Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование культуры общения старших дошкольников в игре
Глава II. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня культуры общения детей
2.2. Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Воспитание культуры общения2.docx

— 53.99 Кб (Скачать)

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного  возраста»

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике 

1.2. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

1.3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

1.4. Формирование культуры общения старших дошкольников в игре

Глава II. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Изучение уровня культуры общения детей

2.2. Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

2.3. Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Библиография

Приложение

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Не смотря на то, что к теме  культуры общения обращались  многие педагоги и психологи  и в наше время эта тема  остается актуальной. В своем  исследовании Е. Горшкова выявила,  что дети дошкольного возраста  испытывают трудности в общении  с окружающими, особенно со  сверстниками. Часто дошкольники  не умеют по собственной инициативе  обратиться к другому человеку, стесняются ответить соответствующим  образом. Не умеют поддерживать  и развивать установившиеся контакты, согласовывать свои действия  с партнерами по общению, адекватно  выражать симпатию, сопереживание.  Дети часто конфликтуют друг  с другом и замыкаются в  одиночестве.

           Общительность и умение налаживать  контакты с окружающими людьми  – необходимая составляющая самореализации  человека и его успешности.  Формирование общения является  одним из важнейших условий  для нормального  психического  и психологического развития  ребенка, одна из основных задач  подготовки к его дальнейшей  жизни.

Большое значение придается  проблеме воспитания культуры общения  детей, в решении которой ведущую  роль играет формирование коммуникативных  функций речи. Речь выполняет многообразные  функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная  функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения  может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией и др. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо через формирование коммуникативных функций речи.

Для того чтобы формировать  культуру общения, необходимо иметь  представление о ее содержании. Мы полагаем, что ряд трудностей, связанных с этой проблемой у детей, обусловлены тем, что взрослые (родители и воспитатели) недооценивают данный возраст, но самое главное – это отсутствие у них должной информации, касающейся знаний, умений и отношений, относящихся к культуре общения детей со сверстниками.

Актуальность и практическая значимость проблемы обусловила выбор темы: "Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста".

Цель исследования - выявление  наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей  старшего дошкольного возраста.

Объект исследования –  культура общения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –  воспитание культуры общения у детей  старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается  в предположении: чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей, т.е. воспитывать культуру общения детей, и это возможно через игровую деятельность, как самую эффективную форму обучения детей в дошкольном возрасте.

Методы исследования:…

Исходя из поставленной цели исследования, определения объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности  воспитания культуры общения  у детей.

3. Проверить эффективность  использования методов воспитания  культуры общения у детей посредством  игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения  у детей старшего дошкольного  возраста

1.1 Понятие и специфика  общения в отечественной педагогике

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных  педагогов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.

Общение можно рассматривать  с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества - в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную "действенную" форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением.

C точки зрения педагогики (например, А. А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования "индивидуальных" деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или "индивидуальной", но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается М. И. Лисиной: общение - это взаимодействие 2-х (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата .

Общение – сторона целостной  деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Это лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми .

Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной  информацией, чтобы наладить отношения  и объединить усилия для достижения общего результата. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек.

В общении потребность  изменяется по содержанию в зависимости  от характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе  развития потребность в общении  конституируется как потребность  в таком участии взрослого, которое  необходимо и достаточно для решения  ребенком основных, типичных для его  возраста задач. Различают четыре этапа  развития потребности в общении  ребенка с взрослым.

I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

II этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

III этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству с взрослым, выражающемся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Это позволит ребенку использовать их как руководство в своих поступках.

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения  невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается  опыт, накапливаются знания, формируются  практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в  нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются  как личные, так и общественные отношения.

Развитие человеческого  общества и общение людей –  сложный диалектический процесс. Возможности  общения расширяются вместе с  развитием общества. В то же время  само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения  с другими людьми и обществами.

Б.Ф.Ломов выделяет три  функции общения:

  • Информационно-коммуникативная;
  • Регуляторно-коммуникативная;
  • Аффективно-коммуникативная .

Каждая личность выполняет  множество функций: служебные (напр., подчиненный, начальник, педагог, ученик, воспитанник детского сада и т.д.), семейные (мать, отец, сестра, брат и  т.д.), что и обусловливает разные виды общения.

Как и у всякого объекта  научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди  них:

  • общение есть взаимонаправленное действие;
  • оно подразумевает активность каждого из его участников;
  • участники его рассчитывают получить отклик (ответ) от партнера по общению;
  • каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Из этого, в частности  следует, что предметом общения  является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек, получает возможность самооценки и  самопознания. Это стремление суть потребность в общении. Таким  образом, основными функциями общения  являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга;
  • общение -- необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

В ходе общения формируется продукт общения - образования как материального, так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.

Итак, общение – это  многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен  информацией между участниками, который может быть охарактеризован  в качестве коммуникативной стороны  общения. Вторая сторона общения  – взаимодействие общающихся –  обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

  • коммуникативную (передача информации);
  • интерактивную (взаимодействие);
  • перцептивную (взаимопринятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает  как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений  включенных в нее людей.

Имея эту теоретическую  базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей культуры общения у  детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

1.2. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Культура общения –  предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми  и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и  норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Информация о работе Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста