Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:35, курсовая работа
Цель исследования: Исследование уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по проблеме.
2.Изучить особенности воспитания коллективизма у старших дошкольников.
3.Провести исследование по выявление уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников.
Введение
Детский коллектив не просто группа детей, а педагогически организованная система отношений. Он объединяет дошкольников общей целью и организацией труда. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей [7,c.73].
Коллектив является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности.
В процессе общественной жизни люди вступают в такие взаимоотношения, которые требуют от каждого проявления коллективистических качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, надо систематически упражнять ребенка в коллективной жизни и трудовой деятельности [11,c.56].
Коллектив
необходим и как среда
Как отмечала Н. К. Крупская, детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой». Эти переживания, интересы и общую работу она связывала с общественной направленностью, с решением целей и задач социалистического общества [4,c.23].
Еще более детально определял сущность коллектива А. С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, – писал Макаренко, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет и органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище [8,c.89].
Организация воспитательного коллектива в дошкольном учреждении и группах как единой целостности является первоочередной задачей воспитателей.
Выделяют три проблемы организаторской деятельности воспитателя: создание сплоченного коллектива дошкольников , особенности его развития в различных видах общественно полезной деятельности и стимулирование воспитательных влияний группы на формирующуюся личность ребенка.
Воспитатель как организатор воспитательного процесса в дошкольном учреждении должен обдумывать свою воспитательную стратегию: создать условия для разностороннего развития личности дошкольника, заботиться формировании гражданской позиции воспитанников, об организации трудовой деятельности, которая является одной из важнейших в формировании коллективизма [12,c.123].
Объект исследования является воспитание коллективизма у старших дошкольников.
Предмет – воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Цель работы - выявить уровень воспитания старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Гипотеза: воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности находится на низком уровне.
Цель исследования: Исследование уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
1.Изучить
методическую литературу по
2.Изучить особенности воспитания коллективизма у старших дошкольников.
3.Провести исследование по выявление уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ методической литературы по проблеме, наблюдение за детьми, беседа с детьми о труде.
Теоретический и практический материал данной курсовой работы может быть использован педагогами и работниками дошкольных учреждений.
Глава 1
Теоретические проблемы воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности
1.1. Понятие о коллективе
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский язык означает «объединяю», а латинское collectivus – собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на общности идейных устремлений, на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Например, два дошкольника активно участвуют в работе группы и выполняют общественные поручения. В этом случае они находятся в деловых отношениях между собой. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере интимных отношений. Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, естественно, характеризует их личные отношения.
Деловые отношения отнюдь не исключают личные симпатий. Наоборот, они становятся крепче, если подкрепляются личными симпатиями, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между учащимися складывались хорошие, товарищеские отношения. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися.
Круговую поруку и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, Макаренко считал антиподом коллектива и коллективизма. Что же с этой точки зрения следует понимать под воспитательным коллективом?
Как отмечала Н. К. Крупская, детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой». Эти переживания, интересы и общую работу она связывала с общественной направленностью, с решением целей и задач социалистического общества.
Еще более детально определял сущность коллектива А. С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, – писал Макаренко, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет и органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
Раскрывая характер деловых отношений, на которых должен основываться коллектив, А. С. Макаренко указывал на те конкретные качества, которые вытекают из его социалистического характера. К этим качествам он относил следующие:
1.2 Коллектив, этапы развития коллектива
Коллектив
– это взаимодействующая
В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.
Педагог, работая с группой детей, должен позаботиться о развитии внутригрупповых отношений и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного социального пространства.
Как специально организованное объединение учащихся коллектив формируется не сразу. А. С. Макаренко специально оговаривал, что создать здоровый и сплоченный детский коллектив – дело весьма сложное и требующее продолжительного времени. В этой связи он указывал, что в своем развитии воспитательный коллектив проходит ряд этапов. По каким же критериям определяется уровень воспитанности и зрелости ученического коллектива? В качестве важнейшего критерия выступает отношение учащихся к педагогическим требованиям и к установленным в воспитательном учреждении порядкам.
Этапы развития коллектива:
Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного параметра, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Так, известный советский исследователь коллектива Л. И. Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда важнейшими задачами коллектива должны стать воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива.
Таким образом, коллектив есть такое объединение детей, жизнь и деятельность которого мотивируется целями и задачами общества, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных устремлений и интересов.
1.3 Сущность, характеристика, детского коллектива.
Определение сущности детского коллектива дано исследователем творчества А. С. Макаренко И. Ф. Козловым. Он утверждал, что детский коллектив – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни. Детский коллектив отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через коллектив ребенок входит в жизнь общества. Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах.
Экономический аспект. В трудовой жизнедеятельности коллектива дети знакомятся с тем, что трудящиеся являются хозяевами всех видов общественной собственности. Через трудовой коллектив каждый человек включается в экономические отношения, становится их активным участником. Школьники узнают об экономических проблемах хозрасчетных предприятий, арендных и порядных коллективов. Позднее практической экономики в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Политический аспект. Через коллектив дети вовлекаются в школьное самоуправление, в борьбу за мир, в проведение политических компаний, какими являются выборы в органы власти, перепись населения, всенародный референдум, подготовка праздников и фестивалей. Благодаря коллективу, школьники приобщаются к общественно-политической жизни народа, ценностям углубляющейся гласности, открытости, плюрализма и демократии.
Нравственный аспект. В воспитательном коллективе возникают условия для понимания ребенком морали как общественного явления. В процессе коллективного труда, организационных зависимостей, дружественных отношений школьники осознают общественную мораль как ответственность друг перед другом, самим собой, коллективом и обществом. Практика реальных отношений в коллективе убеждает их в необходимости честного товарищества, добросовестного труда, охраны общего достояния и общественного порядка. Коллективная жизнь, сопровождающаяся горячим нравственным убеждением, формирует прочные основы нравственности личности. В коллективе возникают условия для понимания ребенком морали как общественного явление.
Информация о работе Воспитание коллективизма старших дошкольников в процессе трудовой деятельности