Содержание
Введение
3
- ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ
ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА
6
1.1 Анализ
психолого-педагогической литературы
по воспитанию
нравственных
качеств у детей дошкольного
возраста
6
- Сущность
и значение воспитания нравственных
качеств у детей
- дошкольного
возраста 11
2. ОПЫТНА-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ПОДВИЖНЫХ ИГР
17
2.1 Выявление уровня
сформированности нравственных качеств
у детей
дошкольного возраста
17
2.2 Формирование
нравственны качеств посредствам
подвижных игр
20
2.3 Анализ опытно-экспериментальной
работы
24
Заключение
27
Список
использованной литературы
29
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
формирования нравственных качеств
личности дошкольников, привычек нравственного
поведения стояла перед педагогами всегда.
Как показывают социологические исследования,
проведенные среди родителей и воспитателей,
самыми ценными качествами детей, несмотря
на увлечение ранним интеллектуальным
развитием, и те и другие считают доброту
и отзывчивость. Практически все образовательные
программы для детей дошкольного возраста
содержат раздел, который специально посвящен
воспитанию нравственных качеств личности,
хотя называться предмет такого воспитания
может по-разному: «социально-эмоциональное»
воспитание, или «нравственное» воспитание,
или формирование гуманного отношения
к другим людям и пр. Важность этой задачи
очевидна. Именно в дошкольном возрасте
складываются основные этические инстанции,
оформляются и укрепляются основы личности
и отношение к другим людям. Вместе с тем
методы такого воспитания далеко не столь
очевидны и представляют серьезную педагогическую
проблему. При всем многообразии этих
программ педагоги отмечают нарастание
детской агрессивности, жестокости, эмоциональной
глухоты, замкнутости на себе и собственных
интересах. Проблема нравственного развития
детей дошкольного возраста в настоящее
время актуализируется, несомненно, и
сложившейся ситуацией в современном
обществе. Возникший ценностный вакуум,
бездуховность, обусловленная отчуждением
человека от культуры как способа сохранения
и передачи ценностей, ведут к трансформации
понимания добра и зла у подрастающего
поколения и ставят общество перед опасностью
моральной деградации. Требует переосмысления
и сама система нравственного воспитания
дошкольника. Данное направление исследований
в современной отечественной педагогике
по числу разработок, их полноте и системности
обеспечено слабее, чем умственное, физическое
и другие виды воспитания. Если в ранее
существовавшей практике дошкольных учреждений
нравственное воспитание определялось
идеологическими стандартами и ограничивалось
знакомством с некоторыми нравственными
нормами (правилами вежливости, этикета),
а методы нравственного воспитания основывались
на внешнем воздействии на ребенка (метод
убеждения, внушения, этические беседы),
то сегодня доминирующими ориентирами
в определении содержания нравственного
воспитания должны стать такие общечеловеческие
ценности, как добро, справедливость, гуманизм.
Следовательно, требуются другие методы,
позволяющие принять нравственные нормы
эмоционально-личностно, внутренне-осознанно.
Меняются и критерии нравственности детей.
В советской педагогике таковыми являлись
идеологические и моральные знания и привычки
культурного поведения. Сегодня мы понимаем,
что наличие знаний не обеспечивает реального
соблюдения ребенком нравственных норм.
Воспитывая навыки культурного поведения,
необходимо воздействовать на сознание
и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться
о том, чтобы он имел возможность упражняться
(и разнообразно упражняться) в этих навыках.
Воспитание нравственных навыков и привычек
- важнейшее звено формирования нравственного
поведения. Складывающиеся нравственные
привычки ребенка отражаются, прежде всего,
на его культуре поведения, внешнем облике,
речи, на его отношении к вещам, на характере
общения с окружающими людьми. Когда говорят
о культуре поведения детей дошкольного
возраста, имеют в виду целую сумму умений
и навыков. Они позволяют поддерживать
общий порядок в режиме дня, укладе жизни
семьи, дома, группы детского сада, в установлении
правильных взаимоотношений ребенка со
взрослыми и сверстниками. Это привычки
и навыки, связанные с личной опрятностью,
аккуратностью, чистотой одежды, обуви;
с культурой еды (поведение за столом,
умение пользоваться столовыми приборами);
с культурой взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками (дома, во дворе, на улице,
в общественных местах, в детском саду,
дома); с культурой организованности (отношение
к режиму), с культурой игры, учебных занятий,
выполнения трудовых обязанностей; с культурой
речи (форма обращения, культура словаря,
тона, темпа речи). Время, когда целесообразнее
прививать ребенку тот или иной навык
культурного поведения, лучше всего подсказывает
начало той или иной его деятельности.
Так, в 4 года, когда дети начинают принимать
активное участие в самообслуживании,
взрослые приучают их к чистоте, аккуратности,
опрятности. В этом же возрасте - с развитием
и пониманием речи окружающих - вырабатываются
умения обращаться с просьбой, просить
об услуге, выражать свою речь понятно
для окружающих и т. д. Разработка методов
воспитания нравственных качеств личности
и привычек нравственного поведения является
в настоящее время одной из главных задач,
которая ставится обществом и родителями
перед педагогами и психологами. Актуальность
настоящей работы для современной дошкольной
педагогики заключается в необходимости
сформулировать основные пути, методы
и средства воспитания привычек нравственного
поведения у дошкольников средней группы.
