Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования: охарактеризовать и представить методы и приемы, используемые в процессе воспитания патриотизма младших школьников.
Задачи:
изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников;
выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ воспитания патриотизма у младших школьников………………………………………………………..6
1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…......6
1.2. Особенности воспитания патриотизма у младших школьников……….10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19
2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... …..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................28
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................31
Тематика
данного мероприятия
Педагогическая ценность данного мероприятия
заключается в формировании отношения
к таким понятиям как патриотизм, гражданский
долг, гражданская позиция, а также в том,
чтобы показать детям, как можно выразить
отношение к гражданственности в стихах,
песне, музыке, танце. Педагогическая ценность
также в том, что дети получили возможность
высказать свою точку зрения по данной
проблеме, проявить свои творческие способности,
задать вопросы.
Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии, ток – шоу, пресс – конференции.
Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: 2 команды – участницы, зрители, которые задают вопросы гостям мероприятия и участвуют в голосовании.
Мероприятие «Я – гражданин России носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе, музыке, художественно – прикладному творчеству, хореографии. Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
Основная цель: Создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся.
Основные задачи:
1.Познавательная: Знакомство с понятием «гражданственность» как интегративном качестве личности, которое включает в себя и патриотизм, и уважение к государственной власти, и активную гражданскую позицию.
2.Развивающая:Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
3. Воспитательная: Основная задача вообще – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.
Оборудование.
1) Наглядность:
1. Государственная символика с портретом Президента РФ.
2.
Коллажи, выстроенные в
3.Мультимедийная презентация мероприятия: виды родного города, государственная символика, граждане России
2) Музыкальное оформление:
1. Исполнение на фортепиано произведений П.И. Чайковского, Струве «Моя Россия», Мусоргского «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов», Д. Шостаковича
3)
Вспомогательный материал: Листы ватмана
для составления командами проектов, маркеры,
сигнальные карточки красного и синего
цветов.
Предварительная работа.
1.
Проведение социологического
2. Подбор стихотворений и музыкального оформления.
3. Оказание помощи учащимся в составлении вопросов.
Предполагаемые результаты мероприятия.
1.
Понимание учащимися
2.
Сформированность
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
4. Сформированность навыков работы в команде.
5.
Развитие у учащихся умения
формулировать задачи и
Данные методики позволяют сформировать
у детей младшего школьного возраста чувство
патриотизма.
ВЫВОДЫ
ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В экспериментальной работе по воспитанию патриотизма младших школьников мы использовали следующие методики: «Моя родословная» «Мир дому моему», «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить», «Моя семья – моя Россия», Концерт «Многоликий мир искусств» и др. направленные на воспитание патриотизма у младших школьников.
Таким
образом, сделаем вывод, что использование
методики по воспитанию патриотизма у
младших школьников, может повысить уровень
воспитания у детей познавательного интереса
к родному краю, к своей стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое
воспитание детей младшего школьного
возраста – это целенаправленный
процесс педагогического
Мы подобрали и выявили методики направленные на патриотическое воспитание младших школьников: «Мир дому моему», «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить», «Моя семья – моя Россия», концерт «Многоликий мир искусств» и др. которые позволяют эффективно сформировать такое качество, как патриотизм.
В курсовой работе выявлено, что воспитание патриотизма у младших школьников - это одно из важнейших черт всесторонне развитой личности,
которая сможет
вырастить поколение настоящих
патриотов, любящих свою Родину.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Мероприятия, с помощью которых можно воспитать патриотизм
Совместные мероприятия такие
как «Мама - дочка», «Армейский альбом»,
«Семейная реликвия» сближают детей с
родителями.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ход мероприятия «Я – гражданин России»
В исполнении учениц класса звучит песня «С чего начинается Родина?»
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемое
жюри, гости! Сегодня мы поговорим с вами
о гражданственности и попытаемся выяснить,
что такое патриотизм, что нужно сделать,
чтобы государственную власть уважали,
какой он – Гражданин России. Но прежде
чем начать наш разговор, разрешите мне
представить наших гостей, которые будут
оценивать конкурс.
(Представление жюри)
А теперь поприветствуем наши команды и зрителей, которые также будут принимать активное участие в конкурсе. По ходу конкурса жюри выставляет командам оценки по трехбалльной системе, а в конце конкурса подводит итоги. У зрителей – сигнальные карточки красного и синего цветов. В конце мероприятия с их помощью они отдадут предпочтение красному или синему столу, сдав определенную карточку в счетную комиссию.
I
блок. Итак, все готово. Мы начинаем.
(Ученица читает стихотворение на фоне
музыкального произведения) «Отчизна
моя»
В этом имени столько нежности!
И простора, И синевы.
Молодой, озорной безгрешности,
Не боящейся злой молвы.
Над землёй пролетают
птицы –
Это имя твоё струится.
Это имя твоё несется из-под ласкового
крыла.
Это девушка из колодца
синевой его пролила.
Ведущий:
Сейчас наши команды получат задание.
Из определённого набора слов они должны
сочинить стихотворение о нашем родном
городе.
(Командам были предоставлены следующие
слова: и, плывут, вечность, две, над, издалека,
горы, сторожей, облака, Кыштымом, по, стоят,
вольную, плывут, и, соседству.)
(Командам дается 5 минут на подготовку.)
Ведущий:
Предоставим
слово командам.
(Представители команд зачитывают свои
варианты стихотворений.)
Ведущий:
Спасибо, командам. А я хочу зачитать вам
отрывок из стихотворения М. Аношкина,
кыштымского поэта и писателя. Командам
были даны слова именно из этого стихотворения.
Уважаемое жюри, определите, кто был ближе
к оригиналу.
«Облака» ( М. Аношкин)
Две горы по соседству стоят,
Вечность вольную сторожат,
И плывут, и плывут облака
Над Кыштымом издалека.
Ведущий:
Симонид Кеосский
сказал: «Для полного счастья
необходимо иметь славное
II блок. (Ученица читает стихотворение
на фоне музыкального произведения) Россия–
Родина моя (Д. Пенцов)
Россия – Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы - ничто
И жаль, что улетают птицы.
Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы... Вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия – Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Российский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
досталась нашим детям.
Ведущий: Гражданственность – это отношение
человека к политике государства, в котором
он живёт, правильная оценка событий внутри
страны и на международной арене, это уважение
и доверие к государственной власти.
Ведущий:
А мне бы хотелось закончить этот блок
следующим высказыванием:
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
III блок. (Ученик читает стихотворение
на фоне музыкального произведения)
Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту;
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всём и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.
Ведущий:
Гражданственность – это чувство собственного
достоинства, дисциплинированность, высокое
сознание гражданского долга, нетерпимость
к нарушениям общественного порядка, принципиальность,
честность, правдивость. То есть здесь
мы можем рассматривать отношение к себе,
как гражданину России.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей
стране? Это человек, имеющий права и обязанности,
соблюдающий закон и отвечающий за свои
поступки. Каждый человек общества должен
иметь свою гражданскую позицию. А гражданская
позиция невозможна без политической,
нравственной и правовой культуры.
Ведущий:
В. Гюго сказал: «Я люблю быть популярным
– это счастье, но я хочу быть полезным
– это долг». Итак, сегодня вы проявили
себя настоящими гражданами своей страны.
Команды защищали проекты, зрители задавали
вопросы. Никто из участников не остался
равнодушным. Все, так или иначе, высказали
и продемонстрировали свою гражданскую
позицию. И мы с гордостью можем сказать:
«Я – гражданин России».
(Зрители сдают свои сигнальные карточки
счетной комиссии, а жюри подсчитывает
баллы)
Ведущий:
Закончить наш праздник мне бы хотелось
на высокой патриотической ноте и очень
символично. Танцевальный коллектив исполнит
танец «Триколор» на мотив песни «Гляжу
в озёра синие…»
(Жюри вручает дипломы командам и зрителям)
Ведущий:
И подвести итог нашему конкурсу мне хочется
следующими словами:
Результат не стоит
долго ждать,
Наш патриотизм - итог
дерзанью,
Мы готовы Родине отдать
Силу духа, мужество
и знанье!
Информация о работе Воспитание патриотизма у младших школьников