Воспитание патриотизма у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать и представить методы и приемы, используемые в процессе воспитания патриотизма младших школьников.


Задачи:
изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников;
выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ воспитания патриотизма у младших школьников………………………………………………………..6

1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…......6

1.2. Особенности воспитания патриотизма у младших школьников……….10

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19

2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... …..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................28

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Кормщикова КР..doc

— 164.00 Кб (Скачать)

           Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет  и  развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей  тот  или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой  другой  территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими  согражданами- патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а  это  могут  быть  только сограждане-неопатриоты с низким уровнем или дефектами сознания,  или  вообще враги Родины. В этой связи  очень  легко  понять,  насколько  не  патриотами являются у нас  те,  кто  сеет  вокруг  вражду  к  своим  соотечественникам, угнетает  своих  сограждан,  сквернословит,  мусорит,  отравляет  окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или  вражда  с соседом, нападки членов одной партии на  членов  другой,  болельщиков  одной футбольной  команды   на   болельщиков   другой,   алкоголизм,   наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство -  все  это  элементы проявления различных форм неопатриотизма в России.

              Как патриотизм, так и  неопатриотизм   могут  быть  индивидуальным, групповым   и  массовым.  Поэтому  разъяснение   его   основ,   патриотическое  воспитание и всестороннее просвещение  множат число патриотов и углубляют   их здоровое чувство патриотизма, в то время  как  невоспитанность,  невежество, уход  от  действительности,  мещанско-обывательская  отрешенность,  алко -  и наркозависимость,  разного  рода   многочисленные   психические   и   прочие  отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

          Патриотизм либо есть в той   или  иной  степени,  либо  его  нет  вовсе. Патриотизм  сокровенное   чувство,   находящееся   глубоко   в   душе (подсознании). О  патриотизме  судят   не  по  словам,  а  по  делам   каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя  так  называет,  а  тот,  кого  будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.  Таким  образом, настоящим (идеальным) патриотом можно  считать  только  человека,  постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье,  хорошо  воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего  своих предков, растящего и  воспитывающего  в  лучших  традициях  своих  потомков, содержащего в надлежащем состоянии  свое  жилище  (квартиру,  подъезд,  дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни  и  культуру  поведения, работающего  во  благо  своего  Отечества,   участвующего   в   общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации,  т.е.  направленных на  объединение  сограждан  в  целях  достижения  патриотических   целей   и совместного выполнения патриотических задач той или иной  степени  сложности и важности  по  обустройству  и  развитию  своей  Родины,  по  оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

     Патриотическое  воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая  сможет вырастить поколение настоящих  патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое  возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

     В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее  много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.[3] 

1.2 Особенности воспитания  патриотизма у  младших школьников

     Проблема  воспитания является предметом всестороннего педагогического анализа большого количества ученых: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, И.П. Павлов, Л.Н.Толстой и др. Социально-экономические перемены в стране вызвали появление новых по содержанию концептуальных подходов к воспитанию детей и молодежи (И.А.Зимняя, Б.Т.Лихачев, Л.Е. Никитина, М.И.Рожков, и другие.

     В последние годы опубликованы теоретические  и практико-ориентированные материалы  по проблеме воспитания; «Полифункциональная  структура воспитательного процесса в системе образования» Л.Е. Никитиной и И.А.Липского, «Воспитание - проблема современного образования в России» И.А.Зимней» Б.К Боденко ; «Новое воспитание» Н.Е. Щурковой ; «Теоретические основы воспитательного процесса» М.И.Рожкова, Л.В. Байбородовой; «Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика» Е.А. Ямбурга; «Теория воспитания: фило-софско-антропологический подход» Л.М.Лузиной и другие.

     Инновационные подходы к воспитанию реализуются  в конкретном опыте целого ряда образовательных  учреждений, например, школы В.А. Ка-раковского, Центра образования Е.А. Ямбурга и др.; ряда общественных организаций: «Детские и молодежные социальные инициативы», «Новая цивилизация», «Ассоциация юных лидеров», «Российский союз молодежи» и др.

