Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа
Теоретические эпицентры воспитания в мире - США, Западная Европа, Япония и Россия. Сильна необходимость модернизации воспитания как потребности социального прогресса. Повышенное внимание к воспитательной проблематике показательно для российского общества. Оно появилось на волне острейшего социального кризиса, который влияет на сознание, чувства, характер каждого отдельного человека. Результатом такого влияния оказались потери высоких нравственных идеалов, асоциальное поведение молодежи, что свидетельствует о низкой эффективности её воспитания в современной России.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Спор о путях воспитания…….…………..………………….
1.2 Приоритеты и проблемы……………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Самоуправление учащихся………………………………….
2.2 Гражданское воспитание…………………………………….
2.3 Воспитание в Турции…………………………………………
Выводы по второй главе ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Во Франции школьные
советы формируются по модели команды.
Ученики и преподаватели
В России школьные советы создаются в средних учебных заведениях. Помимо вопросов обучения, они занимаются социальными проблемами учащихся и преподавателей. Роль учащихся в школьных советах ограничена. Реальная власть в советах обычно принадлежит директору.
Школьные советы, безусловно, улучшили педагогический климат. Тем не менее, многие проблемы воспитания остаются, например педагогический авторитаризм. Немецкие подростки, оценивая своё участие в школьном самоуправлении, заявляли в 1971 г., что оно больше напоминает "игру в песочнице", поскольку полностью подконтрольно взрослым.
2.2 Гражданское воспитание и обучение.
Задачи гражданского воспитания решаются в процессе преподавания общественно-политических дисциплин. Кроме традиционных предметов, вводятся новые дисциплины общественно-политического содержания: "Элективный курс" — в американских средних учебных заведениях; "Руководящий курс" — в английских школах; "Политика" — в немецких гимназиях; "Граждановедение" — во французских лицеях; "Особая деятельность" и "Граждановедение" — в японской школе; "Демократия: государство и общество" — в российских общеобразовательных школах. Гражданское воспитание осуществляется на специальных занятиях в течение всего учебного процесса. В США, например, в начальных школах на обязательных уроках граждановедения знакомят детей с правами и обязанностями граждан. В учебных заведениях есть перемена, которая длится не 5 минут, как все другие, а 10 минут. Дополнительное время дано для того, чтобы учащиеся могли выразить свои патриотические чувства: под звуки гимна они отдают честь звездно-полосатому флагу, который вывешен в каждом учебном заведении. Кроме того, обычно в коридорах школ висят портреты американских президентов, текст Билля о правах. Граждановедение в американских школах входит в учебный цикл, именуемый "социальные науки". Так, в штате Огайо есть междисциплинарные курсы, которые включают 6 основных блоков: "Американское наследие", "Человек и общество", "Мировое сотрудничество", "Принятие решений и ресурсы", "Демократические процессы", "Гражданские права и ответственность". В начальной средней школе ребята постигают представления о таких сообществах, как семья, школьный класс, штат, государство, мировое сообщество. В младшей средней школе изучают всеобщую историю и место США в мировом пространстве. В старшей средней школе знакомятся с деятельностью правительства. Главная цель подобных занятий — помочь ученику стать членом гражданского общества, поверить в право и возможность влиять на общественную жизнь.
В России программы обучения по истории, географии, литературе разрабатываются по-новому: развитие человеческой цивилизации рассматривается как интегральный процесс. Это означает изучение отечественной и мировой культуры как единого и разнообразного процесса, как приобщение школьников к общечеловеческим ценностям. Факультативный курс, например, "Демократия: государство и общество" включает темы, которые позволяют получить представление о соотношении прав и обязанностей человека в демократическом обществе, политических системах в современном мире, формах государственного устройства: "что такое демократия", "общество и демократические ценности", "права человека при демократии", "государство и политическая власть", "выборы — важнейший механизм осуществления демократии", "политические партии и организации" и др.
2.3 Школа и физическое воспитание
В мировой школе традиционные составляющие школьного обучения и воспитания — физическая культура и спорт. Эти уроки прежде всего укрепляют здоровье детей, способствуют формированию общественной личности. Вот почему, например, в начальных школах Великобритании программа включает не столько спортивные занятия, сколько упражнения по развитию ребёнка (игры, соревнования и т.п.).
В Японии сломали представление о теннисе как спорте для избранных — им занимаются сотни тысяч школьников. В почете бейсбол, футбол, бег, плавание, национальные виды спорта. Школы имеют спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, в случае необходимости арендуют частные и муниципальные спортивные сооружения. Особых рецептов физического воспитания нет. Преимущество отдаётся возможно большему объёму нагрузок, разнообразным играм. Это не означает равнодушия к спортивным достижениям. Ежегодно проводятся общенациональные чемпионаты старшеклассников по волейболу и бейсболу. Постоянно соревнуются спортивные команды классов и школ. Если на стадионе сражаются команды, на трибунах активно действуют болельщики, которые заранее разучивают ритмичные песни, готовят знамена и транспаранты.
