Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование культуры общения старших дошкольников в игре
Глава II. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня культуры общения детей
2.2. Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Воспитание культуры общения2.docx

— 53.99 Кб (Скачать)

           Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Как уже говорилось, определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Воспитывая у детей  отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и  других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

         Эффективным методом уточнения   систематизации  нравственных  представлений  старших  дошкольников  является  этическая  беседа.  Такие   беседы   должны органически  быть включены в систему многообразных  методов воспитания. Этическая   беседа,   как   метод   нравственного   воспитания   отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют  в  основном подлинно жизненные  ситуации,  поведение  окружающих  людей  и  прежде  всего  самих  воспитанников.  Воспитатель   дает   характеристику   тем   фактам   и поступкам, которые  ребенок наблюдал или совершал  в общении  со  сверстниками  и взрослыми. Подобные характеристики  формируют у детей объективность  в оценке  событий, помогают  ребенку ориентироваться в той   или  иной  ситуации  и   поступать  в соответствии  с правилами нравственного поведения.  Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные  занятия, содержание которых определено  требованиями «Программы воспитания  и  обучения в детском саду».  Но, обращаясь к  программным   задачам  воспитания,  педагог  должен  конкретизировать  их,  прорабатывать  правила  и   нормы   поведения, воспитание  которых необходимо усилить в  данной группе с учетом  возрастных  и индивидуальных особенностей детей.

              Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в  общей деятельности или отклонить  предложения другого ребенка, следует  обсудить с ними форму отказа, научить  выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом  мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?»).

Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые  учитывали при этом интересы и  желания других детей. Учить детей умению выяснить, доволен ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берет себе все лучшее.

Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых  выражается пренебрежительное отношение  к интересам и желаниям сверстника.

Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

Воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.

Таким образом на практике существует немало методов и приемов  формирования культуры общения у  дошкольников. Основными являются положительный  пример, этические беседы, указания, обсуждения поступков и многие другие. В следующей главе мы поговорим  о том, как можно формировать  культуру общения в ведущей деятельности дошкольников – игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Формирование культуры общения старших дошкольников в игре

Анализ нами таких программ как «Пралеска», «Детство» и «Азбука общения» свидетельствует, что в старшем дошкольном возрасте у детей могут быть сформированы:

1. знания:

    • вежливых оборотов (будьте добры, спасибо, пожалуйста, разрешите войти и др.);
    • правила поведения среди сверстников (не кричать, не грубить, не использовать силу, не хвастаться, не говорить ненужное и т. д.);
    • разных форм приветствия, прощания, выражения признательности.

   2. умения:

      • удовлетворять свои потребности и желания, не мешая другим;
      • вести себя легко и непринужденно в компании сверстников;
      • проявлять уважение и доброжелательность по отношению к матери, бабушке и другим взрослым, а также младшим детям;
      • быть благородными в отношении мальчиков к девочкам (тактичными и внимательными, первыми здороваться, уметь делать комплименты и т.п.);
      • владеть культурой речи и речевым этикетом (говорить спокойным тоном, в нормальном темпе, не жестикулировать, во время разговора смотреть собеседнику в глаза и др.);
      • замечать красивые поступки других детей, в тактичной форме обращать внимание на ошибки;
      • слушать и понимать других, вступать в разговор, формулировать простейшие выводы;
      • видеть различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
      • реагировать правильно в соответствии с ситуацией (пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства и др.);
      • вести спор: использовать вежливый оборот «извините, но я думаю иначе»;
      • учитывать в процессе взаимодействия особенности собеседника;
      • давать объективную оценку и справедливо оценивать свои требования;
      • быть тактичным и вежливым в процессе беседы;
      • вежливо обращаться за помощью и самому помогать другим детям;
      • стремление активно вступать в общение с помощью речевых и неречевых средств;
      • быть эмоционально отзывчивым к окружающим.

           Игра может сформировать необходимые знания, умения, необходимые для доброжелательного общения и воспитания хороших манер:

  • развивать коммуникативные способности и качества;
  • умение распознавать эмоции других людей, владеть своими чувствами;
  • формировать позитивное отношение к другим;
  • умение сопереживать, радоваться и т.д.;
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

             В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общения становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

    Сформированность сюжетной игры позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме более широкую сферу деятельности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними.

 Так как управление многими  играми необходимо для активации  процесса самовоспитания ребенка,  то к педагогическим подходам  организации детских игр необходимо  отнести выбор игры, который в  первую очередь зависит от  того, каков ребенок, что ему  необходимо, какие воспитательные  задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо  хорошо знать, каков состав  играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности  возраста, интересы, уровни общения  и совместимости и т.п. Выбор  игры зависит от времени ее  проведения, природно-климатических  условий, протяженности времени,  светового дня и месяца ее  проведения, от наличия игровых  аксессуаров, зависит от конкретной  ситуации, сложившейся в детском  коллективе. В игре естественна  подмена мотивов: дети действуют  в играх из желания получить  удовольствие, а результат может  быть конструктивным. Игра способна  выступать средством получения  чего-то, хотя источником ее активности  являются задачи, добровольно взятые  на себя личностью, игровое  творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются  цели нескольких уровней, взаимосвязанных  между собой. Нас же интересует  воспитательная роль игры на  уровень культуры общения детей,  чему и будет посвящена вторая глава, в которой мы опишем экспериментальное исследование, направленное на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

                Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствуют у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

          Содержание, сюжеты игр, предпочитаемые  ребенком, особенности его речи  позволяют предположительно установить  тип отношения дошкольника в  семье, внутрисемейные интересы  и отношения. Поэтому необходимо, чтобы перед ребенком всегда  был положительный пример общения  и взаимоотношений между людьми.

          В условиях игрового и реального  общения со сверстниками ребенок  постоянно сталкивается с необходимостью  применять на практике усваиваемые  нормы поведения, культуру общения.  В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависит от усвоенных ими образцов семейного общения.

          В старшем дошкольном возрасте  у детей возникает необходимость  в оценке со стороны группы  сверстников. Ребенок чаще старается  воздержаться от поступков, вызывающих  неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение. Дети объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно - личные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок.

          Вместо взрослого регуляторами  сюжетно-ролевой игры и игр  с правилами в старшем дошкольном  возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят  за выполнением правил игры, наполняют  сюжет соответствующим содержанием  и т.п. В этом возрасте взаимоотношения  с ровесниками в некоторых  случаях становятся для ребенка  более важными, чем взаимоотношения  со взрослыми. Дошкольник стремится  утвердиться в своих лучших  качествах в коллективе сверстников.

          Действия и взаимоотношения, которые  дети разыгрывают в соответствии  со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться  с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе  реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала и т.п. – дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Как показали исследования С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк, отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения,  «внутренней этической инстанции ».

Информация о работе Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста