Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование культуры общения старших дошкольников в игре
Глава II. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня культуры общения детей
2.2. Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Воспитание культуры общения2.docx

— 53.99 Кб (Скачать)

         Высокий  уровень культуры общения является  основным условием успешной адаптации  человека в любой социальной  среде. Потребность в общении  с окружающими - одна из важнейших  социальных потребностей человека. Исследования Л. И. Божович,  А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина  и других убедительно показали, что потребность в общении  относится к числу самых ранних  человеческих потребностей, что  определяет практическую значимость  формирования культуры общения  с самого раннего возраста.

            Особенности общения дошкольников  раскрываются в исследованиях  М. И. Лисиной, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Т. А. Репиной,  А. Г. Рузской. Формирование  положительных взаимоотношений  у дошкольников рассматривают  А. М. Виноградова, С. А. Козлова.  Вопрос о воспитании культуры  поведения у дошкольников исследуют  Т. А. Антонова, С. В. Пете-рина. В работах Р. И. Жуковской,  Д. В. МенджерицкоЙ, Н. Л. Михайленко  исследуется вопрос формирования  положительных взаимоотношений  у дошкольников в игровой деятельности.

           Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться, как общаться с детьми и т.д.).

          Культурный, воспитанный человек  не только владеет техникой  общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

          М. Е. Ермолаева утверждает, что умение управлять своим эмоциональным состоянием является едва ли не одной из основных проблем в общении дошкольников. Проблемы в общении чаще всего возникают из-за непонимания чувств и смысла поведения других, из-за невнимательности к интересам тех с кем общаются дети, неумения выходить из стрессовой ситуации.

          Если правильно воспитывать культуру  общения, то ребенок третьего  года жизни проявляет сочувствие  к больному, пожилому человеку. В  этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.

          В четыре года ребенок уже  сознательно вежлив, сдержан в  поведении. Общаясь, он не перебивает  собеседника. Правда, это еще плохо  получается. Нужно учить его терпеливо  ждать своей очереди высказать  собственные мысли. Без терпения  и выдержки сложно адаптироваться  к дошкольному учреждению, могут  возникнуть трудности в общении. Поэтому, чтобы ребенок не стал эгоистом, нужно учить его считаться с интересами других. Ко взрослым ребенок уже должен обращаться по имени отчеству. Посторонним взрослым говорить: «вы» и употреблять волшебные слова «пожалуйста», «спасибо», «здравствуйте».

          В таблице 1.1 мы представили  основные навыки культуры общения,  которые могут быть развиты  у здоровых дошкольников от  двух до семи лет.

                                                                                                    Таблица 1.1

                     Формирование навыков культуры  общения

              ( по Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, 1995)

Возраст детей

Формируемые навыки

2 –3 года

 Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему.

3 – 4 года

 Благодарят взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.

5 – 6 лет

 Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствии воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко.

6 – 7 лет

 Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.


 

            Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.[петерина].

             Б. Г. Ананьев определяет общение  как неразрывность социального  и индивидуального в языке,  основным механизмом которого  является речь. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. А. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

           Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения, могут возникнуть конфликты и непонимание. Поэтому задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества необходимо воспитывать у детей старшего дошкольного возраста?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.

         Деликатность -- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями, не станет навязывать человеку свое общество  вопреки   его желанию,  задавать    неуместные  вопросы    или   проявлять   излишнее любопытство.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

           Скромность -- эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается  казаться  оригинальным,  не выпячивает свое «я», ведет  себя  просто,  естественно,  с  достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость  к  людям  и  в  то  же  время высокая требовательность к  самому себе.

            Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

             Чуткость. Это моральное качество проявляется в  заботе  о  людях,  умении сопереживать, помочь, утешить.

            Чувство  такта.  Оно  является  регулятором  поступков   человека,   его отношений с людьми.

              Дисциплинированность. Она   проявляется   в культуре чувств, поступков, потребностей.

             Пробудить в восприимчивой детской  душе способность сопереживать, сорадоваться, сострадать – значит уже в дошкольном возрасте подготовить благодатную почву для развития гуманных чувств, обеспечить основы формирования общественной направленности личности.

             Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Он воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

На сегодняшний день существуют различные методы воспитания культуры общения у детей, о которых  мы поговорим в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

              Работа с дошкольниками над  правилами поведения осуществляется  в двух направлениях: развитие  представлений о нравственных  нормах поведения и накопление  практического опыта общественного  поведения в соответствии с  нормами морали.

    Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

           Полезно объединять детей вокруг  дел, заставляющих их вместе  радоваться, переживать, испытывать  чувство удовлетворения, проявлять  доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение  детей приобретает особую сдержанность.

          От овладения культурой общения в детском возрасте во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах. Умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствуют о высоком уровне зрелости.

           Главное общение -- "ребенок-ребенок", "ребенок-дети" идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности.

          Подражая взрослым, ребенок без  труда усваивает все правила  приличия. Впервые 2 – 3 года жизни  непосредственность ребенка еще  очень велика, а общественные  интересы слишком малы, чтобы  у него появился хоть какой-нибудь  стимул усвоить правила.

          Самый лучший способ привить  детям хорошие манеры – постоянно  показывать им пример. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых  во всех ситуациях была верной. Часто мы не замечаем, как держимся  дома, но еще хуже, когда мы  совершенно невоспитанно ведем  себя с нашими детьми, забывая говорить 3 – 4–летнему малышу «спасибо» и «пожалуйста», перебивая его в разговоре, разговаривая с ним иным тоном наедине, чем при гостях и т.д. Не только на специальных занятиях в детском саду или индивидуально дома, но и в повседневной жизни детям нужно подавать хороший пример, стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, не спеша, неторопливо. Лучше лишний раз напомнить ребенку, как нужно себя вести, чем кричать на него за то, что он не так поступил. В воспитательно-образовательном процессе преобладают словесные методы и приемы: указания, замечания, обсуждение поступков литературных героев, назидания и т.д.

           А. Арушанова утверждает, что детей  необходимо развивать коммуникативно, обучать правильной выразительной  речи, диалогу, связной речи, что бы сверстники могли понимать друг друга. Учить не только отвечать, но и задавать вопросы. Она утверждает, что при обучении культуре общения важно живое общение, взаимодействие ребенка и воспитателя, доверительные отношения.

          Нельзя допускать, чтобы ребенок  невзлюбил общение с людьми, нужно  лишь показать ему, как надо  вести себя в любом случае. Нужно, чтобы слово «слушаться»  не являлось элементом принудительности, угрозы, наказания, а воспринималось  ребенком, как пример того, как  себя вести с другими людьми. Следовательно, научить ребенка  «слушаться», т.е. правильно вести  себя, подчиняться разумной жизненной  дисциплине, можно лишь посредством  воспитания у него сознательного  отношения к своим поступкам. 

           В дошкольном возрасте ребенок  сам готов постепенно учится  тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует  показывать пример нормальных  человеческих отношений, давать  ребенку знания об основных  принципах, на которых эти отношения  строятся, и контролировать, как  ведет себя ребенок, как справляется  со своим поведением, чтобы оно  не вызвало недоумения у окружающих[азбука  общения].

Информация о работе Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста