Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.
Задачи:
1) Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по воспитанию
нравственных качеств у детей дошкольного возраста 6
1.2 Сущность и значение воспитания нравственных качеств у детей
1.3 дошкольного возраста 11
2. ОПЫТНА-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИ-ТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗ-РАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 17
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей
дошкольного возраста 17
2.2 Формирование нравственны качеств посредствам подвижных игр 20
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая нравственность.docx

— 59.72 Кб (Скачать)

     В контрольной части эксперимента принимали участие дети экспериментальной и контрольной групп.

     Динамику  проведенной работы мы проделали в ходе наблюдения за поведением детей в повседневной игровой деятельности в естественных условиях, придерживаясь критериев, аналогичных констатирующему эксперименту, а именно:

  1. Сформированность у детей таких нравственных качеств как скромность, трудолюбие, заботливость, терпение, честность, доброта, ответственность за свои действия, готовность прийти на помощь.
  2. Сформированность чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях.

    За  каждое сформированное качество засчитывается 1 балл.

    Низкий  уровень –1-3 балла;

    Средний уровень –4-7 баллов;

    Высокий уровень – 8-9 баллов.

     Результаты  контрольного эксперимента зафиксированы  в таблице 2.

     Таблица 2.

     Изучение  уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного  возраста после проведения формирующего эксперимента

Уровень сформированности нравственных качеств Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Низкий 6 детей

(60 %)

2 ребенка

(16 %)

Средний 2 ребенка

(20 %)

3 ребенка

(30 %)

Высокий 2 ребенка 

(20 %)

5 детей

(54 %)

     Источник. собственная разработка.

     Итак, как мы видим, в экспериментальной  группе произошло изменение показателей: низкий уровень снизился с 50 % до 16 %, высокий вырос с 20 % до 54 %, на среднем уровне динамика не отмечена.

     Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что проведенная нами работа по использованию определенных сюжетно-ролевых  игр стимулирует у детей старшего дошкольного возраста формирование нравственных качеств.

     Вывод по главе 2: Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. Планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения и нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.

     Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я.Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Подводя итоги проделанной нами работы, мы пришли к следующим выводам:

       1. Актуальность проблем, связанных  с нравственным воспитанием подрастающего  поколения, бесспорна сегодня  и в педагогике, и в воспитании, и в реальной жизни. Воспитание нового человека, уровень развития сознания которого соответствует современным требованиям – одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом.

       2. Главная задача нравственного  воспитания – сформировать у  ребенка нравственные стремления, потребности, мотивы поведения. Без этого знание нравственных норм остается формальным. Овладение знаниями и умениями способствует формированию нравственных качеств.

       3. Нравственное воспитание – целенаправленный  процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

       4. Глубочайшее своеобразие процесса  нравственного воспитания состоит в том, что он органически вплетен в повседневную детскую жизнь, его нельзя организовать как особую деятельность детей, его нельзя выделить в особый акт и регламентировать подобно занятиям. Нравственно воспитать ребенка в детском саду – значит соответствующим образом организовать весь строй его жизни.

       5. Нравственные качества детей  старшего дошкольного возраста  особенно эффективно формируются посредством подвижных игр. В педагогической науке подвижные игры формируются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка и одно из условий развития его культуры. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

       6. Мы провели экспериментальную  работу и на его констатирующем, формирующем и контрольном этапе  получили следующие данные:

     Результаты  проведенной диагностики сформированности нравственных качеств у детей  старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования свидетельствуют  о том, что о многих нравственных качествах дети имеют достаточное  представление, но у многих эти самые  качества несформированны.  Это говорит о необходимости проведения работы, направленной на формирование нравственных качеств в данной группе детского сада.

     Повышение сформированности нравственных качеств  у детей старшего дошкольного  возраста мы проводили на формирующем  этапе эксперимента с помощью  подвижных игр:

     Контрольный эксперимент показал, что в экспериментальной группе произошло изменение показателей: низкий уровень снизился с 50 % до 16 %, высокий вырос с 20 % до 54 %, на среднем уровне динамика не отмечена.

       Таким образом, мы пришли к выводу, что  созданные педагогические условия, правильно подобранные подвижные  игры способствуют формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамова  Г. Возрастная психология: Учебное пособие  для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010.       
  1. Архангельский, Л. М. Роль и место нравственного  воспитания в системе формирования нового человека. - /Вопросы философии/, 2006, № 2.
  1. Ашиков  В. Дошкольное воспитание в новом  веке //Дошкольное воспитание. 2010. №1. С.8-11
  1. Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М. 2007.
  1. Болотина  Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. средн. пед. учеб. завед. - 2-е изд. - М: Академия, 2008.                  
  1.  Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя  детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвящение, 2008.-160с.: ил.
  1. Борисова, Н. О. О нравственном воспитании дошкольников. - /Дошкольное воспитание/, 2009. №4., 9—12с.
  1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 2006. -143с. 
  1. Воспитание  и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова и др.; Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 2007. - 224с.
  1.  Детство:  программа развития и воспитания  детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и  др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.                  
  1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего  возраста под ред. Е. И. Радиной, издательство „Просвещение" М. 2010.
  1. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности /Отв. ред. Т. А.Кузьмин. М., 2008.
  1. Дошкольная  педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 2008. - 415с.  
  1. Дошкольный  возраст, период становления нравственной основы личности. -http://www.7im.ru/13.php 
  1.  Дружные  ребята: воспитание гуманных чувств  и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2007. - 141с.
  1.  Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2006.
  1. Зворыгина, Е. В., Карпинская Н.С., Кононова Н.М. и  др. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста; Пособие для восп. дет. сада; Под  ред. Новоселовой С. Л. 4 — е изд. перераб. М.: Просвещение, 2009. - 144с.
  1. Игра и  нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. -М.: Изд-во МГУ, 2007-142с. 
  1.  Козлова  С. Нравственное воспитание детей  в современном мире // Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С.98-104.

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста