Воспитание коллективизма старших дошкольников в процессе трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследование уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по проблеме.
2.Изучить особенности воспитания коллективизма у старших дошкольников.
3.Провести исследование по выявление уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

док3.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     ТРЕТИЙ  УРОВЕНЬ. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к трудовой деятельности. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность в в спонтанно сложившихся коллективах. С удовольствием, по собственной инициативе общаются друг с другом, наблюдают за трудом друг друга. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи в работе. У них уже сформирован широкий круг представлений о коллективном труде.

     Представленные  уровни могут служить ориентиром для стартовой оценки воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности, экологической воспитанности детей при организации работы.

 

                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ В

     Таблица 1 – уровни воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Фамилия,

имя

Возраст Отношение ребенка к трудовой деятельности Отношение ребенка к коллективной трудовой деятельности Отношение ребенка к коллективному труду в ситуации выбора Результат
балл % уровень
Юля П. 5,4 1 1 1 3 40 низкий
Даша  Г. 5,8 2 2 2 6 40 средний
Маша  Я. 5,6 3 3 1 7 7 высокий
Саша  Е. 5,7 1 1 1 3 40 низкий
Аня Л. 5,8 1 3 2 6 40 средний
Дима  К. 5,6 2 2 1 5 13 Ниже среднего
Илья  Е. 5,4 1 1 1 3 40 низкий
Леша  М. 5,6 3 1 2 6 40 средний
Николай М. 5,4 2 2 1 5 13 Ниже среднего
Света П. 5,7 1 3 2 6 40 средний
Вадим П. 5,10 1 2 0 3 40 низкий
Дима  Г. 5,4 3 1 2 6 40 средний
Марина  С. 5,9 2 3 1 6 40 средний
Саша  Ш. 5,8 1 1 1 3 40 низкий
Леша  Ш. 5,8 1 1 1 3 40 низкий

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

     Беседа "Без труда чести  не получишь".

     Цель: Формирование и закрепление у  детей этических представлений  о понятиях “трудолюбие” и “лень”.

     Задачи:

     Дать  представление о том, что слово “надо” - есть чувство ответственности, долга.

     Развивать и донести до детей мысль, что  только труд помогает добиться желаемого  в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде. Научить различать хорошие  и дурные поступки.

     Воспитывать желание знать и соблюдать правила поведения.

     Прививать любовь к фольклору.

     Словарная работа: Трудолюбивый, работящий, лень, лодыри, лентяи, бездельники, побасенки.

     Материал: короб, картинки к сказке, мяч, аудиозапись  “Шум деревенской улицы”.

     Предварительная работа: Заучивание пословиц, побасенок, пальчиковой гимнастики, беседы на этические темы. 

     Ход занятия

     Сюрпризный  момент: (К детям приходит на занятие  бабушка – Беседушка).

     Я к вам в гости пришла, волшебный  короб принесла. В коробе этом собрана  мудрость народная. Есть сказка, пословицы и поговорки, игры и побасенки. 

     Игра-приветствие  в круге: “Доброе утро”.

     Дорогие ребята! Поговорим мы сегодня о  трудолюбии и лени.

     Наверняка у каждого из нас выдаются такие  дни, когда очень не хочется браться  за трудное дело, и мы стараемся отложить его на завтра. Хотя многие очень хорошо знают крылатое выражение: “ Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня”. Очень часто бывает, мы должны заниматься трудным и не очень интересным делом, а нас манит другое, более увлекательное занятие.

     Лень-матушка  свойственна многим людям. Иногда не хочется вставать рано утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы, идти куда-то ни свет ни заря. Нам очень  хочется еще немножечко понежиться в теплой постельке. Но все-таки вы встаете и быстро делаете все утренние дела. (Почему? Что вас заставляет?)

     Папа  и мама собираются на работу, а вам  надо торопиться в детский сад. Слово - “надо” и есть чувство ответственности, долга. Ведь вы не хотите подвести родителей, заставить их волноваться, торопиться.

     Вспомним  пословицы о трудолюбии и лени: “Без труда не вытащить и рыбку  из пруда”, “Ленивого не дождешься, сонливого не добудишься”. Мудро  народ подметил. В особых объяснениях  эти пословицы не нуждаются. 

     Пальчиковая гимнастика: “В нашей группе все друзья”.

     - Дети показывают раскрытую ладонь.

     Самый старший – это Я – загибают большой палец.

     Это - Маша – загибают указательный палец.

     Это – Паша – загибают средний палец.

     Это – Юля – загибают безымянный палец.

     Это – Даша – загибают мизинец. 

     А сейчас я вам расскажу историю, которая произошла с девочкой Наташей.

     В детском саду воспитательница поручила девочке протереть пыль, прибрать на полках, где в коробочках лежали настольные развивающие игры и мелкая мозаика. Наташа старательно вытирала пыль и нечаянно уронила на пол коробку с мозаикой.

     “Ничего, сначала разберусь на полках, а  потом соберу эту мелочь”, - подумала она. Подняла коробку, разложила  игры.

     Но  в это время ребята затеяли  интересную игру-путешествие. Построили  из стульчиков автобус и позвали  Наташу принять в ней участие.

     Девочке надо было бы, собрать мозаику, прополоскать и повесить сушиться тряпочку, но Наташе было лень, ей хотелось поскорее принять  участие в игре, поэтому девочка  тряпкой загнала мозаику под  шкаф, туда же отправила мокрую тряпку и побежала к ребятам.

     - Наташенька! Ты навела порядок  на полках? – спросила ее воспитательница  Татьяна Ивановна.

     - Да, навела, - ответила Наташа.

     Татьяна Ивановна проверила: действительно, пыль на полках вытерта, все игры аккуратно  разложены по местам.

     Но  когда, через несколько дней, мячик  закатился под шкаф, и, Татьяна  Ивановна стала помогать Федору его  оттуда достать, она заметила под  шкафом горку мозаики и засохшую тряпку.

     - Интересно, откуда это здесь  взялось? – спросила она у  ребят.

     Никто не знал, а Наташа покраснела и сказала:

     - Сейчас я все уберу.

     Так она и сделала.

     Что вы думаете о поступке Наташи? Как  бы поступили вы?

     Трудолюбива ли Наташа?

     Умеет ли доводить дело до конца?

     Почему  говорят: “Конец – всему делу венец”?

     Ответственно  ли отнеслась Наташа к порученному делу?

     Если  нет, то почему?

     Чтобы добиться успеха, в каком либо деле, нужно проявлять настойчивость  и терпение. Не лениться!  

     Физкультминутка

     “Раз  – согнуться, разогнуться.

     Два – нагнуться, потянуться.

     Три – в ладоши три хлопка,

     Головою три кивка.

     На  четыре – руки шире.

     Пять, шесть – тихо сесть.

     Семь, восемь – лень отбросим”.

     Настало время из короба сказку доставать! 

     Украинская  сказка “Колосок”

     “Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.

     Вот однажды подметал петушок двор и  видит на земле пшеничный колосок.

     - Круть, Верть,- позвал петушок, - глядите,  что я нашел! Прибежали мышата и говорят:

     - Нужно его обмолотить.

     - А кто будет молотить? – спросил  петушок.

     - Только не я! – закричал  один.

     - Только не я! – закричал  другой.

     - Ладно,- сказал петушок, - я обмолочу.

     И принялся за работу. А мышата стали  играть в лапту.

     Кончил  петушок молотить и крикнул:

     - Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

     Прибежали мышата и запищали в один голос:

     - Теперь нужно зерно на мельницу  нести, муки намолоть!

     - А кто понесет? – спросил  петушок.

     - Только не я! – закричал Круть.

     - Только не я! – закричал  Верть.

     - Ладно, - сказал петушок, - я снесу  зерно на мельницу. Взвалил себе  на плечи мешок и пошел. А  мышата тем временем затеяли  чехарду. Друг через друга прыгают,  веселятся.

     Вернулся  петушок с мельницы, опять зовет  мышат:

     - Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку  принес.

     Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

     - Ай да петушок! Ай да молодец!  Теперь нужно тесто замесить  да пироги печь.

     - Кто будет месить?- спросил петушок.  А мышата опять за свое:

     - Только не я! – запищал Круть.

     - Только не я!- запищал Верть.

     Подумал, подумал петушок и говорит:

     - Видно мне придется.

     Замесил тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил  в нее пироги. Мышата тоже времени  даром не теряют: поют, пляшут.

     Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

     - Ох, и проголодался я! – пищит Круть.

     - Ох и мне есть хочется! –  пищит Верть.

     И за стол сели. А петушок им говорит:

     - Подождите, подождите! Вы мне  сперва скажите, кто нашел колосок?

     - Ты нашел! – громко закричали  мышата.

     - А кто колосок обмолотил? –  снова спросил петушок.

     - Ты обмолотил? – потише сказали  оба.

     - А кто зерно на мельницу  носил?

     - Тоже ты,- совсем тихо ответили  Круть и Верть.

     - А тесто кто месил? Дрова  носил? Печь топил? Пироги кто пек?

     - Все ты. Все ты, - чуть слышно  пропищали мышата.

     - А вы что делали?

     Что сказать в ответ? И сказать  нечего. Стали Круть и Верть  вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

     Не  за что таких лодырей и лентяев  пирогами угощать”.

     - Понравились ли вам мышата Круть и Верть?

     - Похожи ли они на петушка  Голосистое горлышко?

     - Что сделал петушок, чтобы испечь  пироги? (обмолотил колосок, намолол  муку, замесил тесто.)

     - Что отвечали мышата, когда петушок  предлагал им обмолотить колосок,  намолоть муку, заместить тесто? - Только не я.)

Информация о работе Воспитание коллективизма старших дошкольников в процессе трудовой деятельности