Исходя из вышеизложенного, а также анализа
научной литературы, были сформулированы
цель, объект, предмет исследования, обозначены
задачи работы.
Цель:
педагогические условия воспитания аспектов
нравственности.
Задачи:
1) Провести научный анализ теоретического
и практического состояния проблемы;
2)
Дать характеристику нравственным качествам
в структуре нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста;
3)
Изучить и выявить сущность, значение
и место подвижной игры в формировании
нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста.
Объект:
процесс воспитания основ нравственности.
Предмет:
формирование нравственных знаний у детей
дошкольного возраста.
- ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ
ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА
1.1Анализ
психолого-педагогической литературы
по воспитанию нравственных качеств
у детей дошкольного возраста
Психолого-педагогический
обзор литературы показывает, что
относительно детей дошкольного возраста
достаточно разносторонне разработана
проблема морального развития и воспитания
ребенка (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева,
В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева,
Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г.
Якобсон и др.). В исследованиях по изучаемой
проблеме рассматриваются вопросы, касающиеся
моральных представлений, знаний и суждений;
морального поведения; моральных чувств
дошкольников.
Ж.
Пиаже был одним из первых, кто
подверг глубокому и детальному
изучению моральные представления,
знания и суждения детей (т.е. моральное
сознание). Он установил, что в процессе
развития моральное сознание детей проходит
две стадии: 1) объективной морали, 2) субъективной
морали. Именно для детей дошкольного
возраста типична и характерна объективная
мораль. Под объективной моралью Ж. Пиаже
отмечал такую мораль, когда ребенок считает
безнравственным тот поступок, который
имеет наиболее серьезные объективные
последствия и совсем не обращает внимания
на мотивы и намерения, скрывающиеся за
поступком. Ж. Пиаже вскрыл причины, порождающие
объективную мораль (эгоцентризм детской
мысли ребенка; интеллектуальное принуждение
взрослого) и особо подчеркнул их следствие
- возникновение у детей внешних представлений
о правилах и нормах.
В
дальнейшем нравственные представления,
знания и суждения дошкольника изучались
уже в сопоставлении с моральным поведением
(С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина,
Е.В. Субботский) и выделяются особенности,
свойственные детям дошкольного возраста:
в развитии моральные представления «опережают»
моральное поведение (С.Н. Карпова, Л.Г.Петрушина,
С.Г. Якобсон); у дошкольника наблюдается
явное расхождение между вербальным и
реальным поведением (Е.В. Субботский,
С.Г. Якобсон); наличие моральных представлений
является необходимым, но не решающим
фактором и условием в соблюдении нравственных
норм (Т.А. Репина, С.Г.Якобсон), а решающее
значение отводится способности ребенка
условно разграничивать позиции объекта
и субъекта и выступать в каждой из них.
В
исследованиях достаточно широко рассматривается
проблема моральных чувств ребенка (А.В.
Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло,
А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович,
Т.А. Репина, В. Штерн и др.). Учеными подчеркивается,
что моральные чувства дети выражают и
проявляют во внимании к нуждам и интересам
другого, в способности считаться с положением
другого, выражать сочувствие к чужим
бедам и радостям. Ими отмечается, что
эмоциональная сфера занимает на протяжении
дошкольного детства центральное место
(В.В. Зеньковский); моральная активность
имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский);
эмоции и чувства доминируют над разумом
и являются пусковыми в поведении (А.В.
Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина,
С.Г. Якобсон).
Таким
образом, в центре внимания проблемы
морального развития и воспитания детей
дошкольного возраста оказываются
следующие вопросы: психологические
механизмы становления и развития
моральных чувств, представлений
и поведения; характерные особенности
и закономерности морального развития
дошкольника; педагогические условия
и средства, способствующие формированию
поступков нравственного поведения у
детей.
Сегодня
достоверно известно, что нравственное
воспитание эффективно осуществляется
только как целостный
процесс педагогической, соответствующей
нормам общечеловеческой морали, организации
всей жизни ребенка с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей. Результатом
целостного процесса является формирование
нравственно цельной личности в единстве
ее сознания, нравственных чувств, совести,
нравственной воли, навыков, привычек,
общественно ценного поведения [12; стр.63].
Основополагающей
базовой категорией нравственного
воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является
понятие нравственного
чувства - постоянного эмоционального
ощущения, переживания, реальных нравственных
отношений и взаимодействий. Нормы морали
преобразуются в субъективную нравственность
только благодаря их чувственному освоению
ребенком [18;стр.463].
