Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование культуры общения старших дошкольников в игре
Глава II. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня культуры общения детей
2.2. Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Высокий
уровень культуры общения
Особенности общения
Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться, как общаться с детьми и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
М. Е. Ермолаева утверждает, что умение управлять своим эмоциональным состоянием является едва ли не одной из основных проблем в общении дошкольников. Проблемы в общении чаще всего возникают из-за непонимания чувств и смысла поведения других, из-за невнимательности к интересам тех с кем общаются дети, неумения выходить из стрессовой ситуации.
Если правильно воспитывать
В четыре года ребенок уже
сознательно вежлив, сдержан в
поведении. Общаясь, он не
В таблице 1.1 мы представили
основные навыки культуры
Формирование навыков культуры общения
( по Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, 1995)
Возраст детей |
Формируемые навыки |
2 –3 года |
Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему. |
3 – 4 года |
Благодарят взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. |
5 – 6 лет |
Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствии воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. |
6 – 7 лет |
Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми. |
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.[петерина].
Б. Г. Ананьев определяет
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения, могут возникнуть конфликты и непонимание. Поэтому задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества необходимо воспитывать у детей старшего дошкольного возраста?
Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.
Деликатность -- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.
Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность -- эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.
Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.
Дисциплинированность. Она проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.
Пробудить в восприимчивой
Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Он воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
На сегодняшний день существуют
различные методы воспитания культуры
общения у детей, о которых
мы поговорим в следующем
1.3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Работа с дошкольниками над
правилами поведения
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей
От овладения культурой общения в детском возрасте во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах. Умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствуют о высоком уровне зрелости.
Главное общение -- "ребенок-ребенок", "ребенок-дети" идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности.
Подражая взрослым, ребенок без
труда усваивает все правила
приличия. Впервые 2 – 3 года жизни
непосредственность ребенка
Самый лучший способ привить
детям хорошие манеры –
А. Арушанова утверждает, что детей
необходимо развивать
Нельзя допускать, чтобы
В дошкольном возрасте ребенок
сам готов постепенно учится
тому, что и как нужно делать,
чтобы не попасть впросак.
Информация о работе Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста