Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель: педагогические условия воспитания аспектов нравственности.
Задачи:
1) Провести научный анализ теоретического и практического состояния проблемы;
2) Дать характеристику нравственным качествам в структуре нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) Изучить и выявить сущность, значение и место подвижной игры в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по воспитанию
нравственных качеств у детей дошкольного возраста 6
1.2 Сущность и значение воспитания нравственных качеств у детей
1.3 дошкольного возраста 11
2. ОПЫТНА-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИ-ТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗ-РАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 17
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей
дошкольного возраста 17
2.2 Формирование нравственны качеств посредствам подвижных игр 20
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая нравственность.docx

— 59.72 Кб (Скачать)

       В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким  людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает  моральные нормы.

       Одним из средств формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте является подвижная игра.

       В педагогической науке подвижные  игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

       Большое значение имеют подвижные игры  для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

         Правила игры дети воспринимают  как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

       Подвижная игра – это путь ребенка к познанию мира, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она является частью художественного и физического воспитания дошкольников. Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представления об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образы [22; стр.7].

       В педагогической науке подвижные  игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка и одно из условий развития его культуры. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его [12; стр.14].

       Подвижные игры зародились в далеком прошлом  в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей и подростков в  селах и городах. С развитием  педагогической мысли происходил постепенный отбор наиболее целесообразных в воспитательном  отношении игр. Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей, создавались новые игры с установленным, закрепленным содержанием и определенными правилами, преследующими, помимо оздоровительных, воспитательно-образовательные цели.

       Прогрессивные русские ученые – педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Л. С. Выготский, В. В. Гориневский, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр, их роли в физическом воспитании детей разного возраста занимались и продолжают заниматься отечественные  ученые и практики.

       Большое значение имеют подвижные игры для  воспитания нравственных качеств. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формируют волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.  Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

       Дети  постоянно ощущают потребность  в игре. Во время игры они как  бы «репетируют» разные профессии, приобретают  навыки взаимоотношений в коллективе и трудового сотрудничества. Игры для детей – это сама жизнь  с радостями и огорчениями, удачами  и неудачами [21; стр.3].

       Существенной  особенностью подвижных игр является наличие в них соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, сотрудничество, как правило, обусловлено конкретными обстоятельствами и задачами. Подбирая упражнения и развлечения в определенном сочетании или последовательности, воспитатель может влиять на развитие у детей нужных общественных отношений, обогащать их чувства и умения [21; стр.7].

       В старшей группе создаются более  широкие возможности для нравственного воспитания детей в игре. Это объясняется, прежде всего, углублением и расширением тематики детских игр.

       Закрепление умения детей следовать моральным  нормам успешно происходит в подвижных  играх. Какие правила должны знать  ребята? Играть честно, соблюдая правила; играть дружно, выручать товарища; заботиться не только о себе, но и о своей  команде; выбирать «противников», равных по силам; победив – не зазнаваться, не смеяться над проигравшими; проиграв – не унывать, постараться выиграть в следующий раз; беречь предметы для игр; убирать их на место.

       Подвижная игра создает у детей общее  радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствия. В ходе игр от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т.е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только о себе. Это является стимулом для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе) [27; стр.153].

       Руководя  игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывал с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил [24; стр.205].

       Подвижная игра в детском саду организовывается, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства [25; стр.64].

       Таким образом, подвижная игра должна чаще использоваться как средство развития человечности, дисциплинированности, самоотверженности, самостоятельности, настойчивости, решительности, ответственности и взаимопомощи по отношению к другим людям. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор подвижных игр с целью формирования у детей нравственных и моральных качеств, гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

       Вывод по главе 1: нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Для того, чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется в отношении его членов, ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, делает их своими, принадлежащими себе, выражения отношения к окружающим его взрослым, сверстникам. Процесс формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:

       - в этот период взрослый является  для детей образцом для подражания, а также источником познания или значимости и ценности объектов, явлений окружающей действительности. Подражая взрослым, они не всегда усваивают образцы поведения, соотношение нравственным нормам;

       - старшие дошкольники осознают  себя и других носителями определенных качеств, способны оценить себя, свое поведение и действие других с точки зрения тех нравственных норм, которые они усваивают.

       Итак, по результатам анализа психолого-педагогической литературы можно заключить, что  в теории нравственного воспитания важное место занимает теория воспитания нравственных качеств, описывается механизм процесса их формирования, а также теоретически обоснована целесообразность использования для этого подвижных игр.

 

  1. ОПЫТНА-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ

    ВОСПИТАНИЯ  НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

     2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств у

     детей дошкольного возраста

     Опытно-экспериментальная  работа по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр проводилась нами на базе Ясли-сад №3 г.Смолевичи и включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

     В экспериментальной части исследования принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей составили  экспериментальную группу, 10 детей  – контрольную группу.

     Экспериментальная группа: Илья П., Таня К., Лиза В., Маша А., Ксюша Т., Женя Ч., Сережа В., Паша Ф., Витя Г., Тимур К.

     Контрольная группа: Сережа С., Ирина К., Катя У., Вова К., Юля И., Коля К., Надя П., Ваня П., Снежана Т., Лиза К.

     На  первом этапе экспериментальной  работы мы провели диагностику сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

     Диагностику сформированности нравственных качеств  у детей старшего дошкольного возраста мы проводили путем наблюдения за поведением детей в естественных условиях и с помощью методики, направленной на изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах [21; стр.243].

     Проведение  методики, направленной на изучение преставлений детей о нравственно-волевых качествах.

     Подготовка  к исследованию. Нами были подготовлены вопросы для беседы с детьми.

     - Кого можно назвать хорошим?  Почему?

     - Кого можно назвать плохим? Почему?

     - Кого можно назвать добрым? Почему?

     - Кого можно назвать злым? Почему?

     - Кого можно назвать справедливым? Почему?

     - Кого можно назвать несправедливым? Почему?

     - Кого можно назвать щедрым? Почему?

     - Кого можно назвать жадным? Почему?

     - Кого можно назвать смелым? Почему?

     - Кого можно назвать трусливым?  Почему?

Информация о работе Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста