Воспитание коллективизма старших дошкольников в процессе трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследование уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по проблеме.
2.Изучить особенности воспитания коллективизма у старших дошкольников.
3.Провести исследование по выявление уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

док3.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Введение

     Детский коллектив не просто группа детей, а педагогически организованная система отношений. Он объединяет дошкольников общей целью и организацией труда. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей [7,c.73].

     Коллектив является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности.

     В процессе общественной жизни  люди вступают в такие взаимоотношения, которые требуют от каждого проявления коллективистических качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, надо систематически упражнять ребенка в коллективной жизни и трудовой деятельности [11,c.56].

     Коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного влияния на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности. Он обладает полезными традициями, развитым общественным мнением, возможностью активного воспитательного влияния детей друг на друга.

     Как отмечала Н. К. Крупская, детский коллектив  «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой». Эти переживания, интересы и общую работу она связывала  с общественной направленностью, с решением целей и задач социалистического общества [4,c.23].

     Еще более детально определял сущность коллектива А. С. Макаренко. «Нельзя  представить себе коллектив, – писал  Макаренко, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет и органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище [8,c.89].

     Организация воспитательного коллектива в дошкольном учреждении и группах как единой целостности является первоочередной задачей воспитателей.

     Выделяют  три проблемы организаторской деятельности воспитателя: создание сплоченного коллектива дошкольников , особенности его развития в различных видах общественно полезной деятельности и стимулирование воспитательных влияний группы на формирующуюся личность ребенка.

     Воспитатель как организатор воспитательного  процесса в дошкольном учреждении должен обдумывать свою воспитательную стратегию: создать условия для разностороннего развития личности дошкольника, заботиться формировании гражданской позиции воспитанников, об организации трудовой деятельности, которая является одной из важнейших в формировании коллективизма [12,c.123].

     Объект  исследования является воспитание коллективизма у старших дошкольников.

     Предмет – воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

     Цель  работы - выявить уровень воспитания старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

     Гипотеза: воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности находится на низком уровне.

     Цель  исследования: Исследование уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

     Задачи:

     1.Изучить  методическую литературу по проблеме.

     2.Изучить  особенности воспитания коллективизма у старших дошкольников.

     3.Провести  исследование по выявление уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников.

     Методы  исследования: теоретический анализ методической литературы по проблеме, наблюдение за детьми, беседа с детьми о труде.

     Теоретический и практический материал данной курсовой работы может быть использован педагогами и работниками дошкольных учреждений.

 

     Глава 1

     Теоретические проблемы воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности

     1.1. Понятие о коллективе

     Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский  язык означает «объединяю», а латинское collectivus – собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на общности идейных устремлений, на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Например, два дошкольника активно участвуют в работе группы и выполняют общественные поручения. В этом случае они находятся в деловых отношениях между собой. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере интимных отношений. Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, естественно, характеризует их личные отношения.

     Деловые отношения отнюдь не исключают личные симпатий. Наоборот, они становятся крепче, если подкрепляются личными  симпатиями, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между учащимися складывались хорошие, товарищеские отношения. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися.

     Круговую поруку и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, Макаренко считал антиподом коллектива и коллективизма. Что же с этой точки зрения следует понимать под воспитательным коллективом?

     Как отмечала Н. К. Крупская, детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой». Эти переживания, интересы и общую работу она связывала с общественной направленностью, с решением целей и задач социалистического общества.

     Еще более детально определял сущность коллектива А. С. Макаренко. «Нельзя  представить себе коллектив, – писал  Макаренко, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив  – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет и органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

     Раскрывая характер деловых отношений, на которых  должен основываться коллектив, А. С. Макаренко указывал на те конкретные качества, которые вытекают из его социалистического характера. К этим качествам он относил следующие:

  • Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда.
  • Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле.
  • Коллектив является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет на себе первый долг перед всей страной. Отсюда вытекает идея советской дисциплины. В таком случае каждому школьнику станут понятные и интересы коллектива, и понятия долга и чести.
  • Достижение целей коллектива, общий труд, долг и честь коллектива не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей. Коллектив – не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности и согласованности.

 

      1.2 Коллектив, этапы развития коллектива

     Коллектив – это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями. Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы.

     В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку  и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.

     Педагог, работая с группой  детей, должен позаботиться о развитии внутригрупповых отношений и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного социального пространства.

     Как специально организованное объединение  учащихся коллектив формируется  не сразу. А. С. Макаренко специально оговаривал, что создать здоровый и сплоченный детский коллектив – дело весьма сложное и требующее продолжительного времени. В этой связи он указывал, что в своем развитии воспитательный коллектив проходит ряд этапов. По каким же критериям определяется уровень воспитанности и зрелости ученического коллектива? В качестве важнейшего критерия выступает отношение учащихся к педагогическим требованиям и к установленным в воспитательном учреждении порядкам.

     Этапы развития коллектива:

  • В этом смысле первый этап в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве его сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.
  • Второй этап развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.
  • И, наконец, третий этап развития этого требования, когда требует коллектив. Это – тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».

     Иногда  говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного параметра, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Так, известный советский исследователь коллектива Л. И. Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда важнейшими задачами коллектива должны стать воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива.

     Таким образом, коллектив есть такое объединение детей, жизнь и деятельность которого мотивируется целями и задачами общества, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных устремлений и интересов.

 

      1.3 Сущность, характеристика, детского коллектива.

     Определение сущности детского коллектива дано исследователем творчества А. С. Макаренко И. Ф. Козловым. Он утверждал, что детский коллектив – это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни. Детский коллектив отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через коллектив ребенок входит в жизнь общества. Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах.

     Экономический аспект. В трудовой жизнедеятельности коллектива дети знакомятся с тем, что трудящиеся являются хозяевами всех видов общественной собственности. Через трудовой коллектив каждый человек включается в экономические отношения, становится их активным участником. Школьники узнают об экономических проблемах хозрасчетных предприятий, арендных и порядных коллективов. Позднее практической экономики в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

     Политический  аспект. Через коллектив дети вовлекаются в школьное самоуправление, в борьбу за мир, в проведение политических компаний, какими являются выборы в органы власти, перепись населения, всенародный референдум, подготовка праздников и фестивалей. Благодаря коллективу, школьники приобщаются к общественно-политической жизни народа, ценностям углубляющейся гласности, открытости, плюрализма и демократии.

     Нравственный аспект. В воспитательном коллективе возникают условия для понимания ребенком морали как общественного явления. В процессе коллективного труда, организационных зависимостей, дружественных отношений школьники осознают общественную мораль как ответственность друг перед другом, самим собой, коллективом и обществом. Практика реальных отношений в коллективе убеждает их в необходимости честного товарищества, добросовестного труда, охраны общего достояния и общественного порядка. Коллективная  жизнь, сопровождающаяся горячим нравственным убеждением, формирует прочные основы нравственности личности. В коллективе возникают условия для понимания  ребенком морали как общественного явление.

Информация о работе Воспитание коллективизма старших дошкольников в процессе трудовой деятельности