Воспитание патриотизма у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать и представить методы и приемы, используемые в процессе воспитания патриотизма младших школьников.


Задачи:
изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников;
выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ воспитания патриотизма у младших школьников………………………………………………………..6

1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…......6

1.2. Особенности воспитания патриотизма у младших школьников……….10

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19

2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... …..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................28

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Кормщикова КР..doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Тематика  данного мероприятия соответствует  возрастным (15 – 17 лет) и психологическим  возможностям учащихся, так как дети находятся перед выбором, самоопределением в жизни, осознанием своей жизненной позиции. 
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, а также в том, чтобы показать детям, как можно выразить отношение к гражданственности в стихах, песне, музыке, танце. Педагогическая ценность также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.

     Если  говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии, ток – шоу, пресс – конференции.

     Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: 2 команды – участницы, зрители, которые  задают вопросы гостям мероприятия  и участвуют в голосовании.

     Мероприятие «Я – гражданин России носит интегративный  характер. Оно охватывает материалы  по обществознанию, истории, литературе, музыке, художественно – прикладному  творчеству, хореографии. Использование  мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.

     Основная  цель: Создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся.

     Основные  задачи:

     1.Познавательная: Знакомство с понятием «гражданственность» как интегративном качестве личности, которое включает в себя и патриотизм, и уважение к государственной власти, и активную гражданскую позицию.

     2.Развивающая:Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

     3. Воспитательная: Основная задача вообще – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

     Оборудование.

     1) Наглядность: 

     1. Государственная символика с портретом Президента РФ.

     2. Коллажи, выстроенные в соответствии  с тематикой мероприятия: на  фоне образов людей – фотографии  родного города; символы власти, люди, которые имели к государственной власти непосредственное отношение; фотографии граждан России: дети, рабочие и т.д.

     3.Мультимедийная  презентация мероприятия: виды  родного города, государственная символика, граждане России

     2) Музыкальное оформление:

     1. Исполнение на фортепиано произведений П.И. Чайковского, Струве «Моя Россия», Мусоргского «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов», Д. Шостаковича

     3) Вспомогательный материал: Листы ватмана для составления командами проектов, маркеры, сигнальные карточки красного и синего цветов. 

     Предварительная работа.

     1. Проведение социологического опроса  среди учащихся 10 – 11 классов по теме мероприятия.

     2. Подбор стихотворений и музыкального оформления.

     3. Оказание помощи учащимся в  составлении вопросов.

     Предполагаемые результаты мероприятия.

     1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.

     2. Сформированность содержательной  направленности личности, ее отношения  к государству, государственной власти, обществу.

     3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.

     4. Сформированность навыков работы в команде.

     5. Развитие у учащихся умения  формулировать задачи и находить  пути их решения. 
 Данные методики позволяют сформировать у детей младшего школьного возраста чувство патриотизма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 

     В экспериментальной работе по воспитанию патриотизма младших школьников мы использовали следующие методики: «Моя родословная» «Мир дому моему», «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить», «Моя семья – моя Россия», Концерт «Многоликий мир искусств» и др. направленные на воспитание патриотизма у  младших школьников.

     Таким образом, сделаем вывод, что использование методики по воспитанию патриотизма у младших школьников, может повысить уровень воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Патриотическое  воспитание детей младшего школьного  возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия  на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств

     Мы  подобрали и выявили методики направленные на патриотическое воспитание младших школьников: «Мир дому моему», «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить», «Моя семья – моя Россия», концерт «Многоликий мир искусств» и др. которые позволяют эффективно сформировать такое качество, как патриотизм.

     В курсовой работе выявлено, что воспитание патриотизма у младших школьников - это одно из важнейших черт всесторонне развитой личности,

