Воспитание патриотизма у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать и представить методы и приемы, используемые в процессе воспитания патриотизма младших школьников.


Задачи:
изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников;
выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ воспитания патриотизма у младших школьников………………………………………………………..6

1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…......6

1.2. Особенности воспитания патриотизма у младших школьников……….10

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19

2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... …..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................28

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Кормщикова КР..doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Патриотическое  воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические  особенности детей. Конечно, психологические  особенности - это не догма и у  каждого ребенка будет своя степень  зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

     Основной  упор в воспитательном процессе младших  школьников делается на следующие психологические особенности этого возраста:

     Первое - их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время  сидеть неподвижно и в огромном желании  участвовать в подвижных играх  и действиях. Смотры строя и песни, игра "Зарница", туристические  походы, разнообразные спортивные соревнования, посвященные великому Дню Победы и многое другое - все это строится и держится на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым!

     Дети - это губка, впитывающая все новое, они просто ни дня жить не могут без новых ощущений и эмоций, запоминают их, воспроизводят, по нескольку раз пересказывая события прошедшего дня - это потребность в новых впечатлениях от каждого прожитого дня. Пригласите на классный час ветеранов войны, ведь их так мало осталось - защитников, настоящих воинов, которые грудью защитили страну в страшные годы Великой Отечественной войны, с их личными, дорогими сердцу военными. Соберите бабушек и дедушек, чтобы они поделились своим прошлым, свои опытом, и Вы увидите горящие детские глаза и неподдельный интерес.

     А с каким энтузиазмом младшие  школьники знакомятся с военной  техникой, учатся вязать сложные морские  узлы и наперебой отгадывать задания  викторин! Все это можно и нужно  использовать для воспитания из них  настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Подобрать интересные вопросы на викторину, подготовить яркую красочную компьютерную презентацию о родном крае с мультимедийными эффектами, даже создать свой небольшой видеоролик, привлекая родителей и старших школьников - вот те средства воздействия, при помощи которых можно донести каждому маленькому человечку силу красоты родной земли.

     Родной  край, картины природы: горы и степи, озера и моря, мегаполисы и маленькие  населенные пункты таят в своей истории множество открытий.

     Сколько разнообразных легенд и сказаний, песен и стихов о родном, любимом  крае можно рассказать детям! Любовь к природе, бережное отношение к  богатствам ее, к каждому колоску  и деревцу, поход в краеведческий  музей и собирание коллекции минералов и камней, гербарии, также поможет воспитать в детях гордость за свою страну.

     Патриотическое  воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

     Воспитание  — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

  Патриотизм  - нравственный и политический принцип, социальное чувство,  содержанием которого является любовь к  отечеству,  преданность  ему,  гордость  за  его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины.

     Патриотическое  воспитание детей младшего школьного  возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия  на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

     Таким образом, разделяя точку зрения с  Поповой А.И при реализации патриотического воспитания младших школьников необходимо использовать методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств; формированию у воспитанников собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору примеров и образцов гражданской деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у  младших школьников

2.1 Методики  воспитания патриотизма у младших школьников 

     Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание  своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и  в нераздельной сопричастности с его природой[4,81].

     Учителя, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому

прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству

     Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные

ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа осуществлялась на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

     На  уроках звучат произведения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о России, о Вятском крае. Затем углубляется и расширяется работа по русской тематике. Учащиеся встречаются с народными мастерами. Уроки проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включается больше исторического материала. Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа( ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями) рассказывается о древних русских городах, о своем родном городе . Во внеурочное время проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки» или «Русский лес» Съездить на экскурсии по городу, в музеи, мастерских городов [23, c 147].

     Представим  конкретные методики патриотического  воспитания младших школьников.

     1класс  - «Моя родословная» 

     Задачи:

     1. Пробуждение и укрепление родственных  чувств и отношений к родителям,  братьям и сестрам, старшим  и младшим членам семьи. к  близким людям. 

     2. Формирование у воспитанников  и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

     3. Формировать представление о  природном и социальном окружении  человека, умение вести себя в  ней в соответствии с общечеловеческими  нормами.

     Содержание  программного материала: что мы знаем  и не знаем о том откуда я, и  где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий  своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

     2 класс – «Мир дому моему»

     Задачи:

     1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

     2. Развитие творческой активности.

     3. Вырабатывать привычку вести  себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

     Содержание  программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в  истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.

     3 класс – «Пусть  не померкнет никогда  веков связующая  нить» 

     Задачи:

     1. Воспитание любви к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;

     2. Развитие творческой активности.

     3. Формирование у воспитанников  и их родителей интереса к  изучению истории своей семьи. 

     Содержание  программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной  семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.

     4 класс – «Моя  семья – моя  Россия» 

     Задачи:

     1. Утверждение национально – патриотических  ценностей, привитие чувств уважения  и любви к культуре, природе, истории России, Самарской области, традициям и обычаям народов России.

     2. Воспитание толерантности по  отношению к людям других национальностей,  политических взглядов и убеждений. 

     3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

     4. Привитие молодому поколению  нравственного иммунитета против  низкопробной культуры, захлестнувшей  нашу страну.[4, c 25 ]

     Концерт «Многоликий мир  искусств».

     Цель:

         1.      Сформировать  у   школьников  гуманизм  в  отношении   других

народов.

         2.      Вызвать интерес  к культуре и творчеству разных  стран.

    3.   Показать положительное влияние  различных иностранных  течений,

 на формирование  нашей культуры.

     Праздник, посвященный дню  Победы.

     Цели:

      1.Воспитание любви к Родине.

      2.Уважение памяти павших  за  их  мужество  и  стойкость   в  борьбе  против фашизма.

      3.Показать массовый героизм собственного  народа, включая детей.

     задачи:

        1.  Необходимо  резко   различать   национальное   и   националистическое воспитание.

        2. Воспитание патриотизма должно  строиться  на  конкретной  исторической

        почве, необходимо активно использовать краеведческий  материал, Традиции и культурные ценности.

        3. Особое внимание стоит уделить  политической грамотности учащихся, очень

        важно научить их свободно  разбираться в огромном потоке  существующих ныне партий и течений.

     4.Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического  воспитания,  так  как  низкая   политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство",  не  могут   способствовать   формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

         5.   Эстетического воспитания,  а в частности формирование  «чувства прекрасного»,  должно  быть   неразрывно   связано   с   гражданскими   и патриотическими основами воспитания.

     Мероприятие «Я – гражданин России»

     Воспитание  гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе. Важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией. 
Мероприятие «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.

Информация о работе Воспитание патриотизма у младших школьников