Воспитание коллективизма старших дошкольников в процессе трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследование уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по проблеме.
2.Изучить особенности воспитания коллективизма у старших дошкольников.
3.Провести исследование по выявление уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

док3.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Праздники в детском саду используются и  для воспитания у детей общительности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад - это единая, дружная семья взрослых и детей.

     Доброжелательные  товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские отношения, которые носят более интимный, избирательный характер, охватывают более ограниченный круг детей - 2-4 человека.

     Иногда  поводом для сближения детей  являются внешние обстоятельства (живут  в одном доме, сидят за одним  столом и т. п.). Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.

     Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддерживает ее, если влияние этой дружбы на детей благотворно.

     Подружившихся детей можно назначить вместе, дежурить, ставить их в пару на прогулке, посадить за один стол. Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям; педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.

 

ГЛАВА 2

     Исследование  уровня воспитания коллективизма  у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности

     2.1 База и методика проведения исследования

     Целью нашего исследования является выявить уровень воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

     Базой проведения выступило ДУ ГУО “Ясли – сад №46 г. Минска”.

     Выборку исследования составили 15 человек.

     Среди них 15 детей старшей группы, из которых 7 мальчиков и 8 девочек. (Приложение А)

     Проводимое  исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности находится на низком уровне.

     На  первом этапе – нашего эксперимента, который имел своей целью выявить уровень воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

     На  втором этапе – нашего эксперимента, целью явилось выявление уровня отношения дошкольников к трудовой деятельности в коллективе сверстников.

     Проводимое  исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности более эффективно, чем в процессе игровой деятельности.

     В процессе исследования решались следующие  задачи:

  1. Выявление уровней  воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
  2. Изучить особенности отношения дошкольников к трудовой деятельности в коллективе сверстников.
  3. Исследование проводилось в 2 этапа.

     На  первом этапе - констатирующий эксперимент, который имел своей целью выявить уровень воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

  1. На втором этапе - формирующий эксперимент, целью которого является выявление уровня отношения дошкольников к трудовой деятельности в коллективе сверстников.

     Диагностика проводилась по методике Н.Н.Николаевой “ Методика выявления уровень воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности Н.Н. Николаевой. Предлагались следующие задания (Приложение Б).

     Уровни  отношения дошкольников к трудовой деятельности в коллективе сверстников. (Приложение В)

 

2.2 Анализ результатов исследования уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.

     В ходе исследования были выявлены следующие результаты:

     В группе нами было проведена беседа“ Без труда чести не получишь” (Приложение Г), результаты которого показали, что 6 детей (40%) имеют низкий уровень развития сформированности положительного отношения дошкольников к труду в коллективе, 2 (13%) – ниже среднего, 6 (40%) – средний и лишь 1 ребенок (7%) – высокий уровень. (Приложение В) Почти все дети в группе не владеют навыками коллективной трудовой деятельности. У многих детей возникают трудности при осмыслении своих действий.

     Таким образом, гипотеза о том, воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности находится на низком уровне, подтвердилась. Приняв это во внимание, можно рекомендовать педагогам старших групп использовать коллективный труд в качестве средства, позволяющего формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки положительного отношения дошкольников к труду.

 

Заключение

     Коллектив рассматривается как организационная форма объединения детей на основе определенной общественно значимой совместной трудовой деятельности.

     Педагог, работая с группой детей, должен позаботиться о развитии внутригрупповых  отношений и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного социального пространства. Создание коллектива начинается с организации педагогом коллективного взаимодействия между первичным коллективом. Задача педагога заключается в том, чтобы создать организационную структуру коллектива, обеспечить первичному коллективу позицию субъекта группы (т.е. активного участника), где нет разделения на зрителей, организовать разнообразную деятельность.

     Занятия с детьми помимо занятий, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, нередко решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, классного руководителя, т. к. помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амбрушкевич,  T.A. Почувствовать гармонию природы. // Народная Асвета. – 2005. - №2. – с.80-83.

2. Бабылева, Г. Интерес к  труду в природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – с.10-15.

3. Веретенникова,  С.А. Ознакомление дошкольников  с природой// Пособие для воспитателей - М.:Просвещение, 1980.

4. Глазачев, С.Н.  Экологическая культура учителя. - // Дошкольное воспитание. – 1999. - №4. – с.42-46.

5. Егоренков,  Л.И. Воспитание дошкольников в коллективе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.

6. Зарипова, А.Удивительное рядом (о воспитании  бережного отношения к природе)// Дошкольное воспитание. – 1993. - №7. – с.25-26.

7. Золотова, Е.И.  Знакомим дошкольников с миром животных. - // Дошкольное воспитание. – 1995. - №12. – с.108-110 .

8. Казаручик,  Г.Пробуждаем чувство прекрасного  // Пралеска. – 2002. - №8. – с.45-48.

9. Корабельников,  В.А. Краски природы. - // Пралеска. – 1987. - №2. – с.15-16.

10.Куликова, Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста//Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М., 1985 .

11. Мазурина, А.Ф.  Наблюдения и труд в природе. // Дошкольное воспитание. – 1987. - №6. – с.35-38.

12. Марковская, М.М.  Уголок природы в детском саду//Пособие для учителей и воспитателей. – М.:Просвещение, 1989

13. Методика ознакомления  детей с природой в детском  саду. / Под ред. П.Г. Саморуковой. - Минск. Просвещение , 1984

14. Галяутдинов И. Г. Поиграем вместе, друзья. – Уфа, 1995.

15. Головнева Е. В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие/Е. В. Головнева – М.: Высшая школа, 2006. 

16. И. Бичевина, Т. Корнилова. Культура отношений// Воспитание школьников, – 2009 – №1.

17. Кикина Е. С. Культура взаимоотношений в коллективе // Сельская  школа, – 2006 – №2. 

18. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей  ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.

19. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. Ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

20. Харламов  И. Ф. Педагогика: Учебное пособие.  – М.: «Высшая школа», 1990. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Список  детей старшей группы №2 ГУО «Ясли - сад №46 г. Минска»

  1. Юля П.
  2. Даша Г.
  3. Маша Я.
  4. Саша Е.
  5. Аня Л.
  6. Дима К.
  7. Илья Е.
  8. Леша М.
  9. Николай М.
  10. Света П.
  11. Вадим П.
  12. Дима Г.
  13. Марина С.
  14. Саша Ш.
  15. Леша Ш.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика  выявления уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности Н.Н. Николаевой

     ЗАДАНИЕ 2.1. Цель: выявить характер отношения ребенка к трудовой деятельности в коллективе сверстников.

     Используются  наблюдения за детьми в коллективной трудовой деятельности в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

     ЗАДАНИЕ 2.2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к трудовой деятельности в специально созданных условиях.

     Используются  наблюдения за отношением детей к  коллективной трудовой деятельности, желание сотрудничать друг с другом, приходить на помощь. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения — в поливе, удалении пыли; животные — в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т.п.). Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности — либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

  • Как себя чувствует живой объект?
  • Как вы это узнали?
  • Как ему можно помочь?
  • Хотел бы ты помочь животному или растению?
  • А вы ребята все готовы потрудиться?
  • Почему ты хочешь ему помочь?

 

                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ В

Выявление уровня отношения дошкольников к трудовой деятельности в коллективе сверстников

     ПЕРВЫЙ  УРОВЕНЬ. Для детей характерно неустойчивое отношение к коллективному труду без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное.

     Дети  наряду с отдельными позитивными  действиями могут проявлять к  детям небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым существам. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться друг с другом и заниматься общественно полезным делом вместе. Дети в целом понимают, что надо помогать друг другу, но не осознают почему. Мотивируют необходимость работы в коллективе боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не умеют взаимодействовать друг с другом, не понимают друг друга.

     ВТОРОЙ  УРОВЕНЬ. Дети в целом проявляют к коллективному труду положительное отношение избирательной направленности. Они работают с тем кто больше нравится, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе трудятся преимущественно в небольшом коллективе детей. У детей сложились некоторые существенные представления о труде. Представления о труде становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия друг с другом, применяют их при своей работе. Замечают нарушения правил работы, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов — практической пользой, красотой; обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в труде.

Информация о работе Воспитание коллективизма старших дошкольников в процессе трудовой деятельности