Оценка
нравственного чувства как основообразующего
начала не означает пренебрежения нравственным
сознанием. Развитие нравственного
сознания предполагает знание моральных
принципов, норм и, одновременно, постоянное
осознание, и осмысление своего нравственного
положения в обществе, морального состояния,
ощущения, чувства нравственного сознания
- активный процесс отражения ребенка
своих нравственных отношений, состояний.
Субъективной движущей силой развития
нравственного сознания является нравственное
мышление - процесс постоянного накопления
и осмысления нравственных фактов, отношений,
ситуаций, их анализ, оценка, принятие
нравственных решений, осуществление
ответственных выборов.
Успех
нравственного воспитания детей
во многом зависит от характера субъективного
нравственного пространства, в котором
они живут. Это раскрывает моральный
климат в коллективе. Воспитатель сводит
до минимума стихийные влияния в зоне
нравственного пространства и взаимодействия.
Возникновение противоречий в жизненных
отношениях ребят и внешним миром и между
собой порождает напряженность переживаний,
что проявляется в противодействиях, сопротивлению
воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах.
Ошибочно рассматривать противоречивость
в поведении и сознании старших дошкольников
как явление случайное или только как
результат недоработок в воспитании.
Воспитатели,
изучая причины невыполнения правил
поведения детьми, выделяют три
основных варианта воспитательного
воздействия:
1.
дети не знают некоторых правил.
Это причина простая и легко
устранимая;
2.
дети знают правила, но не
умеют их выполнять. Значит
надо не только рассказывать, но
и показывать, как можно вести себя в подобной
ситуации, как надо выполнять это правило.
3.
дети знают правила, знают как
их выполнять, но не выполняют. Это происходит
потому, что некоторые правила дети считают
ненужными и неважными. Кроме того, дети
видят, что взрослые не придерживаются
единства в требованиях, предъявляемых
детям, или дети не выполняют правила из-за
лени, отсутствия привычки к волевому
усилию.
В
преодолении ребенком внешних и
внутренних противоречий заключается
сама суть нравственного становления
личности. В бесконечном потоке нравственных
выборов между желанием и долгом, добром
и злом, состраданием и жестокостью, любовью
и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом
и коллективизмом формируются черты характера,
нравственные качества.
Нравственное
воспитание - не заучивание моральных
норм и бездумная отработка привычек
поведения. Оно - активный жизненный
процесс отношений, взаимодействий,
деятельности, общения и преодоления противоречий.
Оно - процесс постоянных и систематических
решений, выборов волевых усилий в пользу
моральных норм, процесс самоопределения
и самоуправления в соответствии с ними.
Таким образом, педагогический процесс
нравственного воспитания есть организация
детей на преодоление и разрешение жизненных
противоречий, проблем, выборов, конфликтов
и столкновений. Усилия воспитателя должны
сосредотачиваться на умелом разрешении
противоречий вместе с детьми и развитии
у них в этом процессе нравственного чувства,
сознания, привычек, нравственного поведения.
Нравственное
воспитание имеет свои специфические
цели. Они определяются господствующими
общественными отношениями и духовными
ценностями. Цель воспитания - формирование
нравственно устойчивой цельной личности.
Это определяет направление и организацию
всего процесса нравственного воспитания.
Специфика
процесса нравственного воспитания
обусловлена также и его содержанием
- общественной моралью, необходимостью
внедрения норм общественного нравственного
сознания в индивидуальное сознание
и поведение каждого ребенка. Сложность
процесса нравственного воспитания в
том, что его организация есть одновременно
организация всей жизни детей, всей их
деятельности и отношений, оно совершается
и углубляется в процессе их нравственного
осознанного осуществления.
Процесс
нравственного воспитания только тогда
эффективен, когда педагог имеет обратную
информацию о действенности воспитательных
влияний и учитывает эту информацию на
каждом новом этапе своей педагогической
деятельности. Такую информацию воспитатель
получает только из жизни, из повседневного
изучения практики отношений и деятельности
в среде воспитуемых. Научно обоснованное
отношение к процессу нравственного воспитания
состоит в умении видеть, подчеркивать
и эффективно использовать нравственный
аспект любого вида детской деятельности,
любого жизненного отношения. В этом случае
педагог получает реальную возможность
эффективного управления нравственным
воспитанием, делает его органической
частью целостного процесса воспитания
детей [27; стр.253].
Средний
дошкольный возраст
является начальным
и, следовательно, крайне
важным этапом в процессе
усвоения механизмов
нравственного поведения
и становления нравственных
привычек.
- Сущность
и значение воспитания
нравственных качеств
у детей дошкольного
возраста
Нравственные
качества – это комплексные образования,
в которых в едином сплаве присутствуют
и представления о нормах морали,
и отношения к ним, и внутренняя
потребность поступать в соответствии
с ними.
Формирование
нравственных качеств человека –
сложный процесс, который должен
начинаться в дошкольном возрасте.
От того, насколько успешно осуществляется
этот процесс, во многом зависит дальнейшее
нравственное развитие детей.
Важно
с самого начала формировать у
ребенка необходимые нравственные
чувства, представления, понятия и поведение
гражданина общества [18;стр.15].