Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:35, курсовая работа
Цель исследования: Исследование уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по проблеме.
2.Изучить особенности воспитания коллективизма у старших дошкольников.
3.Провести исследование по выявление уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников.
Праздники в детском саду используются и для воспитания у детей общительности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад - это единая, дружная семья взрослых и детей.
Доброжелательные
товарищеские отношения между детьми
перерастают в дружеские
Иногда поводом для сближения детей являются внешние обстоятельства (живут в одном доме, сидят за одним столом и т. п.). Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.
Воспитатель,
замечая появление ростков
Подружившихся детей можно назначить вместе, дежурить, ставить их в пару на прогулке, посадить за один стол. Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям; педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.
ГЛАВА 2
Исследование уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности
2.1 База и методика проведения исследования
Целью нашего исследования является выявить уровень воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Базой проведения выступило ДУ ГУО “Ясли – сад №46 г. Минска”.
Выборку исследования составили 15 человек.
Среди них 15 детей старшей группы, из которых 7 мальчиков и 8 девочек. (Приложение А)
Проводимое исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности находится на низком уровне.
На первом этапе – нашего эксперимента, который имел своей целью выявить уровень воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
На втором этапе – нашего эксперимента, целью явилось выявление уровня отношения дошкольников к трудовой деятельности в коллективе сверстников.
Проводимое исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности более эффективно, чем в процессе игровой деятельности.
В процессе исследования решались следующие задачи:
На первом этапе - констатирующий эксперимент, который имел своей целью выявить уровень воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
Диагностика проводилась по методике Н.Н.Николаевой “ Методика выявления уровень воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности Н.Н. Николаевой. Предлагались следующие задания (Приложение Б).
Уровни отношения дошкольников к трудовой деятельности в коллективе сверстников. (Приложение В)
2.2 Анализ результатов исследования уровней воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
В ходе исследования были выявлены следующие результаты:
В группе нами было проведена беседа“ Без труда чести не получишь” (Приложение Г), результаты которого показали, что 6 детей (40%) имеют низкий уровень развития сформированности положительного отношения дошкольников к труду в коллективе, 2 (13%) – ниже среднего, 6 (40%) – средний и лишь 1 ребенок (7%) – высокий уровень. (Приложение В) Почти все дети в группе не владеют навыками коллективной трудовой деятельности. У многих детей возникают трудности при осмыслении своих действий.
Таким образом, гипотеза о том, воспитание коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности находится на низком уровне, подтвердилась. Приняв это во внимание, можно рекомендовать педагогам старших групп использовать коллективный труд в качестве средства, позволяющего формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки положительного отношения дошкольников к труду.
Заключение
Коллектив
рассматривается как
Педагог,
работая с группой детей, должен
позаботиться о развитии внутригрупповых
отношений и содействовать
Занятия с детьми помимо занятий, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, нередко решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, классного руководителя, т. к. помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амбрушкевич, T.A. Почувствовать гармонию природы. // Народная Асвета. – 2005. - №2. – с.80-83.
2. Бабылева, Г. Интерес к труду в природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – с.10-15.
3. Веретенникова,
С.А. Ознакомление
4. Глазачев, С.Н.
Экологическая культура
5. Егоренков, Л.И. Воспитание дошкольников в коллективе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.
6. Зарипова,
А.Удивительное рядом (о
7. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - // Дошкольное воспитание. – 1995. - №12. – с.108-110 .
8. Казаручик,
Г.Пробуждаем чувство
9. Корабельников, В.А. Краски природы. - // Пралеска. – 1987. - №2. – с.15-16.
10.Куликова, Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста//Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М., 1985 .
11. Мазурина, А.Ф. Наблюдения и труд в природе. // Дошкольное воспитание. – 1987. - №6. – с.35-38.
12. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду//Пособие для учителей и воспитателей. – М.:Просвещение, 1989
13. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. П.Г. Саморуковой. - Минск. Просвещение , 1984
14. Галяутдинов И. Г. Поиграем вместе, друзья. – Уфа, 1995.
15. Головнева Е. В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие/Е. В. Головнева – М.: Высшая школа, 2006.
16. И. Бичевина, Т. Корнилова. Культура отношений// Воспитание школьников, – 2009 – №1.
17. Кикина Е. С. Культура взаимоотношений в коллективе // Сельская школа, – 2006 – №2.
18. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.
19. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. Ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
20. Харламов
И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. –
М.: «Высшая школа», 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Список детей старшей группы №2 ГУО «Ясли - сад №46 г. Минска»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика выявления уровня воспитания коллективизма у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности Н.Н. Николаевой
ЗАДАНИЕ 2.1. Цель: выявить характер отношения ребенка к трудовой деятельности в коллективе сверстников.
Используются наблюдения за детьми в коллективной трудовой деятельности в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.
ЗАДАНИЕ 2.2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к трудовой деятельности в специально созданных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к коллективной трудовой деятельности, желание сотрудничать друг с другом, приходить на помощь. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения — в поливе, удалении пыли; животные — в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т.п.). Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности — либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:
Выявление уровня отношения дошкольников к трудовой деятельности в коллективе сверстников
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Для детей характерно неустойчивое отношение к коллективному труду без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное.
Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к детям небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым существам. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться друг с другом и заниматься общественно полезным делом вместе. Дети в целом понимают, что надо помогать друг другу, но не осознают почему. Мотивируют необходимость работы в коллективе боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не умеют взаимодействовать друг с другом, не понимают друг друга.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Дети в целом проявляют к коллективному труду положительное отношение избирательной направленности. Они работают с тем кто больше нравится, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе трудятся преимущественно в небольшом коллективе детей. У детей сложились некоторые существенные представления о труде. Представления о труде становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия друг с другом, применяют их при своей работе. Замечают нарушения правил работы, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов — практической пользой, красотой; обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в труде.
Информация о работе Воспитание коллективизма старших дошкольников в процессе трудовой деятельности