В Японии в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников: куратор здоровья, доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт. Если в начальной и младшей средней школе Японии успехи физического воспитания неоспоримы, то в учебных заведениях полного среднего образования картина менее радужная. Многие старшеклассники имеют избыточный вес, плохое зрение. Среднестатистический ученик старшей средней школы в 1991 г. хуже прыгал и бегал, чем его сверстник в 1965 г. Это явилось следствием сокращения активного отдыха и спорта. Гиподинамия — враг здоровья учащихся. Если младшекласснику ещё есть время погонять мяч по выходным, то для старшеклассника это непозволительная роскошь.
Состояние физического воспитания в школах России вызывает тревогу. По данным на 1996 г., при поступлении в начальную школу не вызывает опасений здоровье у 13% детей, после окончании начальной школы — только у 7%. В целом за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 3-4 раза. Это следствие недостатков в работе школьной медицинской службы, организации физического воспитания. В школах не хватает спортивных залов, плавательных бассейнов, а из медицинских работников работает лишь медсестра. Неблагополучие со здоровьем российских школьников усугубляется учебными перегрузками и иными негативными педагогическими факторами. Учителя плохо знают особенности работы с больными детьми. В классах с бескомпромиссным, властным учителем учащаются случаи текущей заболеваемости. Иная картина в классах с мягким, доброжелательным преподавателем.
2.4 Школа и семья
Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников. Постоянной и жгучей проблемой является сотрудничество родителей и учителей. Проблема усугубляется явлениями, порожденными особенностями социального развития. Меняется структура семьи. Часто в ней нет представителей старших поколений — бабушек и дедушек, которые ранее брали на себя обязанности воспитания внуков. Воспитательный потенциал семьи снизился из-за нестабильности браков, роста неполных семей, увеличения числа матерей-подростков и др. В учебных заведениях большинства стран мира существуют родительские комитеты либо школьные советы, куда обычно входят родители благополучных учащихся. Отцы и матери трудных детей, как правило, не поддерживают со школой постоянных связей.
В каждой крупной школе США есть филиал общенациональной Ассоциации родителей и учителей. Родители — активные участники школьных реформ. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса вплоть до утверждения программ и методов обучения. Традиция сотрудничества школы и родителей давняя и прочная. Школа является эпицентром общественной жизни: регулярно проводятся заседания родительских комитетов, собрания родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей; ведутся так называемые ученические папки для родителей, где собираются сведения о проблемах, с которыми сталкивается школьник. Но многие школы стремятся к ещё большему взаимодействию с родителями: например, устанавливают "горячую телефонную связь" — дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации. Любопытными впечатлениями о сотрудничестве семьи и школы в США делится наша соотечественница Н. Коптюг, чьи дети несколько лет обучались в американских учебных заведениях. Так, в Нью-Йорке поощряется присутствие родителей на уроках. Если желающих посидеть в классе слишком много, устанавливается график. Родители приходят погулять с детьми, помочь раздать ланч, возят школьников на экскурсии, проводят занятия по домоводству, устраивают благотворительные мероприятия, организовывают ярмарки, обеды, лекции. Гостями класса были родители из разных социальных групп: врачи, программисты, ученые, продавцы, уборщики. На встречах дети усваивали, что лучше работать, чем быть наркоманом или бездельником. Но взаимоотношения школы и родителей учеников в США неидеальны. Многих учителей беспокоят попытки некоторых родительских организаций навязать школам свои особые требования.
Связь школы с семьей в Западной Европе постоянно усиливается. Показателен в этом отношении пример Франции. Ещё несколько лет назад французская школа стояла особняком от семьи. Сказывалось влияние традиционных идей о нецелесообразности вмешательства родителей в процесс обучения и одновременно мнение о семейном воспитании как главном пути формирования характера ребёнка. Философ и писатель Ален считал, например, что семья живёт прежде всего кровными, биологическими связями, которые могут превращать жизнь детей в настоящую трагедию. Родители своим авторитетом гнетут сыновей и дочерей, нередко мечтают, чтобы дети прошли успешнее тот жизненный путь, который некогда выбрали они сами. В таком случае подавляются идущие вразрез родительским планам детские мечты и интересы. Слепая любовь не позволяет отцам и матерям быть хорошими учителями. Вместе с тем Ален отлично сознавал, что семья — важнейшая среда детского развития, в которой родители остаются главными наставниками своих детей.