которая сможет вырастить поколение настоящих  патриотов, любящих свою Родину. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Агапова,И., Давыдова,М. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / Агапова,И., Давыдова,М // - М., Айрис-пресс, 2002 – с 224
  2. Алгазин,Д.А. Воспитание юных патриотов : пособие для учителей : из опыта работы [Текст]/ Д. А. Алгазин.- Москва : Просвещение, 1979. –с 127
  3. Алексеевна,М.Н. Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов : автореф. дис. канд. пед. наук. [Текст]/ Н. А. Мельникова ; науч. рук. М. В. Ретивых ; Брянский гос. ун-т.  - Брянск : [б. и.], 2003. – с 20
  4. Аронов,А.А. Воспитывать патриотов : книга для учителя [Текст]/ А. А. Аронов.  - Москва : Просвещение, 1989. - c 175
  5. Баранов,С.П. Педагогика.[Текст]/ Баранов,С.П. //«Просвещение». – М., 1997.
  6. Болдырев,Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Болдырев,Н.И.  // М.: Педагогика, 1979. - 224с.
  7. Валеев,Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: Прошлое и настоящее [Текст]./ Валеев,Д.Ж. //Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 256с.
  8. Выгодский,Л.С.    Нравственное  воспитание/  Пед.  Психология [Текст] / Выгодский,Л.С //  –М.,1991
  9. Гасанов,З.Т. Патриотическое воспитание граждан [Текст] /Гасанов,З.Т // - 2005 - №6 – с 59
  10. Гаязов,А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире[Текст] / Гаязов,А.С // М.: Наука, 2003. - 256с.
  11. Гершунский,Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. Учеб. пособие [Текст]/ Б.С.Гершунскийт // М.: Флинта: Наука, 2003. - 768с.
  12. Гершунский,Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Гершунский,Б.С. // Педагогика. 2002.
  13. Головин,С. Ю. Словарь практического психолога[Понятия] / Головин,С. Ю // 2001г с. 9
  14. Даль,В.И. Толковый словарь русского языка[Понятия] / Даль,В.И.  // Эксмо, 2010 г
  15. Дудьев,В.П.  Психологоматорика словарь—справочник[Понятия],2008
  16.   Ефремова,Г. Патриотическое воспитание школьников [Текст]// Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
  17. Кабалевский,Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.[Текст] М.: Педагогика, 1973.-260с.
  18. Маллаев,Д.М. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье[Текст] : монография / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, З. З. Гасанова ; Дагестан. гос. пед. ун-т.  - Москва : Академия, 2008. - 144 с.
  19. Педкасистый,П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.[] Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., Российское педагогическое агентство, 1995
  20. Подласый ,И.П.  Педагогика/кн.2./[Текст] «Владос». – М.,1999
  21. Поляков,Ю.М. Выращивать в себе талант любить Отечество[Текст]// Будущие хозяева России. - 1996. - №24. - С.40
  22. Попова,А.И. Воспитание патриота России[Текст] // Начальная школа. – 2007.
  23. Пряникова,В.Г. Подготовка студентов к патриотическому воспитанию школьников : межвузовский сборник научных трудов / редкол.:[Текст] С. Ф. Петрушкин, В. Г. Пряникова, А. Н. Прядехо [и др.] ; Смоленский гос. пед. ин-т.  - Смоленск : СГПИ, 1986. - 123 с.
  24. Рожков,М.И.Теория и методика воспитания : учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и психология" : доп. М-вом образования РФ[Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова.  - Москва : Владос-Пресс, 2004. - 384 с. : табл. - (Учебное пособие для вузов). - Библиогр. в конце глав.
  25. Савотина,Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования[Текст] // Педагогика. 2002. - №4. - С. 39-44.
  26. Ушинский,К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии[] Т 1--2, М, 1868-69
  27. Фарфоровский,В.Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание школьников / В. Ф. Фарфоровский.  - Киев : Радянська школа, 1978. - 151 с. - (Педагогическая библиотека). - Библиогр.: с. 145-149
  28. Фарфоровский,В.Ф.Военно-патриотическое воспитание школьников : во внеучебное время : пособие для учителей / В. Ф. Фарфоровский.  - Москва : Просвещение, 1981. - 128 с
  29. Хамитов,Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики[Текст]. Уфа: БашГПИ, 1999. - 85с.
  30. Шейерман,Р. Общечеловеческие ценности в образовании[Текст] // Педагогика. 1992. - №5,6. - С. 3-13.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 

     Мероприятия, с помощью которых можно воспитать патриотизм

  • классные часы, беседы о родном крае
  • сбор материалов и выступления о родном крае
  • экскурсии  выполнение простых проектных работ
  • введение уроков истории
  • конкурсы стихотворений, рисунков, сочинений
  • Знакомство с великими людьми области, науки и техники и их открытиями, изобретениями
  • Занятие конструированием и моделированием;
  • Проведение предметных Олимпиад и тематических праздников, игр по предметам
  • встречи с ветеранами войн, сбор материалов
  • коллективное чтение книг, их обсуждение
  • посещение музеев, выставок
  • изготовление сувениров, открыток, поделок
  • занятия в кружках и секциях
  • участие в Дне Здоровья
  • проведение спортивных соревнований
  • знакомство с чемпионами в области спорта

       Совместные мероприятия такие  как  «Мама - дочка», «Армейский альбом», «Семейная реликвия» сближают детей с родителями.  
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

     Ход мероприятия «Я – гражданин России»

     В исполнении учениц класса звучит песня «С чего начинается Родина?»

     Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемое жюри, гости! Сегодня мы поговорим с вами о гражданственности и попытаемся выяснить, что такое патриотизм, что нужно сделать, чтобы государственную власть уважали, какой он – Гражданин России. Но прежде чем начать наш разговор, разрешите мне представить наших гостей, которые будут оценивать конкурс. 
(Представление жюри)

     А теперь поприветствуем наши команды и зрителей, которые также будут принимать активное участие в конкурсе. По ходу конкурса жюри выставляет командам оценки по трехбалльной системе, а в конце конкурса подводит итоги. У зрителей – сигнальные карточки красного и синего цветов. В конце мероприятия с их помощью они отдадут предпочтение красному или синему столу, сдав определенную карточку в счетную комиссию.

