Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования: охарактеризовать и представить методы и приемы, используемые в процессе воспитания патриотизма младших школьников.
Задачи:
изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников;
выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ воспитания патриотизма у младших школьников………………………………………………………..6
1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…......6
1.2. Особенности воспитания патриотизма у младших школьников……….10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19
2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... …..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................28
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................31
Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами- патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-неопатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм неопатриотизма в России.
Как патриотизм, так и неопатриотизм
могут быть индивидуальным, групповым
и массовым. Поэтому разъяснение
его основ, патриотическое
воспитание и всестороннее
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
В
современном понимании
1.2 Особенности воспитания патриотизма у младших школьников
Проблема воспитания является предметом всестороннего педагогического анализа большого количества ученых: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, И.П. Павлов, Л.Н.Толстой и др. Социально-экономические перемены в стране вызвали появление новых по содержанию концептуальных подходов к воспитанию детей и молодежи (И.А.Зимняя, Б.Т.Лихачев, Л.Е. Никитина, М.И.Рожков, и другие.
В
последние годы опубликованы теоретические
и практико-ориентированные
Инновационные подходы к воспитанию реализуются в конкретном опыте целого ряда образовательных учреждений, например, школы В.А. Ка-раковского, Центра образования Е.А. Ямбурга и др.; ряда общественных организаций: «Детские и молодежные социальные инициативы», «Новая цивилизация», «Ассоциация юных лидеров», «Российский союз молодежи» и др.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова.[14]
Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Воспитание по З. Фрейду
В 1982 г, в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:
а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;
б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для на учения и учебы;
в) общее развитие, получаемое индивидом через на учение и учебу.[28]
Н.А.Зимняя рассматривает воспитание как целенаправленное, непосредственное или опосредствованное, прямое пли косвенное социально - позитивное воздействие на личность посредством создания условий для ее самоактуализации в процессе социализации и социального взаимодействия .
В работах А.В. Мудрика воспитание рассматривается как конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессио-нальными и социально-культурными особенностями. С этих позиций воспитание (как относительно социально-контролируемая социализация) автономизируется от исторически первичной стихийной социализации, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е. оформляется в специфический социальный институт, ведущую роль в котором играет система образования .
Б.Х. Лихачев воспитание связывает с достижением цели-идеала как представления, ожидания общества, образа идеального (для конкретных условий общественного развития) человека — носителя общечеловеческих норм морали, высоких духовных ценностей. «В качестве цели-идеала всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных, сил человеческой личности, ее возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация, бесконечное совершенствование человека».
М.И. Рожков выделяет четыре основных общих для многих определений признаков воспитания: «целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком социальных ролей».
В последние годы предпринимались попытки поставить под сомнение ценность и необходимость воспитания. Противники воспитания рассматривают его как насилие над личностью, как субъективный процесс, в котором никто достоверно не знает, к чему надо стремиться в воспитании личности. Ошибочность данного утверждения подчеркивает тот факт, что воспитание определенных личностных качеств (ответственность, инициативность, целеустремленность и т.п.) продиктовано в первую очередь интересами самой формирующейся личности, ибо с достижением этих целей воспитания и соответствующим развитием личности связаны успешность социальной адаптации человека и прогрессивное развитие общества и государства.
В настоящем исследовании воспитание рассматривается как составная часть образования (наравне с обучением и развитием), являющаяся относительно осмысленным и целенаправленным, ограниченным местом и временем взращиванием человека в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. В основе воспитания - социальное действие, сознательно ориентированное на программированное ответное поведение партнеров.
Система образования, целенаправленно создаваемая обществом и государством, представляет собой одну из подсистем, обеспечивающих общество «человеческим капиталом», необходимым для эффективного функционирования и развития культуры экономики, социальной структуры в целом, В свою очередь воспитание, осуществляемое в системе образования, также можно рассматривать как один из сегментов процесса становления человека на протяжении его жизни под влиянием многочисленных обстоятельств и во взаимодействии с различными социальными институтами, структурами, организациями.
В научно-педагогической теории процесс воспитания рассматривается с различных позиций: как социальное явление, ценность, социальный институт, пространство, система, процесс, деятельность, взаимодействие и др.
Воспитание как конкретно-историческое социальное явление предполагает формирование и учет требований общества и государства к молодому поколению (иными словами, общественно-государственный социальный заказ).
Воспитание
как ценность, с одной стороны,
зависит, а с другой — определяет
готовность общества и государства
уделять ему большее или
Процесс
воспитания - конкретно-историческое явление,
связанное с социально-
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое
воспитание детей младшего школьного
возраста – это целенаправленный
процесс педагогического
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
В
современном понимании
Информация о работе Воспитание патриотизма у младших школьников