Иной подход к проблеме "школа — семья — ребенок" у представителей нетрадиционной педагогики — "нового воспитания". Французский ученый Г. Миаларе считает, что уже с самого рождения ребёнок попадает в зависимость от матери, под влиянием которой начинается его развитие. Родители оказываются первым связующим звеном между ребёнком и окружением, они первые воспитатели и учителя. Родители должны развить у ребёнка желание учиться. Для этого предлагается постоянно находить поводы для мотивации обучения. При случае рекомендуется посетить будущую школу. Родителям советуют набраться терпения, не отмахиваться от многочисленных детских вопросов, научить ребёнка быть на "ты" с книгой, поощрять самостоятельное чтение. Вредно говорить юному книгочею, что он меньше преуспел, чем кто-либо из сверстников. Педагоги рекомендуют не спешить обвинять детей за школьные неудачи, поскольку их причиной может быть непонимание, а то и конфликт между родителями и учителями. Чтобы избегать педагогических неудач, родителям советуют заботиться о благоприятном психологическом климате в семье, прочных контактах со школой. Учителям предлагают лучше узнать своих учеников в школе и за её стенами. Недопустимой считается практика, когда родители и учителя встречаются лишь при возникновении у школьника проблем. Активными сторонниками сотрудничества семьи и школы являются во Франции общественные организации родителей учащихся. Они выступают в защиту интересов и потребностей образования, учащихся и их семей. Существуют три общенациональных объединения родителей общеобразовательных учебных заведений: два — в сфере общественного и одно — в сфере частного образования. Наиболее массовой и влиятельной является основанная в 1946 г. Федерация родителей учеников общественной школы (около 1 млн. членов). Основанный в 1934 г. Национальный союз родителей учеников свободных школ лоббирует кредитование частных учебных заведений, находящихся под контролем Церкви. Кроме указанных общенациональных ассоциаций, в последнее двадцатилетие возникли и другие объединения родителей, среди которых можно указать Национальный союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ (создан в 1968 г.), который главной своей задачей считает защиту светскости воспитания и обучения, а также Национальную федерацию школ родителей и педагогов (создана в 1970 г.), которая занимается педагогическим образованием учителей и родителей. Все объединения родителей учащихся сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и воспитания. Федерация родителей учеников общественной школы вступает в диалог с представителями школьных властей. Её члены входят в различные структуры образования: школьные и классные советы, стипендиальные комиссии и пр. Особенно активна их деятельность в сентябре, когда они пикетируют государственные учреждения, бойкотируют занятия, настаивая на требованиях дополнительного финансирования образования. В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии и пр. "Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам", — пишет, приветствуя такую деятельность, С. Оноре — активист Федерации родителей учеников общественной школы. Ушли в прошлое времена, когда французская школа отстранялась от родителей, пытаясь самостоятельно решать все проблемы школьного воспитания и обучения. Такая традиция ослабла в начале 1960-х гг. когда учителям было рекомендовано устраивать регулярные родительские собрания. Тогда же родителей допустили в школьные советы, а позже стали включать в административные советы, дисциплинарные комиссии и пр. С 1969 г. родители принимают участие в классных советах, созданных в лицеях. Несколько медленнее сближение родителей с учителями проходило в начальной школе. Ускорило этот процесс учреждение в 1977 г. родительских комитетов.
В Японии первый учитель малыша — мать. Когда ребёнок поступает в школу, его не учат началам чтения, письма и арифметики, так как эти знания он получил в семье. Матери учеников регулярно переписываются с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. "Кеику-мама" (родительница, помешанная на образовании) делает ещё больше. Если ребёнок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания. В присутствии ребёнка родители никогда не подвергнут сомнению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем. В японском обществе господствует убеждение, что семья и школа имеют свои особые педагогические функции: семья как важнейшая ячейка воспитания, учителя как главные ретрансляторы образования. Японские ученые Т. Эндо и Ч. Накаучи считают, что семья — главный источник самопознания, социализации, нравственного становления личности. Этой точки зрения придерживается большинство родителей. Во время массового опроса в 1994 г. около 64% родителей утверждали, что им принадлежит главная роль в воспитании ребёнка; остальные респонденты вообще сочли, что воспитание должно быть полностью делом семьи. Однако не все в Японии думают, что школе следует отказать в функциях воспитания. Профессор Ю. Мурата считает, что школа в состоянии брать на себя задачи семейного воспитания при организации детского питания, обучении правилам уличного движения, соблюдении правил гигиены, половом воспитании и пр. Он приветствует традицию создания семейной атмосферы в школе, когда учащиеся почитают директора как отца, а учителей — как старших братьев и сестёр. В Японии укрепляются воспитательные функции школы и семьи, причем роль школы становится все более значимой. В 1993 г. такой взгляд разделили, например, 75% опрошенных родителей. Указывая причины снижения воспитательно-образовательных функций семьи, родители говорили о тенденциях перекладывания семейных обязанностей на репетиторов, потере интереса к воспитанию детей. В самом деле, многие главы семейств не спешат после работы домой к детям, а предпочитают провести время в компании сослуживцев. Встревоженные падением воспитательной роли семьи, японские педагоги считают, что одним из путей исправления ситуации является развитие домашних форм обучения. В связи с этим профессор Накаучи Тошио предлагает поощрять репетиторство (дзюку) как модель семейного эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания. В японской школе сохраняются традиции изоляционизма. Учебный процесс (программы, формы, методы обучения) остается для родителей запретной зоной. Между тем родители стремятся стать полноправными и активными участниками жизни школы. И это отчасти удается. Они проводят учебные экскурсии, праздники, спортивные состязания, благотворительные акции, уборки школы и т.д. Координируют такую деятельность родительские советы и собрания. В последние годы всё чаще стали приглашать родителей на занятия и совместно обсуждать проблемы поддержания дисциплины в классе.
Информация о работе Воспитание как состовляющая образазовательного процесса за рубежом и в России