     I блок.  Итак, все готово. Мы начинаем. (Ученица читает стихотворение на фоне музыкального произведения) «Отчизна моя» 
В этом имени столько нежности! 
И простора, И синевы. 
Молодой, озорной безгрешности, 
Не боящейся злой молвы.

Над землёй пролетают  птицы – 
Это имя твоё струится. 
Это имя твоё несется из-под ласкового крыла. 
Это девушка из колодца 
синевой его пролила. 
 
Ведущий: 
Сейчас наши команды получат задание. Из определённого набора слов они должны сочинить стихотворение о нашем родном городе. 
(Командам были предоставлены следующие слова: и, плывут, вечность, две, над, издалека, горы, сторожей, облака, Кыштымом, по, стоят, вольную, плывут, и, соседству.) 
(Командам дается 5 минут на подготовку.) 
Ведущий:

 Предоставим слово командам. 
(Представители команд зачитывают свои варианты стихотворений.) 
Ведущий: 
Спасибо, командам. А я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения М. Аношкина, кыштымского поэта и писателя. Командам были даны слова именно из этого стихотворения. Уважаемое жюри, определите, кто был ближе к оригиналу. 
«Облака» ( М. Аношкин) 
Две горы по соседству стоят, 
Вечность вольную сторожат, 
И плывут, и плывут облака  
Над Кыштымом издалека. 
Ведущий:

 Симонид Кеосский  сказал: «Для полного счастья  необходимо иметь славное Отечество» 
II блок. (Ученица читает стихотворение на фоне музыкального произведения) Россия– Родина моя (Д. Пенцов) 
 
Россия – Родина моя, 
Смотрю вокруг и что я вижу: 
Кругом бескрайние поля 
И снег лежит на нашей крыше. 
 
Российский снег, он словно пух 
Ложится прямо на ресницы. 
Россия без зимы - ничто 
И жаль, что улетают птицы. 
 
Зимой неслышен соловей, 
Ах, как поет он ночью летом! 
И нет нигде таких берез. 
Березы... Вся Россия в этом. 
 
Когда расстанусь с детством я, 
Объеду я дорог не мало. 
Россия – Родина моя! 
Хочу, чтоб ты сильнее стала! 
 
И чем смогу, я помогу: 
Цвести полям, расти деревьям. 
Российский дух поднять смогу, 
Чтоб гордость за него 
досталась нашим детям. 
Ведущий: Гражданственность – это отношение человека к политике государства, в котором он живёт, правильная оценка событий внутри страны и на международной арене, это уважение и доверие к государственной власти. 
Ведущий: 
А мне бы хотелось закончить этот блок следующим высказыванием: 
«Не может сын глядеть спокойно 
На горе матери родной 
Не будет гражданин достойный 
К Отчизне холоден душой» 
III блок. (Ученик читает стихотворение на фоне музыкального произведения) 
Молодость! Возьми с собой в дорогу 
Самую заветную мечту; 
За людей душевную тревогу, 
Сердца жар и мыслей красоту, 
Мудрость чувства, 
Стойкость в бурях жизни, 
Мужество во всём и до конца,  
Верность другу, 
Преданность отчизне, 
Имя гражданина и борца. 
Ведущий: 
Гражданственность – это чувство собственного достоинства, дисциплинированность, высокое сознание гражданского долга, нетерпимость к нарушениям общественного порядка, принципиальность, честность, правдивость. То есть здесь мы можем рассматривать отношение к себе, как гражданину России. 
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. 
Ведущий:  
В. Гюго сказал: «Я люблю быть популярным – это счастье, но я хочу быть полезным – это долг». Итак, сегодня вы проявили себя настоящими гражданами своей страны. Команды защищали проекты, зрители задавали вопросы. Никто из участников не остался равнодушным. Все, так или иначе, высказали и продемонстрировали свою гражданскую позицию. И мы с гордостью можем сказать: «Я – гражданин России». 
(Зрители сдают свои сигнальные карточки счетной комиссии, а жюри подсчитывает баллы) 
Ведущий: 
Закончить наш праздник мне бы хотелось на высокой патриотической ноте и очень символично. Танцевальный коллектив исполнит танец «Триколор» на мотив песни «Гляжу в озёра синие…» 
(Жюри вручает дипломы командам и зрителям) 
Ведущий:  
И подвести итог нашему конкурсу мне хочется следующими словами: 
Результат не стоит долго ждать
Наш патриотизм - итог дерзанью
Мы готовы Родине отдать  
Силу духа, мужество и знанье!

Информация о работе Воспитание патриотизма у младших школьников