский писатель Л.М. Леонов: «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь».
Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к произведениям известных писателей и поэтов, которые в змоционально-яркой форме выражали это чувство.
Представления и чувство привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Изучение родного края должно занимать важное место в семейном воспитании. Для этого используются экскурсии, туристические походы по родному краю и т.д.
Большой потенциал
для развития интеллектуально-эмоционального
компонента патриотизма и культуры
межнациональных отношений
Устойчивость и
степень зрелости нравственного
сознания достигается только тогда,
когда знания детей в области
патриотизма и культуры межнациональных
отношений будут эмоцио-нально пережиты
и приобретут форму глубоких личных взглядов
и убеждений.(21)
1.3
Воспитание патриота
в современной школе
Закончился XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции,
войны, массовые репрессии народов России со стороны государства,
непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы.
Об особенностях российского патриотизма писал известный прозаик В. Тендряков: "Все русское стало вдруг вызывать возвышению болезненную гордость... Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы – гвоздики "Норд" стали "Севером", французская булка превращается в московскую булку,Ленинграде исчезает улица Эдисона: « Ходили слухи, что один диссертант доказывал: Россия - родина слонов". Тендряков В. объясняет такие настроения, взгляды особой психологией победителей, которая была у советских людей в послевоенный период: невозможно одержать победу и не ощутить самодовольстве,не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты заслуживал? Для преодоления отрицательных последствий державного патриотизма необходимо национальное самосознание, которое является важнейшим шагом к принятию многообразия других культур.
В период перестройки и после распада СССР обрушилась другая крайность. В
сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое,иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного
достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма.(7,195)
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые считают, что учитель истории не должен заниматься воспитанием патриотизма, любви к «малой» в том числе. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
Считаю, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы.
Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:
1)необходимо
резко различать национальное
и националистическое
2)воспитание
патриотизма должно строиться
на конкретной исторической
необходимо активно использовать краеведческий материал;
3)необходима
целенаправленная работа по
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания в воспитательной системе.
В современной педагогической науке еще сохраняется интерес к разработке проблем патриотического воспитания в условиях изменений, произошедших и продолжающих происходить в российском обществе. Отражением этих изменений является появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов формирования патриотизма у различных категорий российских граждан, особенно молодежи .
Вместе с тем в формировании научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания используются далеко не все возможности. Лишь в незначительной степени задействован творческий потенциал деятелей науки РАН, РАМН, РАО и других научных, а также образовательных учреждений. Особенно недостаточно проводятся научные исследования по разработке путей повышения эффективности функционирования патриотического воспитания граждан, критериев и методик оценки результатов этой деятельности.(4, 89-94)
Проведенные исследования, в том числе научного, методического и прикладного характера, посвященные этой проблеме, все еще не привели к пониманию ее на концептуальном уровне как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период, например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др.
Большинство научных исследований сосредоточено
на изучении отдельных, причем не самых
важных аспектов определения и обоснования
критериев и оценки результатов работы
по патриотическому воспитанию, в то время
как рассмотрение их в целостном виде
осуществляется крайне редко, вследствие
чего до сих пор отсутствуют теоретические
основы этой проблемы. Соответственно,
не приходится рассчитывать на действенность
и эффективность патриотического воспитания,
которое выступает в качестве одного из
инструментов решения сложных и долговременных
социально-педагогических и иных позитивно-ориентированных
задач в отношении различных категорий
российских граждан.(23)
Основная проблема многих исследований,
разработок, даже официальных документов,
не говоря уже о различных подходах, позициях,
взглядах и представлениях при всем их
многообразии, заключается в том, что явно
недооцениваются, а нередко просто игнорируются,
роль и значение критериев для выявления
состояния, уровня и оценки конкретных
результатов работы по патриотическому
воспитанию, осуществляемой его различными
субъектами в различных условиях и сферах
деятельности, регионах, с различными
категориями граждан и т.д. Подтверждением
этого является существующая в настоящее
время государственная система оценки
и контроля результатов общего образования
и проблемы ее развития для анализа и оценки
результатов воспитания и его патриотического
компонента в образовательной сфере. Как
известно, именно в этой сфере традиционно
рассматривались и решались как на теоретическом,
методическом, так и на организационно-практическом
уровнях все вопросы, связанные не только
с осуществлением основных направлений
воспитания, но и с контролем за конкретными
достигнутыми результатами. Известно
также, что с конца 80-х годов эта деятельность
была свернута, а затем и вовсе сошла на
нет. За последнее время ситуация стала
несколько изменяться.