     Воспитание  — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова.[14]

     Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Воспитание по З. Фрейду

     В 1982 г, в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:

     а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности  людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

     б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным  образом для на учения и учебы;

     в) общее развитие, получаемое индивидом  через на учение и учебу.[28]

     Н.А.Зимняя рассматривает воспитание как целенаправленное, непосредственное или опосредствованное, прямое пли косвенное социально - позитивное воздействие на личность посредством создания условий для ее самоактуализации в процессе социализации и социального взаимодействия .

     В работах А.В. Мудрика воспитание рассматривается как конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессио-нальными и социально-культурными особенностями. С этих позиций воспитание (как относительно социально-контролируемая социализация) автономизируется от исторически первичной стихийной социализации, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е. оформляется в специфический социальный институт, ведущую роль в котором играет система образования .

     Б.Х. Лихачев воспитание связывает с  достижением цели-идеала как представления, ожидания общества, образа идеального (для конкретных условий общественного развития) человека — носителя общечеловеческих норм морали, высоких духовных ценностей. «В качестве цели-идеала всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных, сил человеческой личности, ее возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация, бесконечное совершенствование человека».

     М.И. Рожков выделяет четыре основных общих для многих определений признаков воспитания: «целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком социальных ролей».

     В последние годы предпринимались попытки поставить под сомнение ценность и необходимость воспитания. Противники воспитания рассматривают его как насилие над личностью, как субъективный процесс, в котором никто достоверно не знает, к чему надо стремиться в воспитании личности. Ошибочность данного утверждения подчеркивает тот факт, что воспитание определенных личностных качеств (ответственность, инициативность, целеустремленность и т.п.) продиктовано в первую очередь интересами самой формирующейся личности, ибо с достижением этих целей воспитания и соответствующим развитием личности связаны успешность социальной адаптации человека и прогрессивное развитие общества и государства.

     В настоящем исследовании воспитание рассматривается как составная  часть образования (наравне с обучением и развитием), являющаяся относительно осмысленным и целенаправленным, ограниченным местом и временем взращиванием человека в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. В основе воспитания - социальное действие, сознательно ориентированное на программированное ответное поведение партнеров.

     Система образования, целенаправленно создаваемая  обществом и государством, представляет собой одну из подсистем, обеспечивающих общество «человеческим капиталом», необходимым для эффективного функционирования и развития культуры экономики, социальной структуры в целом, В свою очередь воспитание, осуществляемое в системе образования, также можно рассматривать как один из сегментов процесса становления человека на протяжении его жизни под влиянием многочисленных обстоятельств и во взаимодействии с различными социальными институтами, структурами, организациями.

     В научно-педагогической теории процесс  воспитания рассматривается с различных  позиций: как социальное явление, ценность, социальный институт, пространство, система, процесс, деятельность, взаимодействие и др.

     Воспитание  как конкретно-историческое социальное явление предполагает формирование и учет требований общества и государства  к молодому поколению (иными словами, общественно-государственный социальный заказ).

     Воспитание  как ценность, с одной стороны, зависит, а с другой — определяет готовность общества и государства  уделять ему большее или меньшее  внимание, выделять большие или меньшие  ресурсы на его развитие. С этим же связана и мера подготовленности общественных и государственных институтов к выдвижению и формулированию задач воспитания, к поискам и реализации эффективных путей их решения.

     Процесс воспитания - конкретно-историческое явление, связанное с социально-экономическими, политическими, культурными, этноконфессио-нальными условиями. Воспитание как социальный институт - исторически сложившаяся форма государственно-общественного взаимодействия по совместному использованию государственными и общественными институтами духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для планомерного создания условий удовлетворения личностных, общественных и государственных потребностей в воспитании востребованных типов личности. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания, что отражается как в деятельности отдельных типов воспитательных организаций, так и в социальном поведении конкретных людей. В то же время деятельность государственных и общественных воспитательных институтов оказывает обратное влияние на государственную политику в сфере воспитания.[3]

     Патриотическое  воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

     Патриотическое  воспитание детей младшего школьного  возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия  на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

     Патриотическое  воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

     В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее  много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Информация о работе Воспитание патриотизма у младших школьников